Внедорожное приключение на Кавказе

В предыдущем материале, посвященном такой экзотической теме, как автотуризм в СССР, речь в основном шла об экспериментальных караванах или сверхпространственных палатках наподобие знаменитого Скифа. Сегодня мы поговорим о полноценных автодомах, которые выпускались серийно на мощностях различных советских предприятий.

Дача на воде

Как известно, нет предела совершенству. Для автомобилистов в эпоху Советского Союза этот принцип был особенно актуален. Например, для тех из них, кому удалось обзавестись дефицитным и дорогим прицепом «Скиф», новым объектом мечты стал прицепной катер «Дон», служивший не только плавсредством, но и моторной дачей.

Серийное производство прицепного катера началось в 1978 году на Горьковском авиационном заводе имени Орджоникидзе. Благодаря дюралюминиевому понтонному корпусу и жесткой тентовой надстройке «Дон» был поистине уникальным техническим средством. Советские журналы очень красноречиво отзывались о его назначении:

Катер «Дон» хорошо подходит для перевозки в качестве прицепа за автомобилем и имеет исключительно широкий спектр применения. Это четырехместный дом, который можно как установить на суше, так и спустить на воду. Это также полностью автономная самоходная плавучая кабина - моторная лодка, предназначенная для движения в режиме глиссирования с подвесным мотором мощностью до 30 л.с. Наконец, носовую часть можно использовать отдельно — как скоростную мини-лодку для пеших прогулок, рыбалки, буксировки воднолыжника».

В «дачном» положении находился двухкомнатный автодом на четверых. Что касается транспорта Дона, то он подходил почти ко всем советским легковым автомобилям, кроме «Запорожцев». Вес катера-прицепа достигал 267 кг, а стоимость составляла около 2000 советских рублей в полном весе. В первый год производства было выпущено 500 экземпляров такого автодома.

Кабина вертолета

В 1990 году, незадолго до распада Советского Союза, Ростовское вертолетное производственное объединение запустило производство караванов. Модель называлась 8120А, а ее корпус целиком состоял из алюминиевых листов, приклепанных к металлическому каркасу!

Благодаря трапециевидной форме крыши прицеп имел приемлемую обтекаемость кузова и позволял находиться в нем взрослому человеку средней комплекции в полный рост. Что касается внутреннего убранства, то мобильная дача 8120А могла предложить все необходимое для жизни: раковину, газовую плиту, набор ниш и шкафов для различных вещей. Причем все это было сделано из алюминия и намертво прикручено к корпусу изнутри.

Электрические компоненты прицепа включали даже понижающий трансформатор мощностью 1000 Вт! Обеденная зона при необходимости трансформировалась в довольно просторную спальню, где угнетал только унылый декор на стенах (заводская покраска).

Хотя незагруженный прицеп весил всего 560 кг, он был оборудован инерционным тормозом. Как ни странно, шасси тележки также имело апгрейд в виде блокировки тормоза для движения задним ходом! Подвеска независимая - из "жигулевских" комплектующих.

Караван выпускался в 1990-1997 годах.

Обратите внимание: Почему на Кавказе и в Средней Азии мужчины часто называют друг друга «брат»?.

Производство проходило во времена распада Советского Союза и, естественно, было остановлено. Всего было выпущено 1200 прицепов. Стоимость в 1990 году составляла 6800 советских рублей. Для сравнения: ВАЗ-2101 стоит 7200 руб.

Гардероб кинематографистов

В 1991 году Минский автомобильный завод начал выпуск прицепа МАЗ-8132, лицензионной копии югославской Adria. Внутри трейлера было четыре спальных места, туалет и даже кухонный блок с газовой плитой и раковиной.

При этом и умывальник, и раковина в МАЗ-8132-011 были оборудованы водяными помпами производительностью примерно 4 литра в минуту. Работали на стоянках от сети напряжением 220 вольт или в дороге от 12-вольтовой батареи. Между прочим, мебель внутри была модульной, из плит МДФ.

Несмотря на то, что выпуск дачных прицепов пришелся на самый развал Советского Союза, за такими прицепами выстраивались очереди. Правда, фирма, производившая их, была переименована в Туртранс, что было чем-то вроде крупного кооператива. А сам прицеп получил узнаваемое название «Купава-350».

Это транспортное средство прекрасно отвечало потребностям меняющегося времени: его легко было приспособить как для бытовых нужд, так и для передвижной конюшни. Коренные минчане тоже помнят, как несколько таких вагончиков выстроились на съемочных площадках. Кстати, это до сих пор практикуется…

Модульная машина

ВАЗ-2121 «Нива» на испытаниях оказалась отличным автомобилем для выезда на природу и передвижения по пересеченной местности. Делать такие поездки на полдня смешно - вся их прелесть заключается в проживании и длительном времяпрепровождении вдали от цивилизации. Вот тогда-то и выявился главный недостаток «Нивы» — ночевать в ней было неудобно. Исправить это 30 лет назад взялась литовская компания Auviga, создав уникальную модификацию кемпера.

Раймундас Петраускас долгое время работал инженером в конструкторском бюро АвтоВАЗа, а после увольнения решил основать собственное предприятие - Завод автомобильных караванов (АВтомобилины ВИу ГАмыкла, сокращенно АУВИГА). Именно он предложил создать модульную конструкцию на базе «Нивы» для туристов и путешественников.

В основу проекта легла «Нива» с короткой колесной базой, из которой был создан двухместный тягач, способный перевозить специальный караван, предназначенный для этой машины. Предложенное дополнение имело собственную колесную ось, которая крепилась к автомобилю болтами, обеспечивала легкую расстыковку и оснащалась специальными стойками, чтобы автодом можно было установить на кемпинге отдельно от автомобиля.

Сам автодом был оборудован удобной кроватью, имел обеденную зону, шкаф для вещей, газовую плиту и умывальник. К сожалению, из-за высокой стоимости дом на колесах не пользовался спросом у автомобилистов. А когда в 1991 году Литва стала независимой, Auviga потеряла свой важнейший рынок сбыта, после чего проект закрыли.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Внедорожное приключение на Кавказе.