В прошлом посте я уже делился первыми впечатлениями от Рыбинска, а сегодня хочу рассказать о самом ярком событии этой поездки — прогулке на теплоходе с проходом через шлюз. Изначально мы надеялись увидеть процесс шлюзования, но, как выяснилось, по субботам такие туры не проводятся — возможно, из-за ограничений на проход судов через ворота (если у кого-то есть точная информация, буду рад услышать в комментариях).

Очередь на пирсе в ожидании теплохода
Билеты мы приобрели заранее через интернет, и это оказалось правильным решением: за день до отправления свободных мест уже не было. Хотя, как выяснилось на месте, можно было попробовать купить билет прямо перед отправлением, но это рискованно — если все пассажиры с предварительными билетами придут, свободных мест может не остаться. Контролёр на входе так и предупредил небольшую группу из пяти человек, но в итоге их всё же пустили на борт в самом конце.

Занимаем свои места на теплоходе
Погода в тот день была ветреной, и на причале многие замёрзли, ожидая теплоход, который немного задержался. Но вот мы наконец поднялись на борт. Наш теплоход относится к проекту «Московский» — таких судов было построено около полусотни, начиная с середины 1980-х годов. Почти все они до сих пор в строю, обслуживая внутригородские и пригородные маршруты. Далеко на таком не уплывёшь — скорость по современным меркам невысокая, около 20 км/ч, но для нашей цели он подходил идеально.
Путь к шлюзу
После посадки мы отправились вверх по течению к шлюзу. По пути нам встретился танкер «Волгонефть 125», который только что вышел из шлюза.

Танкер «Волгонефть 125»
Вот и сам шлюз. Здесь два прохода (две нити), но один, судя по всему, закрыт на реконструкцию, поэтому всё движение идёт через оставшийся.

Подходим к шлюзу
Мы направляемся прямо в шлюзовую камеру. На стенах видна тёмная полоса — до этого уровня поднимется вода, чтобы поднять нас до уровня Рыбинского водохранилища. Перепад составляет около 18 метров — впечатляющая цифра!

Внутри шлюзовой камеры
Процесс шлюзования
Теплоход заходит в камеру и занимает место, указанное диспетчером. Ворота позади нас закрываются, и мы оказываемся в замкнутом пространстве.

Закрываются нижние ворота шлюза
Перед началом подъёма все суда пришвартовываются к специальным буям.

Буй для швартовки
Каждый буй пронумерован, и диспетчер заранее сообщает капитану, к какому именно нужно причалить. Конструкция устроена так, что при подъёме воды буй движется вертикально вверх. Это необходимо, чтобы судно не болтало по камере во время наполнения или слива воды — из-за работы мощных насосов возникают сильные водовороты.
Вода начинает постепенно заполнять камеру. Сам процесс подъёма занял около семи минут, и вот мы уже на уровне Рыбинского водохранилища.

Подъём почти завершён
Верхние ворота шлюза — это цельный щит, который вращается вокруг своей оси и опирается на дно канала. Приводятся в движение они мощными двигателями с цепной передачей.

Верхние ворота Рыбинского шлюза

Ворота опускаются
Уровни воды выровнены, ворота опущены, и мы выходим в Рыбинское водохранилище. Вот как выглядит шлюз со стороны водоёма.

Рыбинский шлюз с внешней стороны
Трудно поверить, что всего десять минут назад мы были на уровне Волги, а теперь находимся на одной высоте с огромным Рыбинским водохранилищем.
Достопримечательности с воды
На стрелке между плотиной и шлюзами установлена скульптура «Мать-Волга». Ближе всего к ней можно подойти именно с воды. С берега её тоже видно, но по-настоящему оценить масштаб и красоту можно только проплывая мимо на корабле.

Скульптура «Мать-Волга»
Наш теплоход разворачивается, и мы успеваем вернуться в шлюзовую камеру, чтобы не ждать следующего цикла. Обратный спуск уже не так впечатляет, поскольку процесс понятен. Пришвартовываемся и наблюдаем, как вода постепенно уходит из камеры.

Спускаемся обратно
Нижние ворота открываются, и нас выпускают. В воде у выхода из шлюза плавает рыба — одни ещё живые, другие не очень. Местные чайки знают это место и постоянно здесь кормятся. Им не нужно спешить — обед всегда обеспечен.

Выходим из шлюза
Теплоход продолжает путь по Волге, а гид рассказывает об истории города, местных купцах и других интересных фактах. Обязательно выложу видео прохождения шлюзов — его можно будет найти здесь или на моём канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Завершение прогулки
Чтобы причалить, теплоходу нужно развернуться. Мы проходим под мостом, совершаем полный разворот и возвращаемся. С воды хорошо видно, насколько масштабно идёт реконструкция мостовых конструкций.

Мост в Рыбинске. Реконструкция.

Мост в Рыбинске. Реконструкция.
Вот и причал. Мы прощаемся с теплоходом, но не с Рыбинском — в городе ещё есть на что посмотреть. Другие мои рассказы о городах Ярославской области можно найти ЗДЕСЬ.
[мин]Путешествие по РоссииТуризмТеплоходРыбинскРыбинское водохранилищеШлюзДлинный постФото 1 ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Рыбинск. День 2. Шлюзование.
