Наше приключение под названием AskTundra2024 состоялось в сентябре. Я настоятельно рекомендую планировать такие поездки заранее — мы сознательно подошли к вопросу экологии: передвигались строго по дорогам или разрешенным участкам, не нанесли вреда тундре и кустарникам, а также вывезли не только свой, но и чужой мусор. Как легко догадаться из названия маршрута, он пролегает по удивительному и завораживающему Кольскому полуострову. Организовать автопутешествие с большой компанией — задача не из легких: часто отдельной сложностью становится уговорить и собрать друзей, согласовать планы и распределить обязанности. Но нам невероятно повезло — собралась наша банда, коллеги из команды Nibiru.team, увлеченные путешествиями, ставшие друзьями и единомышленниками.
Когда-то мы начинали с маленькой компании и одной машины, а теперь нас 12 человек, две верные собаки, два надежных УАЗа «Патриот» и такой же выносливый Renault Duster.
Цель была проста: отдохнуть после напряженного летнего рабочего сезона, никуда не торопиться и, если погода позволит, посетить любимые места Хибин, покататься на SUP-досках по живописным водоемам. Этот маршрут отлично подходит для начинающих автопутешественников. Самое главное — иметь автомобиль с полным приводом и высоким клиренсом, чтобы избежать ненужных приключений на дороге.
Наш запланированный маршрут:
День 1: Санкт-Петербург — Кировск (ночевка на озере Малый Вудьявр у подножья хребта Кукисвумчорр в Хибинах).
День 2: Кировск — Териберка.
День 3: Отдых в Териберке и приготовление ризотто в невероятном месте.
День 4: Териберка — Дальние Зеленцы.
День 5: Дальние Зеленцы — Мурманск.
День 6: Мурманск — Кандалакша.
День 7: Кандалакша — Санкт-Петербург.

Как подготовиться к путешествию?
1. Транспорт
Наше путешествие по Кольскому полуострову не требовало специально подготовленного транспорта. Мы успешно использовали два УАЗа «Патриот» и Renault Duster. Однако последний иногда испытывал трудности на сложных участках дороги.
Важные моменты, которые стоит учесть:
Полный привод и дорожный просвет. Маршрут включает подъемы, песок, рыхлые участки и броды.
Запасное колесо. Острые камни, остатки старых мостов или другие сложные поверхности могут стать серьезным испытанием для шин.
Просторный багажник. Это особенно важно, если вы планируете спать в машине, а не в палатке.
Движение в колонне. Лучше всего путешествовать группой из двух и более автомобилей. Это повысит безопасность и поможет разрешить непредвиденные ситуации.
2. Снаряжение и экипировка
· Палатки и спальные мешки. Выбирайте спальный мешок, ориентируясь на прогноз погоды. Температура в сентябре может опускаться ниже нуля. Стоит проверить прогноз по всему маршруту, потому что… температуры в Кировске и Териберке могут существенно различаться. Было бы удобно, если бы в спальном мешке были специальные вкладыши-чехлы — их проще стирать и чистить. Не стоит брать самую дешевую палатку — ее, скорее всего, снесет сильным ветром или промочит дождем. Поэтому вам понадобится прочная палатка с непромокаемым тентом.
Одежда. Теплая, ветро- и влагозащитная. Также могут пригодиться сапоги для исследования бродов и луж.
Горелка и газ. В тундре не рекомендуется разводить костры — берегите природу. Да и с дровами в Арктике ситуация непростая.
Дополнительное оборудование. Тент, инвертор для зарядки устройств, требующих напряжение 220В, навигатор с возможностью загрузки карт (интернет есть не везде), рация, дополнительный запас воды и еды на 2-3 дня на случай непредвиденных остановок.
Для водных развлечений. Если планируете заняться SUP-серфингом или каякингом, обязательно возьмите гидрокостюм. Вода здесь холодная круглый год.
Запас топлива. По пути не всегда есть заправки, и если ваш автомобиль тоже «хочет пить», лучше не ездить без канистры с бензином.
3. Еда и вода
Еда. Мы готовили себе сами. Нашими лучшими помощниками стали газовая горелка и походный чайник, а самым незабываемым ужином стало ризотто в большой кастрюле с видом на бескрайнее Баренцево море в «конце дороги» в Териберке.
Тем, кто хочет попробовать местную кухню Териберки, рекомендую ресторан «45-й Причал». В Мурманске — «Царская Охота», «Серый Гусь» и «Терраса». Чек довольно высокий.
Вода. Вокруг много чистой воды, поэтому умереть от жажды проблематично. Но кто знает, кто мог справить нужду или умереть в этой воде (если я говорю о животных), поэтому ее все же рекомендуется хотя бы прокипятить. Но мы взяли с собой бутилированную воду.
День первый: путешествие в темноте
Некоторые путешественники любят растянуть маршрут и переночевать в Карелии. Но нам хватило Карелии на сезон, поэтому стартовали в 3 часа ночи. Да, время не самое удобное, но в хорошей компании даже 15 часов за рулем пролетают быстро. Дорожный плейлист загружен, кофе с заправки взят — поехали! Пустые дороги, волшебные ночные пейзажи и магические рассветы в карельских лесах — вот простое счастье путешественника.
Почему лучше ехать в сентябре?
Кольский полуостров в конце сентября — настоящее сокровище. Туристов мало, осенняя тундра светится разнообразными красными, оранжевыми и золотыми красками, а на горизонте уже появляется северное сияние. Холод еще не проник в кости, но свежесть севера освежает.
Первый день полностью прошел в дороге. Последние несколько часов нашего пути сопровождал унылый и надоедливый дождь, который скрыл красоту окрестностей. На озеро Вудьявр мы прибыли уже в сумерках, но погода сделала нам подарок. Как только мы разбили лагерь, дождь прекратился, небо прояснилось, и мы увидели первое за всю поездку северное сияние. Не самый яркий танец света, но для начала — отлично.
Кстати, палатку мы ставили на SUP-доски. Они становятся идеальной подложкой: теплые, мягкие, без камней и кочек под спиной. Кататься на досках уже никто не рискнул — все устали от дороги. Но под северным сиянием этот момент стал символичным: «Теперь мы точно здесь!»
День 2: Кировск - Териберка
Ранним утром ясное небо и мягкий солнечный свет озарили склоны Хибин. Завтрак — блины, кофе и расслабляющая прогулка на SUP — задал идеальный тон всему дню.
Пока мы завтракали, к озеру стали подъезжать местные жители, и тут нас ждал сюрприз — встреча со старым знакомым из Питера. Он порекомендовал посетить спасательную базу и гостиницу Куэльпорр, где, по его словам, можно увидеть потрясающие виды, водопады и даже купить уникальные сувенирные футболки.

SUP на Малом Вудьявре

SUP на Малом Вудьявре
Вдохновленные этой идеей, мы отправились к водопаду Рисйок. Тропа потрясающая: горы, озера, кристально чистая вода. Сам водопад — двухкаскадный, высотой около 20 метров, кажется, будто он парит в воздухе. Это сложно описать словами, но даже воздух здесь будто искрится.



Времени на осмотр достопримечательностей было в обрез — сегодня нам еще предстоял переезд в Териберку. Когда мы приближались к поселку, нас снова встретило северное сияние, словно приветствуя гостей.
В кемпинге «Териберка-Турс» нас ждал небольшой шок: в поселке отключили электричество, и негде было зарядить телефоны. Но мы восприняли это как вызов. Мы называем такие ситуации «ситуативным туризмом», имея в виду, что даже в них можно найти свои плюсы. И плюсы были: отсутствие электричества подарило нам идеально чистое звездное небо, не засвеченное искусственным светом, а северное сияние снова можно было наблюдать прямо у порога нашей палатки.

День 3: Териберка
Мы провели день, гуляя по Териберке, которая уже давно стала для нас родным местом. Но поскольку часть нашей группы была здесь впервые, мы решили пройти по классическому маршруту: подняться на несколько прибрежных холмов к водопаду.
Ситуация изменилась с тех пор, как Териберка получила статус особо охраняемой природной территории. Деревянные настилы теперь облегчают передвижение и избавляют от необходимости пробираться через ручьи. Место стало заметно чище, а информационные таблички рассказывают о местной флоре и фауне. Это, конечно, делает территорию более доступной, но немного отнимает дух дикой природы.
Для тех, кто хочет побыть наедине с северной тундрой, есть выход: прогуляться за водопады и за древними орудиями береговой обороны. Если двигаться на восток, за «конец всех дорог», перед вами откроется бескрайняя, почти нетронутая тундра. Самое главное — помнить о ее хрупкости и оставить ее такой же чистой, какой вы ее нашли.

Тревожная тема — пожары
Этим летом и осенью Кольский полуостров пострадал от пожаров. Самая распространенная причина — человеческая халатность: выброшенные окурки, осколки стекла или разбитые бутылки. Мы сами наткнулись на горящую тундру. Попытались помочь: вызвали пожарных и сами пытались потушить возгорание, но безуспешно. Пожар в тундре коварен: он может тлеть под мхом и камнями.

«Левиафан»
Распространено заблуждение, что популярность Териберки связана с фильмом «Левиафан». Однако интерес к этому месту возник гораздо раньше — после отмены пограничного режима в 2009 году. Тогда путешественники могли свободно приезжать сюда даже на обычных машинах и открывать для себя уникальную красоту этого края. Я из любопытства расспросил туристов, приехавших в Териберку, — фильм почти никто из них не видел.
Фильм вызвал споры: одним он понравился, другие остались равнодушными. Однако в финальной сцене есть интересная ирония. Группа нечистых на руку чиновников и священников едет по териберской дороге в сторону «газпромовской дороги» — дороги, которая через несколько километров обрывается, символизируя путь в никуда.
Ризотто с края земли
Изначально мы планировали приготовить ризотто на следующий день, но узнали, что утром дорогу перекроют, что для Териберки нормально. Поэтому мы решили приготовить ужин в «Конце дороги» сегодня.
Дорога к этому месту пролегает вдоль побережья по так называемой «газпромовской дороге».
Обратите внимание: В каких случаях раньше на Севере можно было таскать рыбу из чужих сетей.
Маршрут наполнен бирюзовыми водами Заварисинской бухты, закатными скалами и бескрайней тундрой. Но следы человеческой безответственности огорчают: мусор, граффити на камнях.

День 4: Териберка – Дальние Зеленцы
Утром выезд из Териберки был закрыт. В информационном пункте обещали сформировать колонну с 9 до 11 утра. Мы подъехали к светофору на въезде в поселок, но кроме нашей машины там было всего несколько автомобилей. В 8:50 водитель соседней машины не выдержал и уехал, проехав на красный свет. Мы остались и надеялись, что система заработает по графику. Однако к 9:15 ситуация не изменилась: светофор продолжал гореть красным, а табло упрямо сообщало, что дорога закрыта. Попытки связаться с диспетчерской не увенчались успехом.
Эти табло — отдельная история. На въезде в Териберку мы столкнулись с обратной ситуацией: табло сообщало, что дорога свободна, но светофор горел красным. Однако водители проигнорировали сигнал и уверенно продолжили движение.
Сейчас в Териберке активно вкладываются деньги, в том числе строят новую асфальтированную дорогу. Раньше большая часть 40-километрового пути была грунтовой, что зимой из-за снежных заносов становилось огромной проблемой. Бывали случаи, когда поселок оказывался на недельном карантине. Надеемся, новая дорога устранит эту трудность.
По пути в Дальние Зеленцы заехали в Туманный, поселок, оставивший двоякое впечатление. На въезде мы увидели магазин с ироничным названием «Альбион». Но искать сходство с Британией здесь бессмысленно. Ряды серых пятиэтажек с выбитыми окнами и темные улицы создают ощущение заброшенности. Но среди всего этого хаоса люди живут: работает школа, магазин, рождаются дети. Это мир, где суровая природа встречается с полной свободой.
Заброшенные дома Туманного хранят следы прошлого: старая мебель, книги, игрушки. Местные жители с грустью вспоминают былые времена, рассказывают, что когда-то это было оживленное место: гарнизонные войска, инженеры-электрики, строители гидроузла. Все это теперь в прошлом. Один из туристов грустно заметил: «Жаль, это не похоже на Териберку, где поселок оживает из-за притока туристов». Жители Териберки могут поспорить с таким мнением.


Но нам пора было двигаться дальше, в Дальние Зеленцы — место, ставшее частью нашей северной истории. Мы были там два с половиной раза. Первая попытка зимой закончилась быстро: как только мы доехали до первого брода, машина начала царапать днищем по насту из льда и снега. Тогда, опасаясь застрять и не желая рисковать перед встречей с туристами, мы решили вернуться.
Вторая поездка осенью оказалась гораздо успешнее. Хотя дорога и была сложной, но проезжаемой. Каждый брод и шаткий мостик усиливали волнение и заставляли почувствовать себя частью этой дикой и беспощадной местности. Теперь, зная маршрут, путешествовать стало легче, но Север не утратил своего волшебства.
Как поется в песне: «Если полюбишь Север, то никогда не разлюбишь». Эти слова как нельзя лучше отражают чувства, которые вызывает местный пейзаж. Бескрайние просторы, реки, каменистые поля — Север либо навсегда покоряет людей, либо отпускает тех, кто никогда не был с ним рядом.
Когда стоишь перед этой величественной природой, начинаешь лучше понимать тех, кто предпочитает жить в суровых условиях, например, в поселке Туманный. В такой местности особенно остро ощущается чувство свободы.

Дальние Зеленцы встретили нас торжественным молчанием. Некогда впечатляющие заброшенные здания постепенно превращаются в руины. Особенно больно было видеть биологическую станцию. Ее стены рухнули, а внутри — остатки научных исследований: пробирки, образцы водорослей, даже мозги в банках. Когда-то здесь началось эпическое заселение Баренцева моря камчатскими крабами, но сейчас это лишь мрачный памятник ушедшей эпохе.



Мы также посетили Северную коррозионную станцию, построенную в 1948 году. Ее миссия — испытания материалов в экстремальных условиях севера. Некоторые старые металлические образцы все еще стоят, хотя ржавчина разрушила почти все детали.
Глядя на эти испытательные стенды, невольно задаешься вопросом: как долго здесь продержатся наши старые УАЗы?
Когда солнце скрылось за горизонтом, а небо стало темно-синим, мы поняли, что снова пропустили поездку на SUP. Вся эта суета дороги и впечатления дня заняли больше времени, чем мы ожидали.
Но это нас не смутило. Мы договорились встать в 6 утра, чтобы встретить восход солнца над водой, если позволит погода.
День 5: Дальние Зеленцы – Мурманск
Мы встали в 6 утра, и погода сразу дала понять, что покататься на сапсерфинге нам не удастся — дождь, ветер, холод.
Когда все проснулись, погода лучше не стала — серость и холодный ветер, столь любимые петербуржцами, нас не удержали. Мы позавтракали, собрались и отправились в путь.
Сегодня мы планировали поездку в Мурманск и допустили типичную ошибку — не оставили достаточно времени для осмотра интересных мест. Чтобы по-настоящему насладиться прогулками и атмосферой, здесь нужно задержаться минимум на две ночи. Мы успели лишь дойти до Баренцева моря недалеко от мыса Зеленецкого. Места впечатляющие, но, увы, наличие мусора портит общее впечатление…


Дорога впереди уже казалась знакомой, все броды и полуразрушенные мосты уже не внушали страха. Но тут выглянуло солнце. Ради таких моментов стоит ехать на север! Тундра преображается: серость сменяется яркими осенними красками мха, грибов и чистых озер. Пейзажи были настолько завораживающими, что мы не могли просто проехать мимо — то и дело останавливались, чтобы полюбоваться видом. Людям, уставшим от городского шума, пыли и искусственного света, очень важно иногда «заболеть» и запланировать поездку в тундру.

В Мурманск мы приехали уже затемно и остановились в гостинице. Здесь мы успели зарядить все наши гаджеты, принять ванну и, конечно же, посушить грибы — куда же без этого!
День 6: Мурманск – окрестности Мончегорска – Кандалакша
Утром мы направились в Кандалакшу, последнюю точку маршрута. Там нас ждал заранее забронированный А-образный дом с потрясающим видом на Кандалакшский залив. По пути мы остановились в Мончегорске, и хотя с городом мы очень мало общались, вокруг него ходит много историй. Мы хотели сфотографироваться рядом с баннером «Мончегорск — столица России», но, к сожалению, его убрали. Но мы узнали его историю: это было украшение для короткометражного фильма на кинофестивале. Хотя баннер висел недолго, он оставил много разных мыслей.
Поэтому это фото сделано во время предыдущего посещения этих мест.

Мончегорск — столица России
На трассе под Мончегорском часто встречается густой дым, который легко спутать с туманом. Лучше держать окна закрытыми и проезжать этот участок быстро, но осторожно. За дымку можно поблагодарить «Североникель». Почва вокруг завода пропитана серной кислотой, повсюду видны обгоревшие пустоши. Прогулка по этой местности создает ощущение постапокалиптического пейзажа, в котором можно найти побелевшие кости животных. Никакой растительности, только почерневшие от кислоты пни. Говорят, ситуация улучшилась: на заводах установили новые фильтры, а вокруг города появилось больше зелени. Хочется в это верить.


Судя по комментариям в сети, местные жители любят свой город и защищают завод. Они утверждают, что при строительстве города учли розу ветров, и в сам город выбросы практически не попадают. Но, видимо, никто не подумал об окружающей природе.
У меня появилось интересное желание посетить Мончегорск хотя бы на несколько дней. Возможно, эти окружающие пустоши — всего лишь барьер, призванный отгонять любопытных туристов, а внутри города — настоящий рай с идеальной средой для жизни.


Но мы поехали дальше в Кандалакшу. Планировалось переночевать на Крестовой горе в А-образном домике. Раньше мы останавливались у этих же хозяев в «ДубльДоме» на Волосяной горе. Могу порекомендовать оба места, но самое главное — заранее ознакомиться с особенностями, чтобы понять, подходят ли вам такие условия. Вот несколько моментов, которые стоит учесть:
Сухие туалеты и походные душевые — кому-то это может показаться неудобным;
Спальные места. Не ждите роскошных кроватей с удобными матрасами и постельным бельем. Вместо этого вы получите деревянные нары, простые матрасы и спальные мешки без подкладки;
Сложность доступа. Если говорить о «ДубльДоме», то дорога туда не самая легкая. Подъем в гору занимает около 1,5 километров, что может быть неудобно для людей, не привыкших ходить пешком. Но для нас это лишь одна из прелестей этих мест.
Условия довольно спартанские, и к этому нужно быть готовым. Тем, кто привык путешествовать и жить в палатках, эти условия не покажутся страшными. Окружающие пейзажи обязательно заставят вас забыть о возможных неудобствах.

Наши планы снова пошли наперекосяк. Вместо того чтобы остаться еще на ночь и потратить день на изучение окрестностей, мы рано утром сели в машину и поехали в Санкт-Петербург, где и завершили свое путешествие.
Уже планируем следующую поездку)
Спасибо всем, кто прочитал.
Найти нас можно по ссылке и присоединиться к SUP-прогулке или каякинг-туру по Санкт-Петербургу и окрестностям — Nibiru.team
Буду благодарен за подписку в тг
Еще фото из ВК
[Мои] Путешествия Авторские рассказы Путешествие по России Кольский полуостров Териберка Дальние Зеленцы Мончегорск Сапсерфинг Длиннопост УАЗ 8Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Если ты полюбишь Север - не разлюбишь никогда (с) Автотрип по Кольскому полуострову.
