Это второй пост в серии. Первый я назвал день 0 потому что... не знаю, наверное потому что при оформлении визы день прибытия не считается.
Базовое предисловие:
Я пишу эту серию постов в первую очередь для освежения собственной памяти в будущем в месте, не зависящем от меня, чтобы я их случайно не удалил, поэтому она будет излишне, по сравнению с другими подобными постами, подробна, а также переполнена впечатлениями и наблюдениями. То есть эти посты для меня самого, но если вдруг вам нравится такая подача, то милости прошу к моему костру. Также я хоть и не сапожник, но если думаю, что мат выразит желаемые эмоции, я им воспользуюсь, так что к каждому посту на всякий случай буду навешивать тег Мата.
Немного о вводных самого путешествия.
В конце января - начале февраля 2025 я слетал в Японию, первое моё путешествие куда либо, так что по большей части оно проходило без адекватного плана и под девизом "Дуракам везёт". Я немного знаком с Японской историей и культурой, минимально знаю язык, достаточно хорошо знаю английский, так что чуть что начинались весёлые шарады
Новый день, новые приключения. Проснулся я в довольно тёплой комнате, что по своему удивительно, так как кондиционер я на ночь не включал, — теплоизоляция у отеля оказалась прекрасная. Забегая вперёд, у других отелей она была хуже и, хоть и было теплее, комната утром была холоднее.
Закончив с утренним туалетом я спустился завтракать. В отеле был шведский стол как с японской, так и западной кухней. Брать можно было что угодно и сколько угодно. Я набрал всё, что увидел, и что не должно было, по идее, вызвать у меня несварение.

После завтрака я закинул всё нужное в рюкзак (а точнее повытаскивал ненужное) и пошёл арендовать велик, чтобы по пути посмотреть как выглядят обычные японские улицы. Правда, пришлось почти сразу вернуться в отель за держателем телефона. Арендовал я электрический велик, так как планировал ехать далеко и много. Возвращать велик требовалось до 18, но за 400 йен можно было продлить это время до 22, что я и сделал.
Аренда великов Kyoto Eco Trip была в районе отелей, так что ребята, походу, на туристах и жили, поэтому работники говорили по английски, а перед арендой давали планшетик с видео о велосипедных правилах в японии. В прошлый день я успел начать осознавать сколько в Японии велосипедистов, так что куче правил не удивился. Основные правила такие:
1) Парковаться только в положенных местах, иначе велик могут оперативно эвакуировать. Есть три типа стоянок: при объекте — бесплатные для посетителей/клиентов, городские — платишь сразу за день и можно парковаться на любой городской, и обычные — оплата по факту сколько простоял, цена зависит от самой парковки.
2) Кое-где на великах ездить нельзя вообще (но можно везти рядом), а кое-где нельзя ехать по тротуару, обязательно выезжать на проезжую часть и ехать по нарисованным стрелочкам.
3) Звонок только в на случай, если думаешь, что ты в опасности.
4) Движение левостороннее.
Были и другие, но остальные для нас уже вполне очевидны.
Также мне предложили купить держалку для телефона, но она оказалась такой же, как у меня. В ретроспективе могу сказать, что держалка хорошая — 300 рублей с озона и работу выполняла идеально. В отзывах только говорят, что она недолговечна — через пару месяцев активного использования сдаёт позиции, что за такую цену, как по мне, и так долго.

Вот такая держалка
Мне дали журнальчик с велосипедными путями в Киото и по ним нарисовали как доехать до святилища Фусими Инари. Журнал в итоге мне не понадобился, гугл карт хватало за глаза, но сервис приятный.
До святилища доехал не особо обращая внимание на окружение, так как было нервно из-за новых правил и левостороннего движения.
На подъезде я оказался на людной улице, поэтому с велика пришлось слезть. Проходя мимо больших Торий, я захотел их сфоткать, поэтому поставил велик, достал телефон и неосознанно сделал пару шагов назад, пытаясь вместить врата в кадр. Сразу же появилась работница забеголовки, рядом с которой я остановился, и начала говорить мне "ноу паркингу", вот настолько тут желательно парковать велик на парковке. Я извинился, так как просто хотел фотку, и стал пятиться уже с великом. Вместив тории в кадр, я поставил велик и уже собрался фоткать, как работница магазинчика, перед которым я оказался (отмечу, что оба раза я был на отдалении и не мешал людям заходить/выходить), спросила "паркингу?" И уже подняла руку показывать где парковка, но я тут же сказал "Щящин даке", мол просто фоткаю. Она понимающе кивнула и с улыбкой стала сверлить меня взглядом, в котором я распознал просьбу свалить побыстрее. Собственно, сделав фотку, просьбу я выполнил.

Вот эти Тории
Улица оказалась прям рядом ко входу к святилищу и я пошёл на парковку при святилище, которая оказалась автомобильной. Я, не особо понимая что делать дальше, стал взглядом искать велики, чтобы поставить свой рядом. Меня тут же увидел работник парковки, быстро подошёл, и, попросив жестами следовать за ним, отвёл меня к велосипедной парковке. Вау, спасибо мужик, я ещё даже не успел понять, что мне нужна помощь в поисках.

Главный вход
Прямо за входом в святилище было зал для молитв, внутрь которого периодически кого-то заводили и происходил какой-то буддистский ритуал, а снаружи люди просто молились. Фоткать было нельзя, так что я и не стал, вместо этого стал искать инструкцию по тому, как тут правильно молиться, японцы же мастера инструкций. Не нашёл, так что пришлось минут 10 наблюдать за местными.
Правильный порядок молитвы такой: 2 поклона, 2 хлопка, поклон. Перед последним поклоном многие останавливаются и непосредственно молятся, а перед всем в ящик для подношений кидается монетка (и, забегая вперёд, если перед ним есть колокол или гонг, то после броска, можно ударить в него один раз). Я человек не религиозный, так что просто следовал ритуалу, а перед последним поклоном ловил дзен.
Дальше стояли лавки, где Мико продавали храмовые штуки: обереги, священные стрелы, дощечки для желаний и т.п.
Перед ними стояли ящички с омикудзи — шестиугольная коробочка с маленьким отверстием и кучей палочек с номерами на них внутри. Трясёшь коробочку, выбиваешь из дырочки палочку, запоминаешь номер на ней и за 200 йен работник храма, в данном случае мико, даст тебе бумажку с предсказанием исходя из твоего номера, ты с ним ознакамливаешься и привязываешь рядом с остальными такими.

Мне выпало 11, моё любимое число, но я прошляпился случайно сказал 1 вместо 11, а заметил лишь потом. Ну и ладно, оставил бумажку на память.
Дальше начиналась вся суть Фусими Инари — куча торий. Сначало их было не особо много, и по примеру японцев я кланялся перед заходом в них, но потом я дошёл до коридора из них и бросил эту затею (хотя в отдельных храмах и святилищах потом кланялся как на входе, так и на выходе).

В мангах это место выглядело волшебно, но в реальности, с кучей туристов, магия вообще не ощущалась — будто в странном метро на работу едешь. Я заснял на видео проход по нескольким таким коридорам, вот одно из видео.
Тории по большей части деревянные и следят за ними так тщательно, что они были похожи на декорации тематического фестиваля, а не храм.
Обратите внимание: Сколько мы потратили на наше двухнедельное путешествие в Паттайю. Делюсь бюджетом поездки.
После я подобное и стал называть "фестивальным стилем". И да, это тоже не добавляло месту магии.По пути заметил, что кое-где в землю вкопаны маленькие деревяшки с надписями. Что это такое, я не знаю, но выглядит интересно.

Через несколько таких проходов я вышел к новому святилищу. Тут по своим идеям было всё аналогично первому, только меньше. Но в углу был камень для гадания: перед камнем нужно было загадать желание и представить вес камня, а потом поднять: если камень тяжелее, то желание будет исполнить сложнее, чем ты ожидаешь, если легче, то наоборот. Интересный концепт.

Камни для гадания
Я загадал вернуться и камень оказался примерно таким же, как я ожидал.
Подъем по коридорам из торий продолжался, в какой-то момент я заметил ответвление вправо, где была куча святилищ поменьше и почти без людей. Я пошёл туда и там я наконец почувствовал священность и "магию" этого места. Алтари, запах благовоний и статуи лис создавали атмосферу и некому её было рушить. Тут стало ясно почему нельзя фоткать некоторые священные места и т.п. — это действительно превращает происходящее в балаган, а не храм. К сожалению нормальную общую фотку этого ответвления, кроме всратой панорамы у меня сделать не вышло, так что вот каруселька с парой местных алтарей.
Из этого ответвления шла какая-то протоптанная тропа в горы. Мозгов у меня нет, так что не думая, я пошёл по ней. В начале тропы нашлись классические следы вандализма, а дальше тропка просто шла по бамбуковому и не только лесу до какой-то технической перегородки и забора с предупреждением опасаться диких кабанов. Мне дважды повторять не надо, я и с первого раза болт забил, так что пошёл по другой тропе. Походя минут 10 я решил возвращаться к цивилизации, так как вряд ли эта тропа куда-то меня бы привела.

Классика
Я вернулся к подъему с кучей торий и продолжил восхождение. В какой-то момент, пройдя мимо очередного места отдыха, я дошёл до естественной смотровой площадки, с которой открывался вид на город.

Я немного расставил руки, подставил мордаху ветру и стал наслаждаться видом рядом с остальными туристами.
Походу такое обычное наслаждение привлекло внимание и ко мне подошёл японец в возрасте, махнул в левую сторону города и сказал "Осака". Я несколько удивился этому и пару секунд просто смотрел на дедка. Он махнул рукой в обратную сторону и сказал, что там Токио. Я в ответ показал руками в те же стороны, называя города, а потом указал направо и спросил это ли Киото. Дедок посмеялся (я тоже) и сказал, мол, да, и что-то поясняя снова стал показываться в эти направления. Я сказал, мол, плохо знаю японский, не понял его, но спасибо. Посмеявшись с ситуации мы разошлись.
Честно говоря у меня из медиа сложилось впечатление, что японцы — люди в среднем интровертные, а также очень ценящие личные границы, судя по куче уровней формальности и близости у них в речи (формальная/неформальная речь, суффиксы, обращение по фамилиям и именам), а поэтому не столь общительными с незнакомцами. После встречи этим дедком этот образ в моей голове стал рушиться и дальше рушиться не переставал.

Каменные тории тоже встречаются
При дальнейшем восхождении встретились ещё смотровые площадки и куча святилищ, но на самой вершине ничего прям особенного не обнаружилось, только очередное святилище, напоминающее предыдущие.

Вроде это святилище на вершине, подобные встречаются и на пути наверх
Но, честно говоря, свежий воздух на холме на расстоянии от города, физическая разминка и разговор с дедком сами по себе чувствовались наградой за восхождение, так что в итоге я не особо разочаровался, и начал спуск.
При спуске оказалось, что на ториях были надписи, которые я раньше просто не замечал, так как они всегда направлены в сторону вершины. На некоторых даже была латиница.
На вершину было два пути, так что спускался не по тому, по которому поднимался. В какой-то момент я увидел неасфальтированное ответвление с надписью "Обходной путь. НЕ ВЫХОД". Обход через ебеня без туристов? Ни слова больше.
Если подумать там могут быть неудобные тропы и те самые дикие кабаны, о которых предупреждала надпись на другой тропе, но мозгов у меня нет, а значит и волноваться мне нечем.
Тропа кое-где была мощёная, но в основном просто протоптанная. Вдоль неё всё ещё нередко встречались группы торий, которые уже не были ухожены до "фестивального" состояния, что вкупе с отсутствием людей создавало прекрасную атмосферу затерянного горного храма. Также регулярно попадались святилища и иногда даже домики.
Фотки из ответвления
В какой-то момент я дошёл до горной стоянки автомобилей и мотоциклов рядом с очень ухоженной группой святилищ. Рядом был знак, указывающий направления к главному святилищу и какой-то станции, походу это был альтернативный путь к Фусими Инари, которым, наверное, пользовались местные работники. Я решил направляться к главному святилищу, так как велик у меня был там. Очень быстро я оказался на смотровой, где говорил с дедком.
В общем, если вы хотите попасть в это ответвление, то после первой смотровой поверните налево, где будет относительно крутая лестница вверх к святилищу с бубенцом. У самого основания лестницы есть тропа налево за каменными ториями, вот по ней и можно попасть в нелюдное место Фусими Инари.
Поэтапный путь к ответвлению
До этой смотровой также два пути, так что я снова повернул на тот, на котором не был.

Пока спускался словил желание передать привет Доду Евгению.
По пути и ранее я находил места, где тории явно были вытащены, так что походу их регулярно меняют и, подозреваю, на них пишут вещи, которые посетители пишут на миниатюрных ториях, которые покупаются и вешаются у главного входа.
Также по пути вниз заметил странного рыжеватого голубя.

Орнитологи, кто шарит что это за вид?
Почти у основания я встретил кошку, она мне не далась, но чуть дальше оказался один из многих домиков с сувенирами, но у него продавались фотки местных кошек, чтобы этих самых кошек содержать. Фотки красивые, так что я взял одну.

И вот уже почти у выхода я встретил табличку с инструкцией как молиться. Можно подумать, что я просто не туда пошёл, но нет, путь между этим местом и главным входом лежит через обычные городские улочки, никакой турист не пойдёт сюда в первую очередь. Странное место для инструкции, короче.

У этого входа было несколько святилищ с буддами.
Вернувшись к главному входу я взял якитори на шпажке из ларька, которые часто можно увидеть в аниме и манге. Кстати, рядом с ними стоит табличка, запрещающая есть на ходу. Дело в том, что есть на ходу в Японии считается дурными манерами, а в храме, судя по всему, подобное вообще неприемлемо.
В итоге посещения очевидно как много в самом святилище я не посетил, но, у меня были ещё планы на день, так что после полутора секунд размышлений было решено оставить эти места на следующий раз.
Перекусив, я пошёл за великом и направился туда, куда больше всего хотел при посещении Японии — в Удзи, святая святых фанатов Эуфониума и мирового поставщика маття.
Папка со всеми фотками и видео этого дня так как кучу всего я просто не стал лить в пост: https://drive.google.com/drive/folders/14fDQF47hcSz76ogKA4RV...
Следующий пост будет про первое паломничество по местам аниме Hibike! Euphonium в Удзи.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Моё путешествие в Японию. День 1. Часть 1. Фусими Инари.