
А что, если действительно закопать линкор? Идея, которая кажется фантастической, была воплощена в жизнь молодым Советским Союзом. Для создания уникального оборонительного сооружения сняли две трёхорудийные башенные установки МБ-3-12 с царских броненосцев «Полтава» и «Император Александр III». Так корабельные орудия, предназначенные для морских сражений, нашли новое призвание в системе береговой обороны, став основой для легендарной батареи.
Судьба береговой батареи № 981, позже известной как 122-я башенная дивизия, неразрывно связана с именем наркома обороны Климента Ворошилова. Он лично курировал проект, выбирал места для размещения орудий и внёс ключевое изменение в первоначальный план. Вместо строительства у самой кромки воды комплекс решили перенести вглубь острова. Этот манёвр лишил потенциального противника возможности вести по нему прямой прицельный огонь с моря, сделав батарею по-настоящему «непотопляемой».
Сооружение представляло собой не просто орудийные позиции. В толще скалы был пробит разветвлённый 250-метровый подземный тоннель, соединяющий боевые блоки, силовую электростанцию, склады, технические и жилые помещения для расчёта. Этот подземный город и дал батарее её народное прозвище — «Ворошиловская». Сегодня музейному комплексу, где ведутся реставрационные работы, официально присвоено имя Климента Ворошилова.


Строительство и служба одной из мощнейших батарей СССР
Масштабные строительные работы стартовали осенью 1932 года под руководством военного инженера А.И. Василькова. За первые два года удалось выполнить основную часть работ по выемке скального грунта и обделке (креплению) подземных выработок. Уже в 1934 году прошли пробные стрельбы, а на боевое дежурство батарею заступила в присутствии командующего Особой Краснознамённой Дальневосточной армии В.К. Блюхера.
К 1941 году комплекс был полностью укомплектован и готов к обороне.
Обратите внимание: Как рыба "кинула" свою хозяйку на 1 250 000 ₽ ? История из жизни. Рассказываю ?♂️.
Поскольку сами орудия, скрытые в холме, не имели видимости морского горизонта, для корректировки огня на берегу был построен отдельный командно-наблюдательный пункт.
Схема аккумулятора на сайте KFSS.ru
Доставка гигантских конструкций на остров Русский была отдельной эпопеей. Башни и стволы везли на баржах, а другие механизмы и элементы зимой транспортировали по льду пролива. К сожалению, фотографий самого процесса строительства батареи почти не сохранилось, зато в архивах остались снимки постройки линкоров-доноров, с которых снимали эти орудия.
Сегодня Ворошиловская батарея — это увлекательный музей и одна из ключевых точек притяжения для туристов на острове Русский. Пока для осмотра доступна только одна из двух башен, но есть надежда, что в будущем откроют и вторую.

Орудийный порт одной из башен завален монетами — видимо, туристы слишком усердствовали, бросая «на счастье». Попасть монеткой во второй раз будет куда сложнее...

Любопытная деталь: рельсы, ведущие в нишу за башней, — это след от козлового крана. Он использовался для обслуживания орудий вместо стандартной башенной лебёдки и проработал до 1993 года. Со временем кран пришёл в негодность, накренился и стал угрозой безопасности, особенно учитывая, что позади второй башни на земле лежали учебные снаряды. В итоге конструкцию разрезали и утилизировали.



Главная ценность этого музея — в стремлении сохранить подлинную атмосферу. Заграждения и информационные стенды, конечно, немного её нарушают, но это мелочи. Информацию, кстати, можно было бы разместить и снаружи — внутри башни летом бывает очень жарко, и толчея у стендов только добавляет дискомфорта.

Верхний ярус боевого отделения башни

Верхний ярус боевого отделения башни
Впечатляет своим размахом!
Чем глубже спускаешься в подземелье, тем меньше становится людей. Поток туристов довольно плотный, особенно после открытия парка «Патриот» по соседству. Чтобы сделать кадр без посторонних в каком-нибудь коридоре, иногда приходится выжидать несколько минут.
Главный снарядный погреб

Освещения внизу достаточно, так что фонарик не обязателен, но лишним точно не будет — поможет рассмотреть детали в углах.



Нижний ярус башни
Детали подземных коммуникаций



Ходят слухи, что значительная часть боекомплекта батареи была затоплена в море у острова, но несколько снарядов всё же сохранили и теперь выставляют в музее.



Нижние помещения максимально приближены к своему историческому облику.


Металлические стеллажи для хранения снарядов и круговая кран-балка для их подъёма к орудиям.
Стилизованный информационный стенд.


Часть помещений открыта для осмотра как экспозиционные залы, но описывать каждое — дело неблагодарное. Лучше один раз приехать в Приморье и увидеть этот уникальный памятник фортификации своими глазами. Он того определённо стоит!

Местоположение: остров Русский, Владивосток, Россия
[мои]Достопримечательности, краеведение, путешествия, длинный пост фото 2Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Могучие стволы СССР или история непотопляемого "Подземного линкора.
