Для жителя Чукотки, особенно из нашего города Билибино, любой отпуск по-настоящему начинается только после перелета в «ворота» материка. Для нас таким форпостом цивилизации уже много лет служит Магадан. Именно туда, после долгих месяцев работы на атомной станции, обычно отправляются в долгожданное путешествие. Весной 2022 года, отработав на Билибинской АЭС пять месяцев, я наконец-то получил возможность ненадолго вырваться на Большую землю — это было мое первое такое «возвращение».
Прибытие в тихий аэропорт
Самолет, доставивший нас из чукотской глубинки, приземляется в Магадане ранним вечером. В терминале царит почти домашняя тишина — это не шумный хабаровский или московский аэропорт. Рейс привозит максимум пятьдесят человек, поэтому никакой толчеи и суеты. Получение багажа в небольшой камере хранения проходит спокойно и цивилизованно, без привычной давки.

До города от аэропорта в поселке Сокол — около часа езды по горному Колымскому шоссе. Автобусы ходят довольно часто. Некоторые предпочитают сразу остановиться в Соколе, но я всегда еду в сам Магадан.
Первые признаки материка
Ощущение, что ты снова на материке, накрывает сразу после посадки. Телефон оживает: приходят уведомления, обновления — здесь уже есть нормальный интернет, протянуто оптоволокно.

Второй, не менее яркий признак — это дорога. Асфальт! Пусть это всего лишь участок шоссе от Палатки до Магадана, но это ровное, качественное покрытие. Автобус мчится по нему с непривычной для Чукотки скоростью, без тряски на стыках плит. За окном проплывают величественные горные хребты и лиственничные леса. Природа все еще северная, но уже не такая суровая и угнетенная.

Через час, после очередного перевала, впереди показывается город, раскинувшийся у побережья. Моря пока не видно — оно где-то внизу. Видны лишь горы, обнимающие город, да пара холмов на востоке. Автобус проезжает мимо одноэтажных пригородов — так называемых «километров» — и въезжает в «ноль», на кольцевую развязку, которая символизирует начало и конец легендарной Колымской трассы.

Сразу за ней начинается проспект Ленина, ведущий к центру. За мостом через реку Магаданку яркие панельные дома с магазинами сменяются отреставрированными сталинками.

Сердце города: от автовокзала до центра
Ближе к центру автобус подъезжает к автовокзалу — типичному советскому стеклянному зданию. В былые времена здесь, по рассказам, собиралась разномастная публика, из-за чего место в шутку прозвали «деревянной станцией».

Сейчас здание отремонтировано, и это важный транспортный узел для всех, кто живет вдоль Колымского шоссе и за его пределами.

Отсюда ходят автобусы, вплоть до Мяунджи на границе с Якутией, а неофициальные маршрутки за немалые деньги могут довезти и до самого Якутска — проехать всю трассу от начала до конца.

Рядом — площадь с огромным православным собором (самым большим на Дальнем Востоке) и зданием областной администрации.
В тот май город только просыпался от зимы. Снег уже таял, обнажая землю, а голые лиственницы контрастировали с теплым весенним солнцем.

Город у двух бухт
Проспект, уходящий вглубь города, поднимается на перешеек между двумя бухтами. У меня Магадан прочно ассоциируется с Нагаевской бухтой — может, из-за новой набережной, а может, из-за песен Высоцкого. Она ближе к центру, и к ней обращены фасады высоток. Залив Гертнера, напротив, считается более «дачным» местом для пикников и отдыха.

26 апреля 2022 года я впервые увидел Охотское море, уже освободившееся ото льда. В городе кое-где еще лежали сугробы, но бухты были открыты, и по акватории двигались корабли.

Зимой побережье, особенно на закате, выглядит не менее завораживающе.
Сам город близко подходит к морю только в западной части Нагаевской бухты. В остальных местах улицы, достигнув вершины хребта, спускаются к воде через частный сектор.

Как я понял, на севере Дальнего Востока исторически старались селиться не прямо у моря, будь то Магадан или Петропавловск-Камчатский. Дома строили за прибрежными холмами, защищаясь от ледяного ветра, оставляя у воды лишь портовые сооружения, склады и жилье для самых непритязательных.

На горизонте виднеется Марчеканская сопка. К берегу спускаются лишь частные дома, а сам холм пустует. Полуостров Старицкий, на котором стоит город, в этой части необитаем.
Исторически самым престижным местом в Магадане считались улицы чуть ниже вершины перешейка, от улицы Гагарина до Соборной площади. А в 70-е годы город начал расти в сторону порта, в западную часть Нагаевской бухты.

Там в конце прошлого века и вырос первый прибрежный микрорайон — «Моргородок».

Он начинается с рядов хрущевок, которые соседствуют с ухоженными сталинскими проспектами. Этот район, спускаясь к воде, служит своеобразным щитом для центральных кварталов от холодного дыхания Охотского моря.

Ближе к морю хрущевки сменяются брежневскими панельными домами, появляются «свечи», а на склоне выделяется здание научно-исследовательского института.

У самого берега дорога поворачивает, оставляя пешеходам ступенчатый спуск к воде. Здесь среди прочего можно увидеть старинные маяки.

Один из таких маяков, стоявший недалеко от берега, решили восстановить и превратить в основу ландшафтного парка с набережной. Территорию благоустроили, дома обшили панелями. Идея явно пришлась по душе и мне, и местным — летом здесь всегда много людей. А весной набережную оккупируют рыбаки, начинается лов корюшки.

Рядом установлен памятник Владимиру Высоцкому, который пел об этом городе и бывал здесь. «Да, я видел Нагаевскую бухту и дороги...»
Ночлег и жизнь транзитника
В тот первый приезд я остановился в самом дешевом варианте, найденном на Авито, — за 900 рублей в сутки. По старой студенческой привычке я тогда еще не выключил «режим экономии», который в итоге часто обходится дороже. Нашел я этот домик на улице Потапова, недалеко от старой церкви и кладбища.

Сдавала его колоритная местная жительница. В доме был огромный телевизор, работающее отопление и самодельный водопровод из бака. Кому-то такое жилье покажется экстремальным, но мне было вполне комфортно. Рядом — «Додо Пицца», «Синнабон», море и хороший интернет. Под ковром я даже нашел записку на киргизском, которая напомнила мне о поездке на Иссык-Куль в 2001 году. Видимо, здесь часто останавливались трудовые мигранты.

После пары таких ночевок в разных местах, включая квартиру с сомнительными коврами, я все же принял совет бывалых и решил не экономить на жилье из-за риска встречи с насекомыми. В следующий раз я уже снимал нормальную квартиру за 2000 рублей на улице Гагарина — было тише и спокойнее.
Такие транзитники, как я, обычно задерживаются в городе ненадолго — на одну-две ночи. За это время город, конечно, не осмотреть. Я в полной мере понял это во время своего третьего визита летом 2022 года. В районах подальше от моря стояла жара, но стоило спуститься на пару кварталов к воде, как налетал холодный туман, заставляя жалеть о шортах и футболке. Вечерний Магадан невероятно красив. Полярного дня здесь нет, но летние ночи очень короткие, почти как в Петербурге.
Заповедный полуостров
Город стоит на перешейке полуострова Старицкого. Если сам Магадан с пригородами — это «ножка гриба», то вся его «шляпка» — большой заповедник с заброшенными военными частями, антеннами и дачами. Туристы любят сюда ходить — виды на побережье открываются потрясающие.
Обратите внимание: В "Магните" снова подорожал имбирь. Сразу в два раза за несколько дней.
Чего стоят только скалы «Три брата» или панорама с Марчеканской сопки.Побережье богато морскими звездами, мидиями и другой живностью. Но есть и проблемы: медведи, которые иногда заходят в город, а также мощные приливы и отливы в сочетании со скалистым берегом. Можно не рассчитать и оказаться отрезанным водой. В шторм это особенно опасно, поэтому лучше ходить «верхней» тропой. Местный турклуб летом активно маркирует такие маршруты.
До некоторых бухт, вроде Батарейной, можно дойти пешком и вернуться за день. До других придется ехать или плыть на лодке. Вся информация есть на туристических порталах города.
Зимние развлечения: «Снегорка»
Зимой многие катаются на горных лыжах. За микрорайоном «Солнечный» находится горнолыжный комплекс «Снегорка».

Он, конечно, скромнее «Большого Вудявра» в Мурманске или Шерегеша, и уж точно не «Красная Поляна», но покататься можно. Подъемники новые, инфраструктура есть, осваиваются новые склоны. Большой плюс — один из самых длинных сезонов в России: с ноября по конец мая. Цены выше, чем на Кольском, но ниже сочинских. Особенность в том, что на главный подъемник нет ски-пасса — покупаешь билет на определенное количество подъемов. В целом, место хорошее. Проблема — погода. Холоднее, чем в Билибино, не бывает, но почти всегда ветрено. Внезапная метель может испортить катание: подъемники не остановят, а спускаться придется по рыхлому, не укатанному снегу при почти нулевой видимости.

Но в хорошую погоду вид с вершины на город и Колымский хребет вдали того стоит. Добраться сюда на автобусе легко.
Дальнейший путь на материк
Утром начинается следующий этап путешествия. Из Магадана «на Большую землю» летают в основном тремя способами. Самый популярный — прямой рейс в Москву на Boeing 777 авиакомпании «Россия». Цены относительно доступные, особенно для зарегистрированных на Дальнем Востоке. Лететь около 8 часов.
Второй вариант — в Новосибирск на Airbus 320 (S7). Лететь 5 часов, но цены порой парадоксальные: билет в Москву с пересадкой в Новосибирске может стоить дешевле, чем прямой субсидированный рейс «России». А вот билет именно в Новосибирск обойдется дороже, хотя расстояние и короче.
Третий рейс — «Авроры» в Хабаровск. Всего 3 часа в пути, но цена при этом самая высокая. Это парадокс российской авиации: чем короче перелет между регионами (и чем дальше от Москвы), тем он дороже.
По выходным бывают рейсы в Иркутск (на Байкал). Есть, конечно, и местные линии на Камчатку (на старом Як-40) и в Якутск (на Ан-24). Это варианты для дальнейших пересадок, но «полетом на материк» их не назовешь — ни Петропавловск-Камчатский, ни Якутск не связаны с остальной страной нормальным наземным сообщением.
Дорога в аэропорт и прощание с Колымой
Добираться из города в аэропорт Сокол удобно: автобусы ходят почти каждый час, плюс проходящие рейсы по Колымской трассе. Некоторые туристы ночуют прямо в Соколе, не заезжая в Магадан. Там есть гостиницы, но номеров мало, и состояние часто оставляет желать лучшего, поэтому многие снимают жилье у местных. Я же предпочитаю здесь же, в Соколе, купить рыбы — дешевле, чем в Магадане, и удобнее везти на материк красную рыбу и икру.

Цены, конечно, не низкие (на Камчатке дешевле), но все свежее. После таких покупок понимаешь, что потратил тысяч двадцать, а в багаже — излишек веса. Приходится хитрить у старых аэропортовых весов, раскладывая покупки между чемоданом и ручной кладью.
Сам рейс «России» в Москву не самый новый, но вполне комфортный.

В креслах даже есть видеосистема (правда, работает не всегда). Вылетаешь вечером и приземляешься в Шереметьево практически в то же время по местным часам. По пути, если повезет с погодой, можно наблюдать потрясающие виды: большую часть пути самолет идет над побережьем Северного Ледовитого океана. Видны горные хребты, устья великих северных рек — Колымы, Индигирки, Яны. Потом самолет пересекает Верхоянский хребет, под крылом появляется Лена. В это время раздают обед. Дальше — Таймыр, Енисей и Обь. Поражает, как близко друг к другу находятся устья этих гигантских рек. Затем Урал. Часто здесь бывает облачность, но если ясно, то видно, как внизу, на западе полуострова Югра, редкая тундровая растительность сменяется лесом — это уже Коми. Где-то там внизу появляются первые железные дороги. Самолет ложится на южный курс, пересекает Печору, и стюардессы начинают разносить закуски. После часа полета над Русским Севером, где-то над Рыбинским водохранилищем, начинается снижение. Прорыв облаков, и внизу — четкая сеть дорог, деревень, а потом и сам город, сначала с коттеджными поселками, а затем — стена многоэтажек.
Возвращение
Еще через час пассажиры нашего рейса, связанные общим долгим перелетом, но уже растворяющиеся в толпе огромного аэропорта, идут к багажным лентам. Наверное, в этот момент каждый чувствует себя немного полярником, немного героем, вернувшимся с сурового Севера. Кто-то — романтик, кто-то просто рад возможности отдохнуть в столице, как когда-то отдыхали здесь советские геологи.
Я, тогда еще новичок в жизни на «Колымском меридиане», схватил свой багаж и поспешил к выходу, где меня ждал отец. Оглянувшись, я увидел, как тонкая цепочка пассажиров нашего рейса быстро растворилась, и через мгновение я сам исчез в многотысячной московской толпе. Так состоялось мое первое возвращение.
[my]МагаданАвиацияТуризмКрайний СеверДальний ВостокГорнолыжный курортДлинный пост 14Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Человек на Чукотке. К вам и сразу обратно. Запорошенный рай.
