Владикавказ: город контрастов и моих увлечений

Пока за окном мелькали пейзажи Ингушетии, я погрузился в подкаст о Владикавказе. Меня заинтересовали осетинские пироги — я пытался разобраться в их названиях, где первая часть меняется в зависимости от начинки (главное запомнить слово «фыджин»). Много слышал и о местной шаурме с говядиной, хотя самому попробовать её пока не довелось, как и другие местные деликатесы.

Граница и первое впечатление

Граница между Ингушетией и Северной Осетией оказалась, пожалуй, самой укреплённой из всех, что я видел. Да, там были полицейские с автоматами, но также и каменные надолбы, ежи, а кое-где — настоящие долговременные огневые точки с бойницами. Видимо, ингушско-осетинский конфликт даёт о себе знать до сих пор. Кстати, Осетия — первый регион, где столица субъекта расположена буквально вплотную к его границе.

Немного цвета в пейзаж.

При въезде в Осетию исламская эстетика соседних республик быстро сменяется более привычной российской реальностью. Появляется ощущение некоторой заброшенности: виднеются свалки, машины в потоке становятся попроще. Свои, местные панельные дома я раньше замечал только в дагестанских Дубках, а в Чечне их как-то не припомню (и причина, думаю, очевидна). Гуляя по городу, я обратил внимание, что кошек здесь гораздо меньше, а собак — больше. Это, кажется, намёк на сложную религиозную историю этих мест.

Лебеди в парке имени Коста Хетагурова.

Как и в Чечне, здесь очень много полиции. Они активно дежурят на всех ключевых перекрёстках при въезде в город. Поскольку в открытом доступе мало информации о причинах такой активности, она кажется несколько загадочной. И да, практически все сотрудники вооружены.

Вид с набережной реки Терек.

Горы и городская среда

Но оставим это. Первое, что по-настоящему захватывает по приезде, — это панорама Кавказских гор. Они настолько близко, что, кажется, ни один крупный российский город не может сравниться с Владикавказом по этой части. Из всех мест, где я бывал, разве что Алматы может потягаться с таким фоном. Поэтому, едва въехав в город (и увидев на фоне заснеженных вершин и «Пятерочку», и всё что угодно!), я сразу отправился искать лучшие ракурсы для съёмки. И кое-что мне удалось.

Первым делом я направился в центр.

Проспект Мира — это не просто главная улица города, это, пожалуй, лучшая улица из всех, что я видел. Широкая пешеходная зона, красивая аллея по центру, по которой ещё и трамваи ходят. Чего ещё можно желать? Разве что велодорожки?

Один из концов проспекта Мира.

В сувенирных лавках на проспекте я искал что-то, что могло бы стать географическим символом города. К своему удивлению, обнаружил многое, связанное с Булгаковым (он здесь жил и работал) и с маленьким Бодровым (погибшим в Кармадонском ущелье).

Неоднородная городская ткань.

Из того же подкаста я узнал, что с Лысой горы открывается потрясающий вид на город. Однако путь туда лежит через частный сектор. Стиснув зубы, я двинулся в юго-западную часть города. Вообще, обширный частный сектор — это участь не только многих южных городов, но и их особенность. Только во Владикавказе одноэтажная застройка стала органичной частью пёстрого городского ансамбля, а не просто фоном для помпезного центра, как, например, в Грозном. Архитектура здесь разнообразна: есть дореволюционные здания, сталинский ампир, хрущёвки, совсем новые постройки и тот самый частный сектор — всё это создаёт уникальный облик.

Весна в городе.

До Лысой горы я так и не добрался. Примерно за пять километров до цели на меня начала лаять и рычать целая стая собак (в поле зрения было три-пять здоровенных псов, размером с лабрадора). Если раньше с отдельными собаками я как-то справлялся, то здесь ситуация показалась куда менее дружелюбной. В общем, я счёл за лучшее повернуть назад.

Впрочем, туда можно подняться и с другой стороны.

Обратите внимание: Опасная дорога во Владикавказ.

Но поскольку часть дня ушла на дорогу, а часть — на перелёт, время было уже около пяти вечера. Стоит учесть, что дело было в апреле, а не в июле, поэтому световой день был не таким длинным. С заходом солнца стало заметно холоднее, а на мне была только рубашка.

Красота Алании.

Прежде чем рассказать о пирогах, хочу отметить ещё одну деталь. Здесь много очень красивых женщин. Возможно, это контрастирует с двумя предыдущими республиками, где многие местные жительницы носили более закрытую одежду. С другой стороны, фактор смешения культур никто не отменял — Владикавказ остаётся городом-перекрёстком, пограничным городом, своеобразным котлом.

Шрифты — это отдельная тема.

Внутри арки родильного дома

Внутри арки родильного дома

На следующий день я отправился в Ингушетию, но об этой поездке я уже писал отдельно, поэтому повторяться не буду. Скажу лишь, что возвращаться туда в ближайшее время не планирую.

Эстетика, напоминающая Лос-Анджелес.

Промзона и кофейная культура

Однако я продолжал исследовать и сам Владикавказ. Меня интересовало состояние некогда крупнейшего в городе Электроцинкового завода (его даже отмечали в школьных атласах как градообразующее предприятие цветной металлургии). В промзоне я увидел развалины цехов и какие-то рукотворные холмы, будто территорию расчищали. Сначала я подумал, что и соседний завод «Победит» тоже закрыт, но позже, пообщавшись со знающими людьми, выяснил, что нет, он ещё работает.

Завод «Победит».

Я обратил внимание, как сейчас используются промышленные территории. Чаще всего это склады стройматериалов или мебели, реже — дискаунтеры бытовой химии и продуктов, а также автосервисы, шиномонтажки, иногда гостиницы, магазины автозапчастей и пункты приёма металлолома.

Обязательно стоит отметить, что Владикавказ — это практически кофейная столица! Здесь не только множество обычных кофеен, но и бесчисленные кофейные фургончики, и даже торговые автоматы на улицах. Особенно запомнилась сеть Coffenberg, обыгрывающая образ главного героя «Во все тяжкие».

Кстати, об автокофейнях: если в Дагестане и Чечне кофе чаще продают из минивэнов вроде «Ларгуса» или «Берлинго», то здесь в ходу старые немецкие микроавтобусы — Volkswagen Transporter T3 или Mercedes Sprinter.

Люди и детали

Я уже упоминал о женщинах, теперь — о мужчинах. Во-первых, удивительно, но здесь не так много бород. Зато очень распространены усы, что почти не встречается в соседних регионах. Вместе с непокрытыми головами у девушек это может восприниматься как своеобразный акцент на своей идентичности, будто бы местные говорят: «Мы не такие, как все вокруг». Учёный А.И. Тревиш в своей работе «Территориальная идентичность, ритм и краевые эффекты…» как раз писал, что яростная защита своей самобытности характерна для пограничных и контактных регионов. Добавлю ещё, что «Приоры» здесь встречаются реже, их место заняла «Калина» — для средней полосы России машина довольно редкая. Видимо, все на охране :)

Суннитская мечеть.

Заметил также, что на парковках немало машин с южноосетинскими номерами. Наводит на размышления.

Лютеранская кирха.

Перед отъездом я съездил в Беслан и посетил Музей истории Владикавказа. Честно говоря, он больше напоминает музей конкретной газеты, где работали С.М. Киров и Серго Орджоникидзе.

Рабочее место С.М. Кирова.

Представьте, если бы шрифты в Word были по подписке :)

Со мной интересно побеседовала смотрительница одного из залов. Во-первых, её впечатлили мои знания географии города (что неудивительно), ведь я спрашивал, какую площадь занимала крепость на карте современного Владикавказа. Она рассказала, что проспект Мира раньше был Александровским проспектом (а ещё раньше — Сталинским) и служил главной транспортной осью крепости.

Она посоветовала мне сходить в Национальный музей Алании, но я не планировал этого, потому что нужно было успеть на поезд.

В целом, возникновение Владикавказа — яркий пример влияния военной стратегии и транспортных факторов. Мне захотелось подробнее изучить историю развития города, потому что она произвела на меня сильное впечатление.

Креативности здесь много.

Итоги

Подводя итог, скажу, что столица Алании бьёт точно в мои слабые места, как каток: здесь отличное пассажирское сообщение (в горы можно уехать на поезде без пересадок), горы невероятно близки и высоки (Казбек смотрит иронично), кофе — культовый напиток, есть прекрасный проспект Мира и несколько уютных парков (я в основном сидел в парке Хетагурова, но не только). Кому-то кавказская кухня может показаться простой — тесто, мясо и специи. Но здесь каждый найдёт что-то своё.

Внутри здания городской администрации.

[My]TripTourists Travel Северная Осетия - Аланья Кавказ Владикавказ Путешествие Россия Long Post 1

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Владикавказ: столица моих аддикций.