Дербент, как я писал ранее, – уникальный город, настоящий Вавилон на Кавказе. В свое время здесь существовала очень мощная еврейская община, ее численность достигала почти трети населения города (!!!). Такого количества евреев (в процентах) не было нигде в нашей стране, не исключая столицу Красного Сиона – Биробиджан. Только в местечках (штетлах) в бывшей черте оседлости, да и то не всегда. Но и здесь есть большая разница. Евреи Центральной и Восточной Европы – ашкенази – жили в черте оседлости. А в Дербенте и его окрестностях проживает совсем другой субэтнос – горские евреи.
Классический горский еврей, неотличимый от других кавказцев
История этого народа началась в древности. После падения Нововавилонской империи и расширения Персидской империи Ахеменидов евреи расселились по всей территории этой страны, простирающейся от Индии до Эфиопии.
Еврейское население появилось там, скорее всего, с момента основания цитадели Нарын-Кала. Они основали в городе небольшую, но очень влиятельную общину. И именно под их влиянием соседний Хазарский каганат принял иудаизм в качестве государственной религии.
При этом евреи не только занимались прозелитизмом, но и, наоборот, активно впитывали другие культуры и языки. Однако это происходило везде, где селились эти рассеянные люди. На Пиренейском полуострове родным языком сефардов стал модифицированный испанский ладино. Ашкенази создали свой язык на основе немецкого, а язык горских евреев Джухури по сути является диалектом татар, ираноязычного народа. Со временем различия между еврейскими субэтносами стали такими, что они даже внешне перестали походить друг на друга и никогда бы не поняли друг друга без переводчика. Разве что образованные раввины могли бы говорить друг с другом на иврите о том, что объединяет все эти народы – об общей еврейской вере.
Шапка, кама и черкеска с газырем и Звездой Давида. На заднем плане человек, очень похожий на Теодора Герцеля, если не на него самого. Где еще может быть такая эклектика?
Со временем к горским евреям присоединились единоверцы из павшего Хазарского каганата, а также вновь прибывшие евреи из Персии, Ирака и Ирана. Они расселились по всему Северному Кавказу и Азербайджану.
Как и другие еврейские субэтносы, горские евреи неоднократно подвергались притеснениям и даже преследованиям. Особенно сильно они пострадали от Надир-шаха в Казимухском ханстве.
Когда Дагестан вошел в состав Российской империи, Дербент стал центром притяжения горских евреев со всего Кавказа. Кроме того, они стали выезжать за ее пределы по всей стране, поскольку не подпадали под действие законов, распространявшихся на евреев в поселении чертога. Между этими народами начались контакты; многие ашкенази, имевшие право жить за чертой, стали переселяться в Дербент, где со временем сформировалось мощное еврейское ядро. Общая численность евреев в Дербенте увеличилась с 472 человек в 1835 г до 2190 человек в 1897 г. (около 15% населения).
В 1900 году М. Ицхаки организовал сионистский кружок «Бней-Цион». В 1904 году Я открылся. Рабиновича в еврейской горской школе. В 1904–19 действовал Еврейский театр под руководством Ю. Рабиновича. В 1914 году в Дербенте действовали еврейские школы и средняя школа. После Февральской революции 1917 года, в июне 1917 года, в Дербенте состоялся Кавказский съезд горских евреев.
Труппа горско-еврейского театра
Во время гражданской войны многие евреи из горных сел поселились в Дербенте, спасаясь от зверств мусульманских сепаратистов и турок. В 1926 году в Дербенте проживало 6745 евреев, в 1939 году - 8100, в 1959 году - 12700, в 1970 году - 14600. Это был пик еврейского населения в городе.
В рамках политики «производительности» еврейского населения, проводимой советской властью, в 1930 году под Дербентом был создан еврейский колхоз имени Смидовича. В 1933 году в окрестностях Дербента действовало уже около 30 еврейских колхозов. В 1928–41 в городе Дербенте на горскоеврейском языке выходила горскоеврейская газета «Заматкали» («Рабочий»). В 1935 году в Дербенте действовали две средние школы, еврейское отделение педагогического техникума, еврейское отделение коврового техникума и еврейские клубы.
Аварцы?
Обратите внимание: Заниженные Приоры и старые Мерсы - любимые машины дагестанcких парней: мои наблюдения в Махачкале.
Даргинский? Лезгины? Нет, евреи. Найдите три отличия, даже не клезмер, а версию кавказских музыкантовНо негласный антисемитизм, начавшийся с заговора врачей, не лучшим образом сказался на евреях Дербента и всего Союза. В 1948 году преподавание языка идиш-тат было отменено, а все школы для горских евреев закрыты. Более того, многих евреев стали числить татерами на том основании, что они говорили на диалекте татского языка. При этом многие таты были зарегистрированы как азербайджанцы. А потом многие евреи сами стали записываться на татами, чтобы избежать притеснений.
После 1970 года началась постепенная репатриация евреев в Израиль, и их численность стала быстро сокращаться. В 1979 году евреи Дербента насчитывали 12 900 человек, в 1989 году - 12 700. В конце 1980-х - начале 2000-х годов большое количество евреев из Дербента уехали в Израиль, США, Германию и другие страны. В 1997 году из Дербента выехало в Израиль 593 еврея, в 1998 году - 182 еврея, в 1999 году - 441 еврей, в 2000 году - 432 еврея, в 2001 году - 417 евреев, в 2002 году городских евреев - 1002. Часть горских евреев уехала в другие страны регионы России, особенно Москву, где они быстро проявили деловые качества, столь присущие этому народу.
Так к горским евреям относятся Евгений Пригожин, псевдокавказский певец Ефрем Амирамов, певица Жасмин (Сара Львовна Манахимова), муж Алсу, предприниматель Ян Абрамов, олигархи Зарах Бинисионович Илиев, Гавриил Юшваев, беглый Тельман, владелец Исмаиловки и многие другие Тельманы, владельцы Чермаила.
Нынешняя еврейская община Дербента насчитывает не более тысячи человек. Но она богата, очень влиятельна и имеет серьезное лобби. Одним из богатейших людей Дербента является Павел Ятигулович Мишиев, генеральный директор и один из основателей ОАО «Дербентский коньячный завод».
С начала 1990-х гг. В Дербенте есть еврейская воскресная школа, еврейский детский сад и синагога. 22 марта 2010 года в городе Дербенте в торжественной обстановке состоялось открытие еврейского общинного центра и крупнейшей синагоги на Северном Кавказе - Келе-Нумаз. Именно Мишиеву приписывают большую долю пожертвований при строительстве новой синагоги (по некоторым данным, 137 млн руб).
Мишиев Павел Ятигулович
Эта синагога была построена пятью братьями Ханукаевыми в 1914 году на улице Кали-Куче (ныне Тагир-Заде), главной улице еврейского района города. Оно сильно обветшало, и в 2009 году его решили реконструировать, но вместо этого построили новое здание.
Он построен из того же известнякового ракушечника, что и большинство других домов в Дербенте. Мы проезжали мимо в жаркую субботу и решили поехать туда. Нам разрешили, как оказалось, что это не просто синагога, а целый общественный центр. Здесь есть музей, воскресная школа, детский сад, конференц-зал и так далее.
Синагога украшена деревом и камнем, здесь стоят массивные скамейки и кафедры, на которых расположена Тора и другие священные книги
Как и полагается, они пишутся справа налево. Текст написан еврейским квадратным шрифтом (кетав меруба), но имеется и русский перевод. Я хотел прочитать несколько стихов Танаха, но присутствующий здесь мужчина сказал, что вам следует читать его только в том случае, если вы умеете читать Кетав Меруба.
На стенах такие интересные родословные
В середине находится бима, с которой читается Тора.
Над бимой той же квадратной буквой написан Декалог
В углу у окна стоит шкаф Арон Кадеш со свитками Торы. Он был покрыт бархатным тканым ковром
Мужчина отказался отвечать на все наши вопросы, сославшись на Шаббат. Хотя непонятно, как Шаббат мешает отвечать на вопросы. Видимо, это был удобный повод отослать назойливых туристов.
В верхней части города находится еврейское кладбище. У входа вас встречает памятник «Бессмертному полку», стилизованный под менору
На мемориальной доске высечены имена и фамилии 1732 воинов, павших в боях, умерших от ран и пропавших без вести.
Само кладбище очень напоминает мусульманское, те же каменные стелы, только вместо полумесяца звезда Давида
Изображение проекта «Зикарон"
Изображение проекта «Зикарон"
Как видно из надписей, многие горские евреи носили не только еврейские, но исламизированные и даже славянские имена
Изображение проекта «Зикарон"
Много Гавриловых и Гавриловых
Изображение проекта «Зикарон"
Но неудивительно, что Гавриил — один из четырех архангелов, которые стоят по четыре стороны Божьего престола и действуют как хранители на четырех концах земли. Именно Гавриил защищал евреев от притеснений, а также служил ангелом смерти, приходящим исключительно за праведниками. Именно поэтому это название получило столь широкое распространение.
Изображение проекта «Зикарон"
Интересно, он родственник Гавриила Абрамовича Илизарова, всемирно известного ортопеда?
Изображение проекта «Зикарон"
Или, может быть, этот мужчина. Не удивлюсь, ведь его отец был горским евреем из Кусара, города в Азербайджане, что очень близко к Дербенту.
Несмотря на то, что большая часть евреев покинула Дербент, кладбище выглядит ухоженным. Происходит это благодаря проекту «Зикарон», который поддерживается Еврейским общинным центром. Именно они ухаживают за могилами, фотографируют надгробия, описывают их состояние и выкладывают в Интернет, чтобы их дальние родственники, живущие в Хайфе, Тель-Авиве или Ашдоде, могли посмотреть могилы своих предков, оставшихся в далеком Родина. Потому что где бы человек ни жил, в его сердце все равно остается что-то от того места, где он родился, и только от человека зависит, будет ли это хорошо или плохо
Два чувства нам чудесно близки —
Сердце находит в них пищу:
Любовь к родному ясеню,
Любовь к отцовским гробам.
Живоносное святилище!
Без них Земля была бы мертва
Как пустыня
И как алтарь без божества.
ПС. Это не первый пост подряд, где поднимается истерия по поводу событий в аэропорту Махачкалы. Они задавали много вопросов о том, нашел ли я евреев. Найденный
[мин]ОпросЕвреиДагестанПутешествие по РоссииДербент КавказДлинный пост 5 Чувство поддержкиБольше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Поездка в Дагестан. Дербент. Еврей, выходи.