Обряды боли: зачем мужчины и женщины подвергают себя страданиям в ритуалах инициации?

Моя сестра как-то в сердцах поделилась со мной историей. Ее муж учит их шестилетнего сына не плакать, если тот упадет или поранится, повторяя: «Ты же мужчина, терпи». Сестра была возмущена: «Где это прописано, что мальчикам нельзя показывать слезы?» — спрашивала она, и в ее голосе звучало раздражение.

Я не стал с ней спорить, но и полностью согласиться не мог. С одной стороны, я понимаю отца — мало кому хочется, чтобы сын вырос плаксой. Но с другой — есть риск перегнуть палку. Ребенок может начать подавлять все эмоции, замкнуться в себе, боясь показать слабость. Мать же, наверное, переживает, что ее мальчик в будущем не сможет делиться своими переживаниями, носить все в себе.

Позже я услышал похожую историю от друга. Он отчитал своего пятилетнего племянника за слезы, на что мать ребенка резко ответила, что не надо растить из мальчика «неандертальца». Кто прав в таких спорах? Однозначного ответа нет.

Истоки традиции: закалка духа и тела

Чтобы разобраться, давайте обратимся к истокам. Во многих древних культурах и племенах, сохранивших традиционный уклад, существовали обряды инициации — посвящения юношей во взрослую жизнь. Их суть почти всегда сводилась к одному: будущий мужчина должен был научиться стойко переносить физическую боль, преодолевать страх, голод и одиночество.

Например, у австралийских аборигенов практиковались болезненные операции, такие как обрезание или выбивание зубов. Юноши на долгое время лишались права голоса, соблюдали обет молчания, учились терпеть холод и голод.

В африканских племенах были распространены ритуальные поединки на длинных палках, часто заканчивающиеся серьезными травмами. Северные народы проверяли будущих мужчин на способность выживать в суровых условиях холода и недостатка пищи.

Один из самых жестоких обрядов существовал у индейцев Северной Америки: юношей подвешивали на крюках, введенных под кожу, и привязывали к ногам грузы. Испытание длилось до потери сознания.

Болезненные татуировки, шрамирование кожи — список можно продолжать. Все эти практики преследовали одну цель: сделать из юноши настоящего мужчину, закалив его волю через преодоление невыносимой боли.

Этнограф Юрий Березкин видит в этом и социальный аспект: такие ритуалы, от которых женщины были строго отстранены, укрепляли мужскую солидарность и доминирование в обществе.

Исключения из правил: когда гендерные роли стираются

Однако так было не везде. Например, у народа кето на севере не делали строгого разделения в воспитании мальчиков и девочек. И те, и другие с ранних лет учились тяжелому труду — рыболовству и охоте. Женщины могли становиться шаманами наравне с мужчинами.

Интересный обычай был у саамов. У них не существовало болезненных обрядов инициации. Детей обоих полов с малых лет приучали к ответственности и труду, давая полную свободу действий. Главным было вовремя и хорошо выполнить порученное дело. Путешественники отмечали необычайную самостоятельность саамских детей.

У саамов была и своя «экономическая» подготовка к взрослой жизни. Девочке с детства дарили олененка. Она росла, и росло ее стадо. К моменту замужества размер стада становился показателем ее трудолюбия и хозяйственности, делая девушку завидной невестой.

Боль как ценность: психология привлекательности

Но вернемся к тем культурам, где боль была центральным элементом инициации. Возьмем африканское племя мурси. Молодые люди участвовали в жестоких дуэлях на палках, подвергались болезненному шрамированию. Существовал даже смертельно опасный ритуал с принятием яда, противоядие от которого вкладывала жрица — и не всем.

Женщины мурси также стремились доказать свою ценность через страдание. С юности они растягивали губы, вставляя в них все большие деревянные диски, что считалось признаком красоты.

Почему такие ужасающие практики становились нормой? Здесь вступает в силу интересный психологический механизм.

Обратите внимание: Зачем сейчас в Паттайе (Таиланд) на тротуарах оставляют обувь. Оригинальный способ занять очередь.

Человек, добровольно переносящий дискомфорт или боль (будь то высокие каблуки, обтягивающая одежда или ритуальные шрамы), часто воспринимается окружающими как более значимый, сильный, а значит — и более привлекательный. Таким образом, многие болезненные ритуалы создавались, в том числе, для повышения социального статуса и привлекательности в глазах противоположного пола.

Охота на священное: переход границы

Иногда стремление доказать мужество заходило еще дальше — в область духовного преступления. Например, у африканского народа масаи юноша становился мужчиной, только убив льва — животное, которое во многих культурах считается священным и символизирует благородство, силу и отвагу.

Женщины масаи, в свою очередь, носили невероятно тяжелые медные кольца на шее, руках и ногах — до 8 кг на одну конечность. Снять эти украшения было невозможно. Некоторые дамы вынуждены были даже спать, опираясь головой на специальную подставку, чтобы не сломать шею под тяжестью медного «ошейника».

Схожие ритуалы существовали у айнов (Япония, Сахалин), где мужчины охотились на священных медведей, а женщины с 7-13 лет начинали мучительный процесс татуирования губ. Специальным ножом делались надрезы, которые заполнялись углем. Операция была настолько болезненной, что девочек приходилось держать, а после нее они дни не могли нормально есть и говорить. Такая татуировка была обязательным условием для замужества.

Имитация прорыва: боль как путь к иному состоянию

Зачем все это? Можно предположить, что через экстремальную физическую боль, граничащую со смертью, или через убийство священного животного человек пытался совершить экзистенциальный прорыв, выйти за пределы обычного сознания, символически умереть и возродиться в новом качестве — взрослого, воина, полноправного члена племени.

В некоторых культурах для этого использовали галлюциногены (как многие южноамериканские племена), в других — достигали измененных состояний сознания иными методами (как сибирские шаманы).

В нашем, современном обществе, мы тоже ищем способы «прорыва» — через экстремальный спорт, духовные практики, творчество или личные кризисы. Потребность в переходе, в инициации, в преодолении себя, кажется, заложена в человеческой природе. Древние просто находили для этого более прямые, а подчас и шокирующие для нас формы.

[Моя] Психология Эволюция Личность Путешествия Критическое мышление Цивилизация Этнография Видео YouTube Длинная статья 2

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Обряды боли. Зачем?.