Варзуга

К сожалению для ЛЛ, пост длинный, но картинки подписаны.)
Древняя поморская деревня на берегу одноименной реки.

Река Варзуга (длина 254 километра)

Варзуга считается древнейшим поселением на Кольской земле, и отсюда начались поселения поморов по Терскому берегу сначала в устье реки, а затем и дальше. Село упоминается в Софийской летописи 1419 года, где говорится, что оно было разрушено в тот год «маврами», пришедшими из Скандинавии на «бусах и шняках». Этот отряд насчитывал 500 человек, что показывает, что Варзуга даже в то время была известным и богатым поселением, так как для его завоевания требовалось очень много воинов.
Точное время прибытия русских поморов на поселение в Варзугу неизвестно. Самые ранние свидетельства об их поселении на Трском берегу относятся, как свидетельствуют сохранившиеся грамоты, к 1466 году, когда Варзужан Тимофей Ермолиныч перенес свое поселение в Варзуз. Земли реки и ее берегов (ловушки и леса) были переданы Соловецкому монастырю. Через четыре года знаменитая новгородская боярыня Марфа Борецкая отдала дань «своему наследию по побережью, промысловым угодьям, землям и водам, заготовкам (сена) и из Кашкарани. Аналогичный акт был составлен лесными лешими на границе Умбу на река до Красных Шеллейки, и Тони: Камень Тонгю, затопление Кашкаранского паводка, затопление Гринд-Крик».
В первые годы существования Варзууги важную роль в жизни села сыграл Соловецкий монастырь, он построил в Варзууге ферму, начал ловить лосося в реке, а также построил памятник во имя церкви Святителя Николая, покровитель моряков. 15 марта 1491 года игумен Соловецкого монастыря Исайя получил грамоту от новгородского правителя Геннадия, освобождавшую духовенство от всех повинностей и придворную «десятину» (губернатора архиепископа).

Церковь Святого Николая на левом берегу реки Варзуга стала первым православным храмом на Кольском полуострове.

Деревянный купол Никольской церкви в настоящее время реставрируется.

Вид на реку Варзугу, Никольскую сторону и остров Тонкий

Никольская сторона

Фотография нынешнего состояния Никольской церкви из открытого доступа. Наверное, 18 век

После провала независимости Новгорода (1478 г.) Терские земли перешли под власть Москвы. Варзугой называют «местечко» — самостоятельную административную единицу, находящуюся под управлением генерал-губернатора Великого князя Двинского, резиденция которого находится в Холмогорах.

Подробные сведения о местечке Варзуга содержатся в описи 1563 года. В Деревне Суверенитета 124 домохозяйства и 167 домохозяйств. По размерам севера России это густонаселенное село. Все торговые и сельскохозяйственные земли в волости находятся в совместной собственности членов сельской общины и частично монастырских владельцев и двинских арендаторов.

Варзуга сформировала примитивную систему землепользования. Численность жителей всего набора земель сначала равнялась 624, а затем и 866 обыкновенным паям, называемым «луками». Основываясь на многолетнем опыте, фермеры знают примерную прибыль с того или иного клочка земли и получают ее за определенное количество луков. Каждый год главы домохозяйств могли по очереди пользоваться рыбацкими лодками и косить поля в зависимости от количества луков, «кому что принадлежало». Владелец лука имеет право получать свою справедливую долю дохода сообщества от сдачи в аренду земли и продажи коллективного улова.

в то же время с резидентов также взимается суверенный налог в зависимости от количества принадлежащих им луков. По налогу 1563 года варзуйцы платили: 1) земельную плату в размере 6 копеек за лук; 2) дворовую ренту в размере 10 копеек; 3) одну десятую часть стоимости товарного производства, размер которой был установлен в размере; 140 рублей в год 4) Торговый налог ("тамга") - 105 рублей в год; Это была значительная для того времени цифра, свидетельствующая о процветании деревень на Трском побережье, развитии ремесел и торговли.

Расположенная на берегу полноводной реки, в 22 километрах от моря, Варзуга — красивое и удобное место для рыбной ловли, а пороги над ней защищают ее от вражеских кораблей. Левый берег реки назывался Никольской, позднее Петропавловской стороной, а правый берег назывался Пречистенской (или Успенской) стороной по имени церкви.

Петропавловская церковь. Фотографии текущего статуса находятся в свободном доступе. 1864 г

архитектура дворов жителей Варзузана соответствует их рыболовному хозяйству. Поголовья было мало из-за отсутствия сенокосов. Суровый климат, долгая зима, метели и морозы требуют хорошей изоляции жилых домов. Дом был построен прочно, с меньшим вниманием к эстетике и большим вниманием к практичности здания. Во дворе зажиточного помора находился «терем» — изба с русской печью и неотапливаемыми летними жилыми помещениями (горенками, светлицами, повалуши) вблизи основного здания — клетки — места для домашних работ (плетение сетей, плетение сетей); , повалуши) изготовления емкостей и т д.), используется также как кладовая; тамбур – коридор под одной крышей с хижиной; подвал – нижний уровень дома, где хранятся припасы и рыболовные снасти – наклонный пол; для размещения товаров Клетка для сена — чердак над сараем, огороженная территория, используемая для содержания скота. Кроме того, возле реки есть амбары, где хранятся рыболовные и охотничьи товары, соль, сети и рыболовные снасти. На некотором расстоянии от двора расположены также санузлы («мыльные комнаты»).
Мы не знаем, как выглядел дом 16 века, но здесь есть поморская дача 19 века.

Поморская хижина девятнадцатого века. Малые Карелы Мезенского района

иван Грозный боролся с политическими противниками и включил Двинские земли вместе с семьей Холмогор в созданную им «запретную зону» - свое личное удел, а Терский берег остался под контролем Боярдумы, в составе «земщины".

Богатая двинская семья промышленников Бачулиных, воспользовавшаяся царским покровительством для субподряда взимаемой с жителей Беломорья десятины, подала в суд на семью Варзужан о возмещении якобы накопившегося долга в 450 рублей. Жители Варзу отвергли эту возмутительную просьбу. Тогда семья Бачулиных пожаловалась Ивану Грозному. Царь «разозлился» и в 1568 году отправил в Варзугу карательный карательный отряд во главе с Басаргой Леонтьевым.

Свирепые охранники и их двинские сообщники устроили в селе ужасающую резню. Они отобрали у варзузанцев все ценное, разрушили дома, погрузили добычу на корабли, перевезли крестьянское имущество на Двину и продали его на аукционе. Люди бежали кто куда, кто в Мурман-Колский и Печенгский монастыри, кто в Карелию. Вслед за Варзугой гвардейцы разграбили села Омба, Полягуба, Кандалакша и Кемкост.

В памяти жителей эта ужасающая резня известна как «Басаргина Правежа» (правежа – сбор долгов или налогов посредством пыток). Имя Басага использовалось, чтобы пугать непослушных детей.

Никаких сообщений об этом законе не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния ясно видны в инвентаризации деревень, произведенной в мае 1575 года. Через семь лет после правления Басакина в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 заросших места, которые до резни были фермерскими домами; 11 лососей никем не использовались; С учетом новоселов, которым разрешили «строить дворы» на заброшенных участках, в селе было всего 138 дворов.

Разрушением Варзузана воспользовались монастыри северной Руси. Они покупали луки и стрелы у фермеров по низким ценам и принимали пожилых и немощных, чтобы поддержать их, при условии, что их земля будет принадлежать храму после их смерти. Монахи использовали свои луки в качестве залога для предоставления кредитов нуждающимся для создания семьи, а также давали в долг муку и различные предметы под проценты. В большинстве случаев обедневшие поморцы не могли вовремя погасить свои долги и теряли право на получение обещанных им луков и стрел.

Вслед за церковью Святого Николая в Варзуге в 1491 году на левом берегу реки появилась церковь имени апостолов Петра и Павла, а на правом берегу пречистая церковь Успения Пресвятой Богородицы. В описи 1563 года упоминаются также две церкви на правом берегу: одна — патриаршая, посвященная святителю-покровителю Афанасию Великому, другая — Соловецкая церковь, носящая имена Зосимы и Савати. Однако богослужения проводятся только в трёх старинных храмах.

Церкви играют огромную роль в жизни своих прихожан. Древняя мудрость гласит: Человек живёт не одной пищей, но словом Божьим. Храмы объединяют людей и объединяют их. В церкви слушали чтения из священных книг и участвовали в хорах. Здесь собираются люди для обсуждения вопросов мирской жизни. Здесь публикуются королевские указы, официальные отчеты о политических событиях, текущие распоряжения властей. В церкви крестят детей, в церкви венчают женатых, отпевают умерших. Сюда приходят исповедоваться и причащаться, получать благословение священника на добрые дела, совершать молебны. Когда церковь приходила в упадок или сгорала, строили новую церковь, по возможности еще более красивую и величественную.

Церковь Успения – выдающееся сооружение, завершенное и освященное в августе 1674 года. Его высота 34 метра, ширина 14 с половиной метров (без учета коридоров). Издалека однокупольный шатровый храм кажется удивительно стройным, напоминающим свечу, поставленную перед Богом. Примечательно, что пропорции всех частей и элементов церкви очень удачны. Вблизи она выглядит величественно и элегантно. Особое очарование зданию придают так называемые «бочки» — восходящие полукруглые крыши, ряд башен-ожерелья и панели, закрывающие горловину и купол шатра. Во всем здании нет ни одной детали, портящей художественный облик церкви. Изящны резные столбы крыльца, узорчатый конек крыши придела, воротник шатра.

Строители стремятся обеспечить долговечность своих зданий. Церковь построена из сосны, самой прочной древесины в этом районе. Чтобы нижние ряды бревен были менее подвержены гниению, специально подбирали смолистые деревья, бороздили снизу и помещали между бревнами два слоя бересты. Круто скатная поверхность крыши сверху вниз обеспечивает быстрый отвод влаги. Первоначальный деревянный каркас здания не оставался мокрым: он был покрыт деревянной обшивкой, которую в случае износа можно было заменить новой. Отсутствие печи существенно снижает риск возгорания. Крестообразные вырезы повышают устойчивость здания.

Мастер Климент, строитель церкви Успения Богородицы в Варзуге, обладал богатыми знаниями приемов и традиций поморской архитектуры. Его творческая форма была немного изменена и сохранилась до наших дней, став главной достопримечательностью старинного села.

Успенская церковь

Внутри Успенской церкви.

Афанасьевская церковь 1854 г

Колокольня, отремонтированная в 2001 году

С 1614 по 1619 год Варзужский городок стал наследием Соловецкого монастыря, Новопасского монастыря и Патриаршего двора. Чтобы использовать свои поля и косить их, фермеры Варзуги платят своим владельцам налог на возврат арендной платы.

В середине 17 века многие жители Варзуза покинули деревню и поселились ближе к морской промышленности, образовав такие деревни, как Кузомен Тетрино Чаванга. Северная война (1700-1721 гг.) сильно ухудшила положение народа. Огромные налоги и государственные услуги подавляли фермеров.

В 1764 году Екатерина II ликвидировала духовную собственность, превратила монашеских и патриарших (тогда синодальных) крестьян в государственных, а всю землю передала в общинную собственность. Затем жители Поморья получили свободу начинать бизнес и торговлю. Наконец, правительство отменило плату за государственные услуги и плату за рыболовство. Это значительно облегчает положение работающего населения.

После длительного упадка в рыбной промышленности Поморья предпринимательская деятельность начала быстро расти. Наиболее энергичные поморы вышли на воду, построили рыболовные угодья, увеличили добычу рыбы и морских животных, расширили торговлю. Многие жители Варзу разбогатели или значительно улучшили свое финансовое положение.

В 1784 году архангельский губернатор Тимофей Иванович Тутормин решил составить подробное описание вверенной ему губернии. Информация о регионе была собрана с помощью анкеты из 53 вопросов. Самые яркие чиновники и военные ходили по селам и опрашивали местных жителей на митингах по всем аспектам анкеты.

В описании поселка Варзуж подробно рассказывается о хозяйственной деятельности крестьян, семейной жизни, взаимоотношениях внутри общины, обычаях и образе жизни.

Деревня находится в 453 верстах от центра Кольского уезда. Участок вдоль реки длиной полторы версты, а ширина берега реки 50 саженей. В состав поселка входят 7 сел: Оленица, Кашкаранцы, Кузомень, Чаванга, Тетрино, Чапома и Пялица. В поселке 185 домохозяйств с населением 1106 человек (в том числе 526 мужчин и 580 женщин). В 37 домохозяйствах проживают 52 грамотных человека. Имеется 13 мореходных судов общей грузоподъемностью 10785 фунтов. Поголовье: 264 коровы, 30 быков и 739 овец. Вместо лошадей у ​​них были олени — 503 штуки. Ежегодный заготовка сена составляет 5943 сена. Морским рыболовством занимаются 153 хозяйства, в том числе 145 хозяйств, занимающихся ловом лосося, и 47 хозяйств, занимающихся ловом сельди.

В поселке имеется 106 лососевых прудов и 12 озер (Панское, Ингельское, Ирмо, Япомское, Аренское, Межное, Сергозеро, Бабозеро, Кичозеро, Сальницкое, Ондомоозеро и Чавангское), где ловят для собственного потребления «белую рыбу» — сиг, щуку, окунь, налим, плотва, хариус.

Рыбу в основном продавали покупателям в рыболовных районах, на борту находились 19 человек. Их корабли везли в Архангельск до 1000 пудов лосося и до 100 бочек сельди.

Освободившись от наследственной власти, жители Варзу приобрели чувство независимости и привыкли самостоятельно решать свои дела на сельских сходах. «Мы прошли хорошо без всякой причины», - с гордостью заявили Боморы. Приезжие чиновники и путешественники неизменно отмечали открытый характер и нелестное отношение теречан к начальству. Житель Петербурга А. Г. Слезкинский писал после посещения местечка: «Люди здесь бессовестные, разговорчивые, имеют чисто местный и неповторимый взгляд на все окружающее... Поморы «Здоровые, свежие, и веселый на вид». Жители Валзудана одеваются, как горожане: мужчины обычно носят тканевые куртки и кожаные сапоги, а женщины — сарафаны из яркой шерсти и ситца. Носите сапоги. В доме есть самовары и чайные сервизы.

В 1884 году в Варзуге открылась миссионерская школа. Печатные книги стали шире распространяться среди населения. Однако цивилизация еще не коснулась сельской дикости. Местные сказители знают десятки эпических поэм, старинных песен и легенд. Собиратель фольклора А. В. Марков в 1901 году отмечал следующие черты характера терских жителей: «Они не любят опасных затеек, например, не ездят на Мурманские острова и отдаленные рыболовные угодья для ловли морских зверей, а ловят рыбу только с моря. Берега Тески, с Норвегией не торговали... Они славились терпением, внимательностью и мягкостью в поведении в семье и среди людей». Как и писатель С. В. Максимов, Марковы и терские помосцы считаются добрыми, дружелюбные, доверчивые, честные, гостеприимные и добросердечные люди.

Слева направо - Успенская церковь, Колокольня, Афанасьевская церковь, Церковь Сергия в Радонеже, Дом священника и Дом паломника.

Девственный крест

Памятник Александру Невскому, покорителю Биамии

Рядом с Успенской церковью рядом с кладбищем стоит менее впечатляющая часовня. Он построен в память великомученика Уара, что редко встречается в русских деревнях. К этому святому обращались, когда хотели, чтобы он помог их усопшим некрещеным родственникам разных вероисповеданий и душам младенцев, умерших во чреве или во время родов. Зажигая свечи Улу, люди вспоминают остальных о тех, кому не следует зажигать свечи в обычных храмах. На всей территории России имеется всего 25 церквей, часовен и часовен в память уарских мучеников. Как рассказывают жители Варзу, в церковь на Берегу Тески люди часто приходят просить утешения для душ покончивших жизнь самоубийством.
Именем Улы в крещении были названы старший сын Ивана Грозного младенец Дмитрий, утонувший в Шексне в 1553 году, и последний сын Ивана Грозного Дмитрий Угричский из Марии Нагои.

Церковь Джихада 2005.

Икона джихада над входом в церковь

После революции 1917 года в Мурмане установилась советская власть. В марте 1920 года деревня Варзуга стала центром представительного комитета рабочих, крестьян, Красной Армии и рыбаков деревни Варзуга. 1 мая 1930 года на пленуме жители села Варзуга решили объединиться в колхоз, назвав это «зарождением коммунизма». Первым председателем колхоза был избран Павел Александрович Кривоногов.

В колхозах, помимо рыболовства, жители Варзу стали заниматься и сельским хозяйством: выращивали в теплицах картофель, капусту и овощи. Для развития молочного животноводства в колхозах закупались коровы, а затем и свиньи. Однако рыболовство оставалось основной отраслью колхозного производства. Рыбачили не только в реке, но и в Поморских промысловых угодьях.
В настоящее время колхозы имеют статус рыбных хозяйств и занимаются производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной и рыбной продукции. Колхоз входит в состав Мурманского областного рыбопромышленного колхозного союза (Мурманский рыбацкий колхозный союз), а в Мурманском судовом регистре зарегистрированы пять рыболовецких судов: «Жемчужина», «Аметист», «Катрин», «Таврический», «Усма» и три транспортных корабля: «Кателан», «Луки», «Смолнинский». У них работают 300 человек.

В настоящее время колхоз «Родники Коммунизма», помимо промышленного рыболовства, занимается организацией любительского рыболовства на реках Умба и Варзуга, а также является градостроительным предприятием в поселке Варзуга (местный Газпром))). В Варзуге и Омбе есть несколько магазинов кибуца, пекарня, молочная ферма, гостиница, пункты лицензирования и даже офис кибуца. Колхоз обеспечил трудоустройство большинства жителей села, многие из которых работали в колхозе на разных работах в течение года, в зависимости от времени года: весной и летом работали гидами с туристами-рыболовами, осенью и зимой Работали в корыте или заготавливали дрова – сами ловили рыбу и охотились, готовились к новому сезону, строили дома и бани.

Рядом с Варзугой на отдаленных озерах появилось 14 центров рыбалки и отдыха, сюда приезжало на отдых множество иностранцев, даже Эрик Клэптон. Теперь приезжают и внутренние туристы. В конце 2000-х колхоз решил расширить сферу любительского рыболовства и взял в аренду 12 озер на всем Трском побережье. Билеты на рыбалку раздаются в основном жителям Мурманской области, наибольшей популярностью пользуется подлёдная рыбалка зимой.

Усбенская улица. С высоты птичьего полета. Фотографии из общего доступа

Администрация села Варзуга. Местный Белый дом.

Памятник войне Зузан

В Варзуге нет мостов, поэтому люди переправляются с одного берега реки на другой в конном экипаже.

Стоимость транзита составляет 10 рублей.

Коров перевозят из одного конца села в другой вплавь.

Коровы плавают. Фотографии из общего доступа

Это столица епархии Тре. Приходите в гости.

При подготовке исторических описательных постов использовалась свободно доступная литература. Большинство фотографий защищены авторским правом.

Путешествие по России Варзугательское побережье Кольский полуостров туристические исторические здания длинный пост 10

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Варзуга.