Если вам доведётся увидеть атомный ледокол вблизи, вы наверняка обратите внимание на странное углубление на корме, которое со стороны выглядит как серьёзная вмятина. Рядом часто заметны своеобразные «заплатки». Возникает закономерный вопрос: корабль что, повреждён?

На первый взгляд это действительно похоже на деформацию корпуса, но на самом деле это не так.
Можете быть спокойны — это не результат аварии или столкновения. Эта особенность конструкции является специальной и крайне важной насечкой. Она необходима для реализации особого метода буксировки других судов, который в морской практике носит название «буксировка на усах» или «подведение усов».
Что такое проводка «на усах»?
Главная миссия атомных ледоколов — проводка караванов судов сквозь тяжёлые льды арктических морей. Порой условия становятся настолько экстремальными, что раздробленный лёд и вода прямо за кормой ледокола почти мгновенно схватываются новой коркой, превращаясь в вязкую ледяную кашу. Пробиться через такую массу судам, идущим в кильватере, становится невозможно. В таких ситуациях ледокол берёт следующее за ним судно на буксир, или, используя флотскую терминологию, ведёт его «на усах». «Ус» в данном контексте — это прочный буксирный трос, но тоньше, чем стандартный буксирный канат.

Корма атомного ледокола «Вайгач». Хорошо видна характерная конструкция.
Судно-буксируемое подводят вплотную к корме ледокола, чтобы его носовая часть оказалась напротив этой самой насечки. Затем корабли жёстко соединяют между собой с помощью системы прочных тросов и цепей. Представьте, как сложно выполнить эту ювелирную работу в условиях сильного мороза, ветра и качки.
Со стороны ледокола процесс буксировки «на усах» выглядит следующим образом:

Буксировка судна ледоколом. Фото: Лобусов Дмитрий Викторович, https://dmitry-v-ch-l.livejournal.com
Для стороннего наблюдателя кажется, что суда сцеплены абсолютно жёстко:

Буксировка судна ледоколом. Фото: Лобусов Дмитрий Викторович, https://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/
Таким образом, углубление на корме — это вовсе не заплатка, а часть сложной защитной системы. Она предназначена для того, чтобы уберечь от повреждений как носовую часть буксируемого судна, так и корпус самого ледокола в точке их максимального сближения.

Многослойная защита кормы ледокола
Эта защита состоит из нескольких самостоятельных слоёв.
Обратите внимание: Почему в списке городов, откуда возобновляются международные рейсы,нет Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Капитан атомного ледокола Дмитрий Викторович Лобусов подробно объясняет её устройство:«Колбаска» — так моряки называют буксирное крыло. Это связка круглых резиновых полос (напоминает толстую метлу), которые дополнительно оплетены стальными тросами. Чтобы продлить срок службы этой конструкции и сделать контакт ещё более мягким, верхнюю часть крыла закрывают фартуком — ковром, сплетённым из толстых растительных или синтетических канатов. Поверх него часто идёт ещё один слой защиты — ковёр из стальных тросов, своеобразная «кольчуга».
Если честно, даже такая продуманная многослойная защита порой не выдерживает суровых нагрузок при активной буксировке. Поэтому моряки часто идут на импровизацию, дополнительно прикрывая всё сверху грузовыми автомобильными покрышками.

Чукотский атомный ледокол «Вайгач»
Мне доводилось видеть атомные ледоколы и на Чукотке, и в Мурманске. Конечно, они уже не новенькие, ведь путь от Санкт-Петербурга, где их строят, до мест службы очень долог. Самый доступный способ рассмотреть атомного исполина вблизи — отправиться в порт Мурманска. Атомный ледокол «Ленин», давно превращённый в музей, постоянно стоит на одном месте. Очень советую купить билет и сходить на экскурсию — кстати, у «Ленина» на корме тоже есть такая же характерная «вмятина».
В Мурманске мы побывали на борту действующего атомного ледокола «Вайгач» и даже пообщались с его капитаном. Чуть позже я обязательно расскажу, как устроен быт и работа на таком судне. А пока — спасибо всем за внимание, поддержку и вдохновение на новые путешествия!
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Откуда вмятина в корме атомного ледокола?.
