![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031653189742930.jpg)
Мы продолжаем познавать российские города через призму советского монументального искусства. На этот раз я поеду в Нижний Новгород. Город одним из первых начал борьбу с «серостью панелей» под лозунгом «Мозаичные панели вместо избыточной архитектуры».
Мозаики Горького советской эпохи тесно связаны с именами Валентина Любимова и Кима Шихова, посвятивших значительную часть своего творчества украшению города. В нашем подробном материале вы сможете познакомиться с этими работами и другими известными советскими художниками, а также наглядно с кем приходилось конкурировать главному архитектору соседнего Дзержинска Евгению Синявскому.
Несмотря на то, что главной архитектурной изюминкой являются мозаичные панно жилых домов, знакомство с советским наследием города хотелось бы начать с его муниципальных построек. Здесь тоже есть что посмотреть!
Революционное Сормово
Самые знаменитые и знаменитые мозаичные панно Нижнего Новгорода встречают гостей города сразу же, как только они приезжают. Конечно, если вы путешествуете поездом и выходите на Московском вокзале. Интересный факт: мозаика могла исчезнуть во время капитального ремонта вокзала в 2017 году, но ее все равно решили сохранить. К сожалению, эта инициатива есть не везде, а в моем родном городе мозаичные панно, украшавшие вокзал, были утеряны во время капитального ремонта в середине 2000-х годов».
Автор: команда В. Любимова, 1964 г
Адрес: Площадь Революции, 2А (Московский вокзал)
Год: 1972-1973 гг
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031370126398570.jpg)
Два монументальных панно с потрясающими деталями украшают зал ожидания станции. Панели оформлены на революционные темы. В произведениях взаимно отражается центральный образ, в одних случаях это обобщенный облик русской женщины, в других - профиль вождей мировой революции.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031384117595973.jpg)
Интересно, что первоначально в зале Московского вокзала на одной стене были изображены реки Волга и Стрелка, а на другой — пары рабочих и колхозников. Но тут поступил приказ сверху разработать революционный заговор, мозаика была сорвана и началась новая работа.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031399175189080.jpg)
Несанкционированный вариант мозаики в вестибюле Московского вокзала, 1964-1965 гг
Художественные промыслы
Нарисованный на фасаде здания фриз словно яркий мазок на холсте полностью меняет жесткий образ типового здания в духе советского модернизма и превращает его в одну из достопримечательностей города. Орнаменты хохломского узора и завитки перьев жар-птицы – так Ким Шихов смотрел на русское народное искусство и промыслы, и по мнению автора, эта мозаика входит в тройку лучших его работ.
Автор: Ким Шихофф
Адрес: улица Большая Покровская, 43
Год: 1972-1973 гг
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031421179874834.jpg)
Мозаичный диптих на фасаде промышленно-технологического техникума
В 70-х годах прошлого века СССР начал пересматривать свою историю и перестал отказываться от «дореволюционного прошлого». Эти изменения отразились в монументальном искусстве тех, кто строил будущее коммунизма, например, когда в произведениях художников стали появляться и другие персонажи древнерусской истории и фольклора.
Автор: Бригада В. Любимова,
Адрес: улица Нахимова, 10а
Год: 1972
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031437136986857.jpg)
В диптихе по заказу Революционного моторного завода мы видим слева великого героя и волжский баржевоз, а справа советского инженера с чертежами и двигателем. Таким образом, на протяжении столетий сохраняется единство пролетариата, чего почти не наблюдалось в прежних работах.
Следует помнить, что почти все подобные панели авторизованы и в той или иной степени подвергаются цензуре.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031455173971788.jpg)
Мозаики на проходной Горьковского автозавода
Даже автомобильные заводы, занимавшие центральное место в городе, не были застрахованы от мозаичной тенденции. Здесь интересен сам вход на завод и две бетонные плиты с мозаичными панно, установленные по обе стороны аллеи напротив главного входа завода.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031476148668725.jpg)
Вас, вероятно, смутят пропорции мозаичных панно, но важно то, что по задумке мозаику должны были установить на два высоких каменных памятника, но что-то пошло не так и каменные плиты оказались почти на земле. То есть.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031481224059009.jpg)
Панели собраны с учетом искажения перспективы, из-за чего более высокие фигуры выглядят довольно приземистыми.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031498194933625.jpg)
Клуб юных автомобилистов
Мозаика в модельном клубе не только покрывает всю стену, но и огибает каждый угол. Одной стены было недостаточно, чтобы в полной мере представить художника Дмитрия Арсенина, жителя Автозаводского района Нижнего Новгорода. Мозаика «Клуб моделей» — одна из самых знаковых, как по уровню производства, так и по масштабу самого панно. По моему личному мнению, это самая интересная мозаика в Нижнем».
Автор: Д. Арсенин
Адрес: улица Фучигами, 1
Год: 1974
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/171103156719081452.jpg)
Три панно на главной проходной завода Сокол
Мозаику мы нашли возле главных ворот завода «Сокол» совершенно случайно. Никакой информации о них ни в путеводителях по городу, ни в репортажах других блоггеров, интересующихся советской тематикой, я не нашел.
Адрес: Чаадаева, 1
Год: 1960-е
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031578137681084.jpg)
С другой стороны, местное панно очень интересно как по сюжету, так и по технике исполнения. Мозаика состоит из крупных плиток, но при этом очень пластична и детализирована за счет неравномерной окраски элементов. Основной интерес вызывают панно на космическую тематику, но это потому, что по сравнению с другими сюжетами соцреализма космические темы в советских мозаиках встречаются несколько реже других.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031631139542172.jpg)
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031636188990806.jpg)
Первый комплексный микрорайон, Нагорный–1
Еще до того, как советские мозаики вошли «в моду» и мастера начали получать за свою мозаику высокие гонорары, группа художников под руководством В.
Обратите внимание: Обычные азербайджанцы в СССР и сегодня. Сравниваю как изменились люди в Азербайджане после развала Советского союза.
Любимова создала новый экспериментальный комплексный микрорайон на улице Ванива, решив сделать фасад своего дома чем-то особенный.Мозаику быстро собирали на фабриках, но, чтобы сократить расходы, художники могли спроектировать только несколько плит для каждого дома. Это «социалистический реализм, минимализм».
Автор: Художник В. Любимов
Адрес: улица Ванеева, 82, 84, 86, 88, 90 и улица Васюнина, 1
Год: 1966 – 1968
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031679190750852.jpg)
Кто-то может сказать, что работе не хватает скульптуры и детализации, но если смотреть снизу, это едва заметно.
Также не стоит забывать, что в 60-е годы почти вся мозаика делалась не из смальты, а из измельченных плиток размером 5х5 сантиметров. Это накладывало существенные ограничения: с помощью таких материалов невозможно было добиться пластичности и детализации изделий из смальты.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031695126738377.jpg)
И все же мозаики микрорайона Нагорный 1 считаются одним из лучших образцов советского оформления жилой архитектуры того времени.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031708136113168.jpg)
Что вы думаете? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях. Хотя существует общее мнение, что поздние советские мозаики нуждаются в защите и сохранении, мнения относительно аналогичных работ меньшего масштаба расходятся.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031721150050679.jpg)
Некоторые считают, что они не имеют большой культурной ценности, а другие считают их, наоборот, более важными пережитками ушедшей эпохи, чем относительно новые смарт-панели 70-80-х годов.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031736160894299.jpg)
Экспериментальные дома в Сормове
Полвека назад, в 1964 году, художники Дмитрий Арсенин и Анатолий Павлов вместе с архитектором Игорем Потаповым отправились в Солмово с предложением разработать и внедрить новые технологии обработки и отделки железобетонных панелей.Я приехал сюда управлять жильем строительный завод.
Идея исходила от уважаемой организации — Союза художников, поэтому директору завода ничего не оставалось, как пойти навстречу создателям. Эти пробно-экспериментальные панели были установлены на улицах Большевиков и Энгельса. Еще одна интересная работа авторского коллектива находится на Юбилейном проспекте, 14, но сфотографировать ее во время моего последнего визита в Нижний Новгород у меня, к сожалению, не было времени.
Автор: Художник Д. Арсенин, А. Павлов
адрес: ул.Большевистская, 4,ул.Энгельса, 11 лет. Юбилейный бульвар, 14
Год: 1964
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031751155313195.jpg)
Мозаика Победа и Мозаика к 50-летию Октябрьской революции
Еще два торца нижегородского панельного дома были украшены к важным датам. Панно на улице Заломова были украшены к юбилею Великой Победы, а панно на улице Ленина были посвящены Дню Победы в октябре революция. Мозаики сильно различаются по стилю и содержанию.
Адрес: улица Заломова, 15
Год: 1960-е
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031766123125223.jpg)
В одних случаях это строгая, военная, лаконичная работа с использованием всего четырех основных цветов, в других — яркая, жизнеутверждающая картина, воспевающая жизнь. Хотя изделия разные, по сути они сделаны с использованием одних и тех же техник и украшают похожие дома. Яркий пример того, как эффективно мозаика боролась с серостью и однообразием зданий в Советском Союзе 60-х годов.
Адрес: проспект Ленина, 41
Год: 1960-е
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031779152021324.jpg)
На улице Заломова есть еще один образец советского монументализма со сграффито и мозаикой в смешанной технике. Сграффито появилось раньше и представляет собой технику, при которой удаляются слои штукатурки, обычно трехцветной. Иногда, как в этом случае, его дополняют мозаичной вставкой.
После массового распространения смальты и популярности мозаики сграффито стали редко встречаться. Количественно говоря, эта технология требует гораздо меньше работы, и ее необходимо защитить и сохранить. Возможно, даже больше, чем Мозаика.
Адрес: улица Заломова, 13
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/171103179619820199.jpg)
Мозаика на Проспекте Кораблестроителей
Оказывается, проект улицы Корабле Строителей создавался на судостроительном заводе «Красное Сормово». Удивительная история, но на территории корпорации-гиганта был собственный панностроительный цех, а на заводе изготавливались мозаичные панно по эскизам художника Юрия Приданова. Тему дискуссии одобрил лично министр рек и флота на самом высоком уровне столицы.
Автор: Ким Шихов, Юрий Приданов
Адрес: проспект Кораблестроителей, 3, 5, 7, 9
Год: 1972-1973 гг
Изначально панели должны были занимать всю торцевую площадь дома, но у главного архитектора города было другое видение облика города. На этом фоне возник небольшой конфликт, Юрий Приданов был вынужден отступить к художественному таланту «Большого Босса», а частично собранные к тому времени панно были переделаны по новым эскизам.
Недовольный вмешательством в творческий процесс, Юрий Приданов уволился с работы, но место занял его коллега Ким Шихов.
Мозаичное панно «Быстрее, выше, сильнее»
Большая фреска перед стадионом Стерт была создана в рамках подготовки к летним Олимпийским играм 1980 года. Сюжет произведения отражает основные виды спорта Олимпийских игр.
Говорят, сейчас его ремонтируют, но я, честно говоря, в шоке. Я был шокирован ценой, которую они взяли за работу.
Автор: Бригада В. Любимова
Адрес: улица Березовская, 118
Год: 1977
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/03/21/9/1711031815173534819.jpg)
Надеемся, вам понравилась поездка в Нижний Новгород. Кроме того, не могли бы вы указать мне на какие-нибудь другие примеры советского декора (особенно интересны старые вывески), которые я мог пропустить в этом обзоре.
PS Другие публикации-руководства смотрите в нашей подборке серий
[Мое]Местная историяДостопримечательностиРуиныРусская городская архитектураПутешествие длинный пост 4Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось.