В Дальние Зеленцы мы приехали только вечером. Мы не рассчитали время в пути. Выехали из Териберки еще до обеда. Там утром мы встретили соотечественников, вернувшихся из Дальних Зеленцов в полной радости и настоятельно порекомендовавших нам его посетить. По карте получилось около ста тридцати километров, но мы не учли два фактора.
Во-первых, большая часть дороги грунтовая. А ближе к Зеленцам это грунтовая дорога, по которой совершенно непонятно, проедешь или нет. В некоторых местах приходится переходить броды, а в других местах приходится выходить и смотреть на ход.
Во-вторых, дорога потрясающая своей живописностью, и ты постоянно останавливаешься и фотографируешь очередное удивительное озеро, тундру, скалы, водопады, реки и вообще все, что попадается на пути.
Итак, мы приехали вечером. До заката оставался час-полтора, поэтому мы сняли дроны прямо у входа и припарковались на холме на месте заброшенной вертолетной площадки. Оттуда они взлетели, что символично 😉
Вид был просто потрясающий! Небольшое селение располагалось в бухте, разделенной надвое мысом. Выход из бухты был заблокирован островами.
Мягкие лучи заходящего солнца заливали заброшенные дома и административные здания золотистым светом, от которого на землю ложились длинные тени.
В какой-то момент деревня как будто вымерла и в ней не было никого, кроме нас. Но справа мы заметили несколько новых домов с ярко-красными крышами и большой склад недалеко от пристани с синей крышей. Поэтому есть жильцы.
Отлетев минут сорок, полностью зарядив аккумулятор дрона, мы решили спуститься с холма и рассмотреть Зеленцев поближе.
Мы проезжали мимо заброшенных домов и представляли, как здесь раньше кипела жизнь. И не просто жизнь, а интересная и насыщенная жизнь.
Ведь это село было станцией Академии наук СССР, а позже стало называться Мурманским морским биологическим институтом.
Представляете, как это романтично? Я живо представил себе картину из романов Стругацких серии «Полуденный мир», где люди открывали новые миры и с увлечением изучали открытые.
Я представил, как здесь, на грани географии, энтузиасты биологии проводят исследования в северных морях. Приехали ихтиологи, океанологи и экологи. Были написаны научные статьи.
Возможно, потому, что в детстве я мечтал стать зоологом, а также заниматься исследованиями на краю света, глядя на остовы домов и брошенную технику, я испытывал острое, ноющее чувство ностальгии. Я как будто жил здесь, и мое прошлое медленно, но верно поглощалось неумолимым временем.
С пристани вид был просто фантастический. Даже голливудские сценографы не смогли бы создать лучший образ. Небольшая закрытая бухта, на берегу стоит особняк самого Морского института, рядом - дом на сваях. А в море, с решетчатым каркасом, похожим на скелет выброшенного на берег кита, нашло свое последнее пристанище научное судно.
Сейчас, когда я пишу эти строки, меня вновь охватывает необыкновенное чувство принадлежности к этому месту. Даже если оно безосновательно и бесправно. Но я не могу погасить в себе эту мысль - когда мой друг (которого, к сожалению, уже нет в этом бренном мире) мечтал стать зоологом (я) и океанологом (он), здесь, в Дальних Зеленцах, жизнь уже кипела работали и настоящие зоологи и океанологи.
И нам в прошлом казалось, что наш мир движется к светлому будущему, тому, которое описывали Стругацкие. И мы даже не могли себе представить, что этот (или любой другой) научно-исследовательский институт просто прекратит свое существование.
Здание института
И в этом смысле отец Зеленцы — олицетворение того будущего, которое могло бы быть у меня.
Обратите внимание: Странные «козырьки» на окнах советских зданий | Как они спасали от солнца и популярные миф о них.
И это не пришло ко мне. Кто знает, если бы все сложилось иначе, возможно, я бы сейчас работал ученым в процветающей научной деревне. Я понимаю, что многие из вас не понимают моих чувств. И я думаю, что пишу эти строки больше для себя. Простите меня за эти тексты, надеюсь, хотя бы картинки хоть немного искупят потраченное вами время.Ну, в тот момент меня занимали две мысли одновременно:
1) скоро стемнеет;
2) что мне делать дальше?
Ехать не хотелось, и даже не потому, что ночью по такой дороге лучше не ездить. Я понимал, что не прощу себе, если не останусь здесь хотя бы на день.
Когда мы поняли, что гостиницы в поселке нет, пришлось решать вопрос с ночевкой. Позже я узнал, что в Зеленцах есть гостиница, но узнал об этом только после того, как уехал оттуда. В тот момент я рассматривал два варианта.
Первый вариант был самым простым, но и самым непрактичным. Глупо запираться в машине, откидываться на передних сиденьях и как-то вздремнуть. Выспаться, конечно, не получится, да и тело потом будет болеть, но вы все выдержите, примените силу воли, изучите место и вечером засветло поедете в Мурманск, а потом отдохнете там.
Второй вариант был сложнее, но обещал чуть больше удобства. Можно было поставить палатку. Еще не было холодно. Температура на улице была выше нуля, у нас были теплые спальные мешки и термобелье. Но одно обстоятельство очень смутило.
А именно наличие медведей в Дальних Зеленцах. Собирались поужинать, и кто знает, не привлечет ли запах консервов (спасибо производителям за усилители вкуса!) незваных гостей. Вы можете забраться в один из заброшенных домов и разбить там палатку. И это казалось самым разумным решением.
Но тут к причалу, у которого я арендовал здание института, подошел катер. Не один, конечно. В нем был мужчина. И я решил попытать счастья — спросить, есть ли у них постоялый двор, где можно разместить меня, моего друга и нашего верного коня...
Что ж, на днях я напишу, что произошло дальше. Продолжение следует...
Если интересно, у меня есть телеграм-канал. Контент не пересекается с тем, что я публикую на Пикабу. Здесь я публикую длинные посты, а где короткие заметки, часто сделанные непосредственно во время экспедиции, устраиваю прямые эфиры, выкладываю лучшие фотографии с историей их съемки. Подписаться на канал можно по этой ссылке
[мин]Путешествие Кольский полуостровДалекие ЗеленцыРоссияДлинный постФото 6 Поддержите ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Я стоял на заброшенном причале, глядел на погибшие корабли и руины зданий, с трудом сдерживая ком в горле... (Дальние Зеленцы).