Поздней осенью 1905 года у ворот Александро-Невской лавры появился человек, чей вид заставлял прохожих содрогаться. Высокий, босой, с густыми, почти звериными волосами и лицом, изборождённым морщинами, он излучал какую-то первобытную, тревожную силу. Его серо-голубые глаза смотрели угрюмо и пронзительно, а весь облик вызывал не столько сострадание, сколько суеверный страх, будто перед тобой не просто нищий, а носитель тёмной, неведомой энергии. Непроизвольно хотелось отшатнуться и шепнуть заклинание от сглаза.

Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург
— Ты кто такой? — рявкнул привратник, привыкший отгонять от святой обители подозрительных личностей. — Убирайся подобру-поздорову, а не то сейчас в шею накостыляю! Видишь — дверь стучусь? Пошёл вон, оборванец!
Обычно страж ворот мог быть и помягче, но этот посетитель с жёлтым отливом в глазах и рябым носом не вызывал ни капли симпатии.
«Помилуй, батюшка, грешного, спасения ищу», — вдруг опустился на колени странник, и в его голосе прозвучала такая надрывная искренность, что привратник на миг опешил.
Может, и впрямь не гнать его, а пожалеть? Мелькнула у него мысль. То ли по внезапному душевному порыву, то ли уже попав под гипнотическое влияние этого загадочного гостя, привратник спросил его имя.
— Я — Распутин. Григорий, — отозвался босой человек, подняв голову. И тут случилось нечто удивительное: его голос зазвенел ясно и властно, а на лице расцвела улыбка, которая вмиг преобразила его грубые черты, словно изнутри озарив их светом. Взгляд стал пронзительным и цепким.
«Да это же не бродяга, а, видно, человек Божий, — пронеслось в голове у привратника. — Сила в нём великая! Слава Тебе, Господи, что надоумил не прогнать его!»
— Ну, коли бить не собираешься, голубчик, — улыбка Распутина стала хитрой и знающей. Он, казалось, прекрасно чувствовал, какую власть только что приобрёл над этим простым человеком, и был готов пользоваться этим даром без тени смущения. — Доложишь о мне владыке?
Привратник доложил — и, к общему удивлению, епископ согласился принять странника. Видимо, и в нём Распутин сумел разглядеть или пробудить веру в свою «святость».
Обратите внимание: Таиланд автоматически продлил визы для «застрявших» иностранцев ещё на три месяца, до конца июля.
С этого визита и началось головокружительное восхождение Григория Распутина. Он ловко втирается в доверие к петербургской аристократии. Особенно близко он сошёлся с черногорскими княжнами — Милицей, супругой великого князя Петра Николаевича, и её сестрой Станой, вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Обе были совершенно очарованы этим «простым сибирским мужиком», видя в нём проводника народной мудрости и мистической силы.
Дорога в царские покои
Апофеозом стало проникновение в самое сердце империи — в семью императора Николая II. Сегодня это кажется невероятным: необразованный, зачастую неопрятный крестьянин из сибирской глухомани становится доверенным лицом, почти другом царя, императрицы Александры Фёдоровны и их детей. Современники с изумлением вспоминали, как Распутин являлся во дворец в простой крестьянской рубахе, небритый, от него порой несло потом и дорогой. Но он не старался угодить или соответствовать. Напротив, он вёл себя с поразительной наглостью и уверенностью, открыто заявляя, что его судьба и судьба династии Романовых неразрывно связаны: стоит ему пасть — и рухнет трон.

Григорий Распутин, 1916 год. Фотография из собрания Государственного Исторического музея. Источник Википедия
В каком-то страшном смысле он оказался провидцем. Распутина убили в декабре 1916-го, а уже в марте 1917-го Николай II отрёкся от престола. Конечно, его гибель не была единственной причиной краха монархии, но стала её мощным символом.
Другое дело, что сам Распутин своими скандальными выходками, мутными историями и огромным влиянием на императрицу в вопросах политики и назначений методично подрывал и без того шаткий авторитет царской семьи. Он стал живым воплощением «тёмных сил» при дворе, давая обильную пищу для сплетен, слухов и злобных карикатур.
Вот и думается теперь: а не лучше ли было бы, если бы тот самый привратник Александро-Невской лавры в тот осенний день 1905 года накрепко закрыл дверь и не пустил босого странника дальше порога? Может, тогда многое пошло бы иначе.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Но она оставляет нам уроки и увлекательные маршруты для путешествий во времени. Если вас, как и меня, завораживает мрачная фигура Григория Распутина, то в Санкт-Петербурге есть несколько ключевых точек его пути. Кроме Александро-Невской лавры, стоит увидеть его петербургскую квартиру на Гороховой улице (дом 64) — логово «старца». И, конечно, Юсуповский дворец на набережной Мойки — место, где в роскошных подвалах трагически и символично оборвалась жизнь «друга царской семьи».
[мое] Путешествие Россия Путешествие Санкт-Петербург Григорий Распутин Александро-Невская Лавра Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Александро-Невская лавра. Начало конца императорской семьи.
