Это продолжение серии рассказов о нашем путешествии по Пикаби.
Дорога на запад
Снова почувствовав зов дороги, мы собрались в путь. Ненадолго оставив Бусика, мы сели в наши машины — Субару и Шевроле — и направились на запад, к норвежской границе. Первой точкой на карте стала деревня Титовка.
Дорога до Титовки оказалась прекрасной: ровный асфальт, живописные подъемы и спуски. Этот путь пролегает через места боевой славы, где когда-то шли ожесточенные бои за Север. Но помимо истории, нас покорили и пейзажи: мелкий дождь создавал радугу буквально каждые пять-семь минут. За полтора часа мы насладились этим волшебным зрелищем сполна.

И так продолжалось все полтора часа пути.
Прямо перед Титовкой нас ждал знакомый пограничный пост, проверяющий машины перед мостом. На этот раз проверка была быстрой: нас просто спросили о цели поездки и, узнав, что после моста мы повернем направо, сразу пропустили.
Но сначала мы свернули налево…
Последняя цивилизация
Сразу за мостом нас встретила Старая Титовка — а точнее, кафе и последняя заправка на пути к Рыбачьему. Цены на бензин здесь немного выше, что объясняется удаленностью и сложной логистикой. Мы заправили машины, взяли кофе и наконец двинулись в сторону полуострова Средний.
Многие говорят, что дорога на Средний и Рыбачий — это ад, но первые километры нас приятно удивили. Граф, который вел Шевроле, отметил, что в прошлый раз дорога была гораздо хуже. Теперь же по ней могла проехать даже обычная легковушка — тем забавнее было видеть подготовленные внедорожники с огромными колесами.
Примечание: как выяснилось позже, улучшение дороги имеет логичное объяснение. На этих заповедных территориях строят новую базу отдыха (или глэмпинг) с огромным бюджетом. Организаторы немного облагородили дорогу, а теперь прокладывают собственную ветку. Строительство выглядит масштабно, посмотрим, что получится в итоге. Вообще, активная застройка этих мест немного настораживает.
Первые впечатления
Первой остановкой стал водопад Мельничный на реке Титовке. Мощные потоки воды, разрезающие скалы, создавали захватывающее зрелище. Стоя наверху, чувствуешь все величие северной природы…

Но, сделав перекур и насладившись видом, мы осознали, что время летит быстрее, чем хотелось бы. Было уже половина четвертого, а впереди нас ждало более пятидесяти километров бездорожья.
Чем дальше мы углублялись на Средний, тем хуже становилась дорога. Сначала — просто выбоины, потом — грунтовка, а затем и вовсе каменистая тропа.

Пока еще неплохо...

.. Тоже терпимо...

А вот и началось по-настоящему!
Испытание дорогой
После самого высокого перевала нас ждало самое сложное препятствие. Арендодатель Шевроле предупреждал: «Проехать можно, но смотрите, как другие едут — там легко застрять». И правда: посреди дороги лежала водоотводная труба, которая со временем просела и частично обвалилась. Внедорожники проходили ее легко, а вот машинам с короткой базой приходилось туго — правильная траектория только одна, малейшая ошибка — и висишь на брюхе. Но главным впечатлением от этого участка стал даже не сам obstacle, а открывающийся вид.
Невероятная, фантастическая картина. Это уже не Северная Карелия, не Мурманск, не тайга. Это настоящая тундра: карликовые деревья, редкая трава и повсюду — суровый северный мох.

Просто один из обычных видов с перевала. Ничего особенного, конечно.
И да, радуга, куда же без нее. Она сопровождала нас на протяжении всего пути, появляясь с завидной регулярностью. Этого хватило бы, чтобы обеспечить контентом паблик @HelloIRainbow на несколько недель вперед.
Можно долго говорить о красоте Крайнего Севера, но передать ощущение замирающего сердца просто невозможно. Ну, видели. Ну, были. Но чтобы по-настоящему понять, нужно оказаться там самому — никакой рассказ, фото или видео не передадут всех чувств.
Примечание: недавно мне напомнили, что многие ждут завершения этой истории. Это самая сложная часть — трудно подобрать слова и стиль. Хочется выразить все чувства, передать каждое ощущение, но это не получается. Поэтому прошу прощения за долгий перерыв. Честно, я не думал, что кто-то действительно ждет и читает. Спасибо вам огромное за это.

Очень, очень ненавязчиво. @pevasik21, ты ждал.
Наши попутчики
Большинство встречных машин — это крутые внедорожники, готовые покорить любые препятствия. Также встречались мотоциклы и квадроциклы — как частные, так и экскурсионные. Дальше шли полноприводные «Газели», «Соболи» и «Баргузины», которые порой висели круче джипов. Но самая эпичная встреча ждала нас метрах в двухстах после той самой трубы. Это был (барабанная дробь) Hyundai Punto! Да-да, тот самый, с колесами как у тележки и клиренсом, под которым пролезет разве что котенок.
Обратите внимание: Райский карантин. Был поражён мерами в, казалось, отсталой Шри-Ланке. Мой эксклюзивный репортаж с другого края света.
Как он туда попал — загадка. Мы предположили, что его либо привезли на вертолете, либо несли на руках. Вопросы «как?», «зачем?» и «где?» долго не давали нам покоя.Еще одним интересным попутчиком была черная Audi с регулируемой подвеской и мурманскими номерами. Мы постоянно играли в догонялки — то они нас обгоняли, пока мы фотографировали, то отставали, бережа колеса. На одной из остановок мы познакомились: оказалось, ребята хотели в воскресенье доехать до Рыбачьего и вернуться, потому что «завтра на работу». Мы честно сказали, что технически полуостров недалеко, но после такой поездки лучше сразу ехать в офис, минуя дом — успеть туда-обратно за оставшиеся семь часов до полуночи просто нереально.

Тот самый попутчик на фоне очередной радуги.
На краю земли
На базу мы добрались уже после восьми вечера. Уставшие, но довольные, мы заселились, поздоровались с хозяевами и… сразу же собрались дальше. Ребята на базе смотрели на нас как на сумасшедших — обычно после такой дороги гости валятся без сил, но мы решили, что нужно успеть все посмотреть. Поэтому мы поехали на мыс Немецкий — место, где начинается Россия.
Светало уже на обратном пути. За это время наш капитан и гоблин успели, считай, переплыть Северный Ледовитый океан, а мы немного заблудились. Благодаря мастерству Графа за рулем и моим навигационным способностям мы вернулись на базу и мгновенно заснули.

День второй: хард-джиппинг
Следующий день мы посвятили исследованию полуострова Средний. На машине добраться туда теоретически невозможно — есть пара глубоких бродов, которые пришлось проверять в вейдерсах, и несколько крутых подъемов. Но в какой-то момент мы встретили Lada Granta, так что либо есть другой путь, либо земля полна чудаков.
Одной из главных достопримечательностей полуострова являются скалы «Два брата» — два столба выветривания на восточном побережье. В ясную погоду отсюда видно Норвегию. Мы устроили отличную фотосессию и эпический пикник на капоте машины.

Один из братьев.

Белиссимо (cat-cook.zpg).
Примечание: полуострова известны не только природой, но и памятниками времен Второй мировой войны. У нас были свои причины не акцентировать на них внимание, поэтому в рассказе о них ни слова. Но поверьте, там есть что посмотреть, если интересуетесь историей.
И, кстати, о виде на Норвегию: в этих местах TeleNor ловит лучше, чем МТС, поэтому будьте осторожны с связью — легко попасть в роуминг. Мы таким образом потратили приличную сумму.
Пляж Красных Скал
Следующей точкой стал «Пляж Красных Скал». Это побережье Арктики, сложенное сильно окисленными породами всех оттенков желтого. Пейзаж выглядит сюрреалистично и завораживающе.



Напоминает «Игру престолов», не правда ли?

Если бы Афродиту «вынесли из пены морской» на этот берег, она бы замерзла насмерть.
Вечерние вылазки и деликатес
Весь путь по Среднему занял у нас большую часть дня. Вернувшись на базу до заката, мы решили быстро сгонять к высоким озерам в центральной части полуострова. Там есть очень красивые водоемы, где, кстати, водится красная рыба (но ловить нельзя — заповедник). Хозяева базы, глядя на наши сборы, покрутили пальцем у виска — никто из них не полез бы в горы после целого дня джиппинга.

Пейзажи прямо из Death Stranding.

А в конце вечера нас ждало еще одно «приключение»: три килограмма камчатского краба.
Примечание: для тех, кто не в курсе, в советское время камчатского краба завезли в Баренцево море в рамках эксперимента. Надеялись, что этот деликатес станет более доступным. Крабы оценили местную экосистему, размножились и стали чувствовать себя как дома. Недавно их вылов разрешили (видимо, чтобы они не стали полноправными хозяевами моря), но цена все еще кусается.

По сравнению с пикником у «Двух братьев» — это просто мелочь, конечно.
Обратный путь и осознание
Насытившись, мы легли спать, чтобы на следующий день, собрав вещи и искупавшись в бухте, отправиться обратно в Мурманск.
Именно тогда мы поняли то, что не давало покоя с самого приезда на край земли: все встречные водители и пассажиры по дороге в Рыбачий выглядели так, будто их везут на каторгу. На обратном пути мы видели те же лица, и все объяснялось просто: никто не хотел уезжать из Рыбачьего. Это одно из самых удивительных мест, которые мы когда-либо посещали, и поверьте, нам есть с чем сравнивать.
По пути в Мурманск мы забронировали отель — в предыдущей части я описывал все «прелести» хостела. Новое место оказалось отличным: отдельный дом в спортивном районе Мурманска — Долине Уюта. Если вас больше четырех человек и вам нужно просто переночевать, это идеальный вариант.
Возвращение техники и финал
Но сначала мы сдали наш Шевроле. На протяжении всей поездки у нас были проблемы с задней передачей, и мы честно рассказали об этом арендодателю. Он кивнул и сказал, что да, нужно сильно давить на рычаг. Мы даже не знали, что там есть какой-то рычаг. Граф ничего не сказал, сел в нашу Субару и произнес: «Давай быстрее выбираться отсюда». Мужик, если ты это читаешь, прости, мы не хотели ничего сломать, поэтому почти не пользовались задней, когда поняли проблему.
…Триумфальное возвращение Бусика, долгая дорога домой и ночевка в Медвежьегорске на фоне пережитого уже не заслуживают отдельного описания. Весь путь (да и сейчас) перед глазами стоит тот самый вид — вид на край света.
Послесловие
Капитан: «Всем рекомендую».
ЭлиАрт: «Да, если на внедорожнике».
Капитан: «Ну можно и на прокат, ты же писал».
А если серьезно, это было путешествие с невероятными впечатлениями. И дорога, и Карелия, и Кола, и Рыбачий — все вместе создавало ощущение настоящего приключения, знакомства с какой-то тайной, которая есть только между нами и Севером. Долгие километры стали платой за приобщение к чему-то, что сложно описать словами, но однажды почувствовав, невозможно забыть (и нет, я не о ценах на топливо). Не буду описывать затраты, так как не помню из-за количества выпитого в процессе, да и не хочется опошлять ощущения цифрами. Каждая потраченная копейка того стоила.
Если вам когда-нибудь станет невыносимо скучно в мегаполисе и захочется на простор — берите близких, садитесь в машину и езжайте туда, где летом солнце не заходит за горизонт, туда, где природа — главное, а люди — что-то незначительное. Когда стоишь на берегу и смотришь на север, понимаешь, что дальше ничего нет. Двигайтесь на север.
На этом серия завершается, и вскоре я вернусь к камням и интересным историям о них. Огромное спасибо всем, кто читал, комментировал, ставил плюсы и минусы, ждал продолжения и просто пролистывал. Вы все действительно мотивировали меня закончить эту историю.
Особая благодарность:
Скай — за его задор и желание двигаться дальше.
Санте — за постоянный поиск мест для ночевки.
Капитану — за бесценные навигационные навыки, без которых мы бы не добрались.
Лехе (помните, это человек и собака в одном лице) — за неисправимый оптимизм.
Царю — за управление боевой машиной и помощь по первому требованию.
Бусику — за то, что выдержал все дорожные невзгоды.
Все пожертвования, если таковые будут, пойдут в фонд «Бусик ТО». Он уже не молод, надо что-то делать. Но только если вам вдруг очень захочется, я ни у кого ничего не прошу.
[мин]АвтопутешествиеВодопадКольский полуостров Полуостров РыбачийРадугаСеверПутешествие по РоссииПриродаПрирода РоссииКарелияДлинный постФото 7Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: На север. Часть 5 (на краю света).
