Курильские острова: между мечтой о Мальдивами и реальностью массового туризма

Амбиции и реальность курильского туризма

Но сахалинские чиновники не хотят делать из этого направления вторую Турцию

В последний день Восточного экономического форума наконец-то состоялась сессия, посвященная островному региону. Эксперты собрались на панельной дискуссии под символичным названием «Курилы, земля Русская», чтобы обсудить будущее этого уникального уголка России.

Открыл обсуждение первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко. Он искренне восхитился Курильскими островами, но сразу отметил, что условия жизни там по-прежнему остаются суровыми и требуют серьезной подготовки для комфортного пребывания.

— Была высказана идея создать здесь первоклассный курорт, который мог бы составить конкуренцию лучшим мировым направлениям вроде Мальдив или Сейшел. Однако, узнав на ВЭФ о стоимости суток проживания на Сахалине, я даже немного испугался. Возможно, Наталье [Пахольковой] удастся реализовать этот амбициозный проект, но лично я считаю, что это явно не будет массовым туризмом в привычном понимании.

Денис Кравченко

Позиция народных избранников перекликается с видением сахалинского губернатора, который делает ставку именно на качественных, а не на количественных показателях туристического потока. Власти столкнулись с неожиданной проблемой — они оказались не готовы к тому наплыву путешественников, который обрушился на острова в последнее время.

Позиция региональных властей

Ключевой спикер дискуссии, первый заместитель министра туризма региона Наталья Пахолкова, подчеркнула, что на Курилах предстоит сделать еще очень многое: от развития логистики и инфраструктуры до повышения качества сервиса. Она четко обозначила приоритеты развития.

- Мы не Турция и не стремимся стать ее аналогом. Нам это совершенно не нужно. Наша цель — развивать острова экологически чистым способом, сохраняя их уникальную природу. Нам нужен сознательный, ответственный посетитель, — заявила Пахолкова. — Мы не хотим бесконтрольного потока туристов, мы хотим управляемого, осознанного потока.

Наталья Пахоркова

За последний сезон спрос на Южные Курилы вырос втрое, и свободных мест для размещения катастрофически не хватает. Одна из основных причин такой популярности — существенно подешевевшие авиабилеты благодаря региональным субсидиям. Если раньше перелет в одну сторону обходился в 36 000 рублей, то сейчас — всего 6–7 тысяч. Власти рассматривают возможность сокращения или даже полной отмены этих субсидий.

"Мы сейчас думаем не о том, как ограничить поток туристов, а о том, как эффективно им управлять", — осторожно отметила чиновница. Представителей власти беспокоит, что из-за чрезмерного наплыва посетителей острова могут потерять свою уникальность и привлекательность.

Взгляд бизнеса

Среди участников дискуссии был и генеральный директор ООО «Утари» Герман Васюхник, построивший гостиничный комплекс на Итурупе. Он подтвердил, что Курилы действительно стали модным направлением среди россиян, но оценил перспективы отрасли с практической точки зрения.

— Весь этот бум вряд ли продолжится, если отменят субсидии на авиаперелеты. Туристический поток просто развернется и уйдет в более доступные направления, — предупредил предприниматель.

Бизнесмен отметил, что у него уже много заказов на следующий год. Он не только построил отель, но и создал собственное турагентство, предлагающее комплексные туры «под ключ».

Обратите внимание: 7 вариантов как использовать устаревший iPad (превратить в книгу, фоторамку, в помощник на кухне).

Проблема в том, что билеты на следующий год еще не продаются, и никто не знает, сколько их будет и по какой цене. Если бы у предпринимателей было четкое понимание перспектив, инвестиций в отрасль было бы значительно больше.

Еще одна серьезная проблема — состояние местных аэропортов, которые не рассчитаны на современный пассажиропоток. В небольшом здании аэровокзала могут разместиться только 210 человек. При ухудшении погоды и переносе рейсов начинается настоящая неразбериха — гостям Итурупа порой приходится собирать чемоданы прямо на улице.

«Это так знакомо [острову]», — с грустью констатировал Васюхник.

Васухник, Германия. Фото: Российский парламент

Предприниматель поделился и финансовыми сложностями: изначально строительство отеля на 12 номеров оценивалось в 65 миллионов рублей, но реальные затраты на Курилах составили 130 миллионов. Чтобы выйти на уровень безубыточности, пришлось расширяться, но даже с учетом расширения окупаемость проекта займет 5-7 лет.

Системные проблемы и поиск решений

В ходе дискуссии поднимались и другие острые вопросы. Например, обсуждались сложности с оформлением разрешений на посещение Курильских островов и покупкой авиабилетов. Сейчас нельзя просто купить билет и улететь на Итуруп или Кунашир в тот же день — нужно ждать, пока пограничники оформят документы. Этот процесс занимает в среднем три дня, а иногда растягивается на 7-10 дней.

Самый сложный вопрос — что делать на Курилах зимой. В межсезонье острова замирают, найти рабочих на постоянной основе практически невозможно. Сейчас персонал привозят из Москвы и Санкт-Петербурга на 4-6 месяцев, хотя есть люди, готовые работать круглый год. Но вне летнего сезона туристический поток резко сокращается.

Участники дискуссии говорили о необходимости научиться «продавать молчание» и «продавать эмоции» — это работа на перспективу. Все 500 спальных мест на островах летом заняты, но вопрос в том, как долго продлится этот туристический бум. Островной регион стоит перед сложным выбором: с одной стороны, массовый туризм не нужен, с другой — его ограничение имеет свои экономические последствия.

Перспективы и риски

Сократить турпоток на Курилы технически несложно. Можно возобновить продажу билетов на Итуруп и Кунашир только по предварительной регистрации, предоставляя скидки местным жителям и устанавливая рыночные цены для остальных. Однако это отпугнет туристов среднего класса, для которых путешествие в Сахалинскую область и так является серьезным финансовым решением.

Главная задача в этой ситуации — не обанкротиться. Привлечь состоятельных туристов непросто, а их количество недостаточно, чтобы компенсировать отток среднего класса. При этом люди с низкими доходами все равно не смогут позволить себе поездку в этот отдаленный регион.

Ссылки на новости на нашем сайте. YS.News — независимое информационное агентство Сахалинской области. Поддержите проект и присоединяйтесь к нашему Telegram!

[Мои] Новости Курилы Южные Курилы Сахалинская область Остров Сахалин Развитие туризма Туристическое место Россия Бизнес Государство Гостиничное предпринимательство Длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Курильские острова хотят превратить в Мальдивы или Сейшелы.