Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось

Мы продолжаем познавать российские города через призму советского монументального искусства. На этот раз я поеду в Нижний Новгород. Город одним из первых начал борьбу с «серостью панелей» под лозунгом «Мозаичные панели вместо избыточной архитектуры».

Мозаики Горького советской эпохи тесно связаны с именами Валентина Любимова и Кима Шихова, посвятивших значительную часть своего творчества украшению города. В нашем подробном материале вы сможете познакомиться с этими работами и другими известными советскими художниками, а также наглядно с кем приходилось конкурировать главному архитектору соседнего Дзержинска Евгению Синявскому.

Несмотря на то, что главной архитектурной изюминкой являются мозаичные панно жилых домов, знакомство с советским наследием города хотелось бы начать с его муниципальных построек. Здесь тоже есть что посмотреть!

Революционное Сормово

Самые знаменитые и знаменитые мозаичные панно Нижнего Новгорода встречают гостей города сразу же, как только они приезжают. Конечно, если вы путешествуете поездом и выходите на Московском вокзале. Интересный факт: мозаика могла исчезнуть во время капитального ремонта вокзала в 2017 году, но ее все равно решили сохранить. К сожалению, эта инициатива есть не везде, а в моем родном городе мозаичные панно, украшавшие вокзал, были утеряны во время капитального ремонта в середине 2000-х годов».

Автор: команда В. Любимова, 1964 г
Адрес: Площадь Революции, 2А (Московский вокзал)
Год: 1972-1973 гг

Два монументальных панно с потрясающими деталями украшают зал ожидания станции. Панели оформлены на революционные темы. В произведениях взаимно отражается центральный образ, в одних случаях это обобщенный облик русской женщины, в других - профиль вождей мировой революции.

Интересно, что первоначально в зале Московского вокзала на одной стене были изображены реки Волга и Стрелка, а на другой — пары рабочих и колхозников. Но тут поступил приказ сверху разработать революционный заговор, мозаика была сорвана и началась новая работа.

Несанкционированный вариант мозаики в вестибюле Московского вокзала, 1964-1965 гг

Художественные промыслы

Нарисованный на фасаде здания фриз словно яркий мазок на холсте полностью меняет жесткий образ типового здания в духе советского модернизма и превращает его в одну из достопримечательностей города. Орнаменты хохломского узора и завитки перьев жар-птицы – так Ким Шихов смотрел на русское народное искусство и промыслы, и по мнению автора, эта мозаика входит в тройку лучших его работ.

Автор: Ким Шихофф
Адрес: улица Большая Покровская, 43
Год: 1972-1973 гг

Мозаичный диптих на фасаде промышленно-технологического техникума

В 70-х годах прошлого века СССР начал пересматривать свою историю и перестал отказываться от «дореволюционного прошлого». Эти изменения отразились в монументальном искусстве тех, кто строил будущее коммунизма, например, когда в произведениях художников стали появляться и другие персонажи древнерусской истории и фольклора.

Автор: Бригада В. Любимова,
Адрес: улица Нахимова, 10а
Год: 1972

В диптихе по заказу Революционного моторного завода мы видим слева великого героя и волжский баржевоз, а справа советского инженера с чертежами и двигателем. Таким образом, на протяжении столетий сохраняется единство пролетариата, чего почти не наблюдалось в прежних работах.

Следует помнить, что почти все подобные панели авторизованы и в той или иной степени подвергаются цензуре.

Мозаики на проходной Горьковского автозавода

Даже автомобильные заводы, занимавшие центральное место в городе, не были застрахованы от мозаичной тенденции. Здесь интересен сам вход на завод и две бетонные плиты с мозаичными панно, установленные по обе стороны аллеи напротив главного входа завода.

Вас, вероятно, смутят пропорции мозаичных панно, но важно то, что по задумке мозаику должны были установить на два высоких каменных памятника, но что-то пошло не так и каменные плиты оказались почти на земле. То есть.

Панели собраны с учетом искажения перспективы, из-за чего более высокие фигуры выглядят довольно приземистыми.

Клуб юных автомобилистов

Мозаика в модельном клубе не только покрывает всю стену, но и огибает каждый угол. Одной стены было недостаточно, чтобы в полной мере представить художника Дмитрия Арсенина, жителя Автозаводского района Нижнего Новгорода. Мозаика «Клуб моделей» — одна из самых знаковых, как по уровню производства, так и по масштабу самого панно. По моему личному мнению, это самая интересная мозаика в Нижнем».

Автор: Д. Арсенин
Адрес: улица Фучигами, 1
Год: 1974

Три панно на главной проходной завода Сокол

Мозаику мы нашли возле главных ворот завода «Сокол» совершенно случайно. Никакой информации о них ни в путеводителях по городу, ни в репортажах других блоггеров, интересующихся советской тематикой, я не нашел.

Адрес: Чаадаева, 1
Год: 1960-е

С другой стороны, местное панно очень интересно как по сюжету, так и по технике исполнения. Мозаика состоит из крупных плиток, но при этом очень пластична и детализирована за счет неравномерной окраски элементов. Основной интерес вызывают панно на космическую тематику, но это потому, что по сравнению с другими сюжетами соцреализма космические темы в советских мозаиках встречаются несколько реже других.

Первый комплексный микрорайон, Нагорный–1

Еще до того, как советские мозаики вошли «в моду» и мастера начали получать за свою мозаику высокие гонорары, группа художников под руководством В.

Обратите внимание: Обычные азербайджанцы в СССР и сегодня. Сравниваю как изменились люди в Азербайджане после развала Советского союза.

Любимова создала новый экспериментальный комплексный микрорайон на улице Ванива, решив сделать фасад своего дома чем-то особенный.

Мозаику быстро собирали на фабриках, но, чтобы сократить расходы, художники могли спроектировать только несколько плит для каждого дома. Это «социалистический реализм, минимализм».

Автор: Художник В. Любимов
Адрес: улица Ванеева, 82, 84, 86, 88, 90 и улица Васюнина, 1
Год: 1966 – 1968

Кто-то может сказать, что работе не хватает скульптуры и детализации, но если смотреть снизу, это едва заметно.

Также не стоит забывать, что в 60-е годы почти вся мозаика делалась не из смальты, а из измельченных плиток размером 5х5 сантиметров. Это накладывало существенные ограничения: с помощью таких материалов невозможно было добиться пластичности и детализации изделий из смальты.

И все же мозаики микрорайона Нагорный 1 считаются одним из лучших образцов советского оформления жилой архитектуры того времени.

Что вы думаете? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях. Хотя существует общее мнение, что поздние советские мозаики нуждаются в защите и сохранении, мнения относительно аналогичных работ меньшего масштаба расходятся.

Некоторые считают, что они не имеют большой культурной ценности, а другие считают их, наоборот, более важными пережитками ушедшей эпохи, чем относительно новые смарт-панели 70-80-х годов.

Экспериментальные дома в Сормове

Полвека назад, в 1964 году, художники Дмитрий Арсенин и Анатолий Павлов вместе с архитектором Игорем Потаповым отправились в Солмово с предложением разработать и внедрить новые технологии обработки и отделки железобетонных панелей.Я приехал сюда управлять жильем строительный завод.

Идея исходила от уважаемой организации — Союза художников, поэтому директору завода ничего не оставалось, как пойти навстречу создателям. Эти пробно-экспериментальные панели были установлены на улицах Большевиков и Энгельса. Еще одна интересная работа авторского коллектива находится на Юбилейном проспекте, 14, но сфотографировать ее во время моего последнего визита в Нижний Новгород у меня, к сожалению, не было времени.

Автор: Художник Д. Арсенин, А. Павлов
адрес: ул.Большевистская, 4,ул.Энгельса, 11 лет. Юбилейный бульвар, 14
Год: 1964

Мозаика Победа и Мозаика к 50-летию Октябрьской революции

Еще два торца нижегородского панельного дома были украшены к важным датам. Панно на улице Заломова были украшены к юбилею Великой Победы, а панно на улице Ленина были посвящены Дню Победы в октябре революция. Мозаики сильно различаются по стилю и содержанию.

Адрес: улица Заломова, 15
Год: 1960-е

В одних случаях это строгая, военная, лаконичная работа с использованием всего четырех основных цветов, в других — яркая, жизнеутверждающая картина, воспевающая жизнь. Хотя изделия разные, по сути они сделаны с использованием одних и тех же техник и украшают похожие дома. Яркий пример того, как эффективно мозаика боролась с серостью и однообразием зданий в Советском Союзе 60-х годов.

Адрес: проспект Ленина, 41
Год: 1960-е

На улице Заломова есть еще один образец советского монументализма со сграффито и мозаикой в ​​смешанной технике. Сграффито появилось раньше и представляет собой технику, при которой удаляются слои штукатурки, обычно трехцветной. Иногда, как в этом случае, его дополняют мозаичной вставкой.

После массового распространения смальты и популярности мозаики сграффито стали редко встречаться. Количественно говоря, эта технология требует гораздо меньше работы, и ее необходимо защитить и сохранить. Возможно, даже больше, чем Мозаика.

Адрес: улица Заломова, 13

Мозаика на Проспекте Кораблестроителей

Оказывается, проект улицы Корабле Строителей создавался на судостроительном заводе «Красное Сормово». Удивительная история, но на территории корпорации-гиганта был собственный панностроительный цех, а на заводе изготавливались мозаичные панно по эскизам художника Юрия Приданова. Тему дискуссии одобрил лично министр рек и флота на самом высоком уровне столицы.

Автор: Ким Шихов, Юрий Приданов
Адрес: проспект Кораблестроителей, 3, 5, 7, 9
Год: 1972-1973 гг

1/4

Изначально панели должны были занимать всю торцевую площадь дома, но у главного архитектора города было другое видение облика города. На этом фоне возник небольшой конфликт, Юрий Приданов был вынужден отступить к художественному таланту «Большого Босса», а частично собранные к тому времени панно были переделаны по новым эскизам.

Недовольный вмешательством в творческий процесс, Юрий Приданов уволился с работы, но место занял его коллега Ким Шихов.

Мозаичное панно «Быстрее, выше, сильнее»

Большая фреска перед стадионом Стерт была создана в рамках подготовки к летним Олимпийским играм 1980 года. Сюжет произведения отражает основные виды спорта Олимпийских игр.

Говорят, сейчас его ремонтируют, но я, честно говоря, в шоке. Я был шокирован ценой, которую они взяли за работу.

Автор: Бригада В. Любимова
Адрес: улица Березовская, 118
Год: 1977

Надеемся, вам понравилась поездка в Нижний Новгород. Кроме того, не могли бы вы указать мне на какие-нибудь другие примеры советского декора (особенно интересны старые вывески), которые я мог пропустить в этом обзоре.

PS Другие публикации-руководства смотрите в нашей подборке серий

[Мое]Местная историяДостопримечательностиРуиныРусская городская архитектураПутешествие длинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Приехал в Нижний Новгород ради остатков советского наследия — даже не представлял, сколько тут всего осталось.