Питкуль — это тихий, уединенный уголок, идеально подходящий для интровертов. Это историческая деревня, основанная в 1925 году и сохранявшая независимость вплоть до 1999 года. В лучшие времена здесь жило не более 180 человек. Добраться до Питкуля, расположенного на берегу Охтокандской губы озера Имандра, можно разными способами: на внедорожнике по лесной дороге из Апатитов или по железной дороге на электричке или рабочем поезде.


Но мы — не такие. Какой может быть внедорожник? И зачем нам поезд? Только хардкор и двухколесный друг! Мы путешествуем исключительно на велосипедах.
Два разных приключения
В этом году я побывал в Питкуле дважды, и каждая поездка стала отдельным приключением. Первый раз был в июле: я впервые проехал 60 километров по лесной дороге в составе команды «ВелоАпатиты» под проливным дождем. Главная особенность этого маршрута в дождливую погоду — он превращается в месиво из глины с лужами, иногда по пояс.
Вторая поездка, о которой хочу рассказать подробнее, была уже осенью, 27 октября. На этот раз я отправился с собаками, а обратный путь мы проделали на рабочем поезде, преодолев около 35 км. Казалось бы, разница невелика, но тонкость в том, что стоял мороз до -4 градусов. Почва, песчаная и промерзшая, стала острой и твердой, как иголки. Лед хрустел под колесами. К сожалению, одна из собак стерла подушечки лап, и на нашем пути оставались кровавые следы. Хотя такие мелкие травмы обычно не причиняют собакам сильного дискомфорта, и подушечки быстро грубеют, питомцу после этого пришлось несколько дней отдыхать.
Осеннее соло-путешествие с собакой
Осенью я путешествовал один, только я и мой пес Вован, поэтому фотографий получилось не так много. Но зато есть история, которой я хочу поделиться.
Мы выдвинулись около 9 утра: в октябре дни короткие, и хотелось успеть погулять по самому Питкулю, а не просто проехать маршрут насквозь. Мороз оказался неожиданным: асфальт покрылся ледком, а давление в шинах моментально упало из-за холода. Мы ехали в тумане. Асфальтированная дорога на выезде из города была пустынна, если не считать стаю бездомных собак, кормившуюся у железнодорожных путей.
Успешно свернув на грунтовку, ведущую к дачным участкам, мы проехали еще 7-8 довольно скучных километров до начала леса. Вован был полон сил и тянул как трактор, на ровных участках разгоняясь до 30 км/ч. В лесу начался медленный подъем. Дорога на Питкуль сначала идет в гору, а потом под уклон, местами довольно крутой. Кругом сосновый лес, туман, красивые пейзажи. Склоны гор покрыты ягелем.
Неверный поворот и ледяная переправа
Навигатор подвел, показав маршрут по старой, уже непроходимой дороге. На развилке я выбрал не ту тропу, и в итоге мы вышли к Черной реке. Почему Черная? Потому что вытекает из Черного озера. Логично? Я отцепил собаку и смело въехал в реку на велосипеде — ноги остались сухими.
Обратите внимание: На велосипеде по Крыму: Севастополь, мыс Фиолент.
На берегу мы разожгли костер. К счастью, топлива, хоть и сырого, вокруг было в избытке. Перекусили и двинулись дальше.Вскоре выяснилось, что мы забрели не туда: тропа вела к ЛЭП и дальше — через болото. Перспектива болотных приключений меня не вдохновила. Я вернулся к реке и решил попробовать переправиться в другом месте. Но вторая попытка оказалась неудачной — я с радостью прыгнул ногами в ледяную воду. Сапоги, конечно, промокли. А сушить их у костра, когда до Питкуля рукой подать, а дома еще дальше, — дело безнадежное. Проехав еще полчаса, я понял, что ноги надо спасать. К счастью, у нас с собой были запасные тапочки (да, именно для переправ) и две пары носков. Сухую пару я оставил про запас, а вторую надел на мокрые ноги для изоляции, а сверху — те самые розовые шлепанцы.
Встречи в пути и долгожданный Питкуль
По дороге мы встретили людей на «Буханке», когда с Вовой переходили очередной ручей. Водитель притормозил, и пассажир высунулся, чтобы предупредить: возле деревни видели медведицу с медвежатами. К счастью, нам так и не довелось встретиться с местной фауной.
В самом Питкуле мы остановились у водонапорной башни. Осмотрели местную достопримечательность — остов какого-то здания (бывшей воинской части?), прошлись по старым железнодорожным путям и мосту через ручей, забрели в темные переулки. Выходить к берегу озера не стали — я замерз, а собака устала.
Ожидание поезда и находчивость Вована
Рабочий поезд заставил себя ждать. Проблема с такими поездами в том, что у них нет четкого расписания. Они могут прийти раньше или позже, поэтому приходится торчать на платформе, пока не появится. Мы приехали первыми. Я припарковал велосипед у забора. Было очень холодно. На мне были только шлепанцы. Постепенно начали подходить местные жители. Вован решил со всеми познакомиться. Как только люди убедились, что он их не съест, они расслабились. Вован же настаивал на проверке карманов новых знакомых. Я отзывал его словами: «Там же нет колбасы!». Один мужчина рассмеялся и сказал, что как раз собирался выбросить в городе колбасные шкурки из кармана. Так что спрятать сосиски от моего мохнатого детектива не удалось.

Поезд опаздывал, и я уже начал думать, что замерзну насмерть, как вдруг услышал долгожданный свист. Ура! Домой! Мужчины помогли закинуть велосипеды в багажную тележку, а мы с Вовой устроились у аккумулятора — это моя любимая часть любого похода. Вован моментально уснул и проспал крепким сном до самых Апатитов. Обычно в поезде ему скучно из-за темноты за окном, и он требует внимания, но эта поездка его вымотала.

Планы на будущее
В следующем году планирую съездить в Питкуль уже с SUP-доской. Я уже катался на Черное озеро и обратно с такой доской, но, как говорится, это совсем другая история.
Мой опыт: Походы, велосипед, собака, отпуск, длинный пост.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Питкуль на велосипеде.
