В своих заметках о путешествиях я часто говорю об автопилоте — устройстве, которое кардинально изменило наш опыт управления лодкой. Эта штука действительно заслуживает отдельного разговора. У нас самая простая модель румпельного авторулевого от Raymarine, купленная в Швеции за 35 тысяч рублей. В России за него могут просить и все 50. Да, сумма немалая, но теперь я абсолютно уверен: это первая электронная помощница, которую стоит поставить на любую лодку, тем более что установка — дело несложное.
Как это работает и почему это гениально
По сути, авторулевой выполняет простую задачу: держит судно на заданном курсе. Внутри стоит магнитный компас, и если лодка начинает уходить в сторону, устройство через моторчик и редуктор двигает шток, закреплённый на румпеле, возвращая её на курс. Раньше, когда владельцы таких систем рассказывали, что они вообще не крутят румпель, а только нажимают кнопки, мне это казалось полной ерундой. Теперь же я и сам управляю именно так — и это невероятно удобно.
Установка: всё оказалось проще, чем думалось
Начну с самого начала. Когда мы распаковали коробку и начали прилаживать устройство к нашей лодке. В инструкции всё подробно расписано, но на нашем фолькботе оказалось невозможно разместить автопилот строго перпендикулярно диаметральной плоскости. Сначала я волновался, что это повлияет на точность, но в итоге закрепил его слегка под углом. И знаете что? Это вообще не сказалось на работе. К тому же, в настройках можно вносить различные поправки, чтобы синхронизировать его с другими навигационными приборами на борту. В общем, пара отверстий, подключение питания — и можно отправляться в путь.
Управление кнопками: странно, но гениально
Я уже упоминал про управление кнопками. Да, поначалу это кажется непривычным, но на деле всё элементарно. На панели есть кнопки «+10», «-10», «+1» и «-1». Это градусы, которые прибавляются или вычитаются из текущего курса. Нажал, например, +10 — лодка плавно поворачивает на 10 градусов вправо и продолжает идти этим курсом, а я могу спокойно заняться своими делами. Теперь это кажется мне совершенно незаменимым, и я пользуюсь системой даже на реке.
Интеграция с картплоттером: выход на новый уровень
Конечно, на базовых функциях я не остановился. Я подключил автопилот к своему самодельному картплоттеру. Если на карте построить маршрут, то картплоттер будет постоянно передавать данные авторулевому по протоколу NMEA-0183. Об этом я уже как-то писал, правда, тогда ещё не успел как следует всё опробовать. Сейчас же я в полной мере оценил эти «космические» технологии — ставлю точки на экране, нажимаю нужную комбинацию на пульте, и лодка сама идёт по заданному пути. Это просто потрясающе!
Больше расстояний, меньше усталости
Раньше я предполагал, что авторулевой позволит нам проходить гораздо большие расстояния. Так и вышло! Конечно, на реке или в узкостях я всё ещё постоянно нахожусь в кокпите, чтобы следить за обстановкой. Но стоит выйти на открытую воду, где нет риска столкновений, как появляется возможность спуститься в каюту и, например, с комфортом попить чаю. И совершенно неважно, что снаружи ветер, брызги или дождь — ты экономишь силы, следя за картой на телефоне, сидя за столом под мягким светом ламп.
Итог: обязательная вещь для любого судна
Признаю, автопилот потребляет электричество. При ветре нам помогает ветряк, в других случаях — мотор. Но я ещё раз повторю: это must-have, который нужно ставить на любую лодку. Особенно в нашем случае, ведь моя спутница Наталья не слишком сильна в навигации или, например, в работе с парусами. Теперь я один могу ставить и убирать паруса, выполнять сложные манёвры. Я могу даже спокойно поспать подольше, оставив Наташу на вахте, не беспокоясь, что она сильно устанет и совершит ошибку.
