В предыдущем материале, посвященном такой экзотической теме, как автотуризм в СССР, речь в основном шла об экспериментальных караванах или сверхпространственных палатках наподобие знаменитого Скифа. Сегодня мы поговорим о полноценных автодомах, которые выпускались серийно на мощностях различных советских предприятий.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686558863165661474.jpg)
Дача на воде
Как известно, нет предела совершенству. Для автомобилистов в эпоху Советского Союза этот принцип был особенно актуален. Например, для тех из них, кому удалось обзавестись дефицитным и дорогим прицепом «Скиф», новым объектом мечты стал прицепной катер «Дон», служивший не только плавсредством, но и моторной дачей.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/168655892612192530.jpg)
Серийное производство прицепного катера началось в 1978 году на Горьковском авиационном заводе имени Орджоникидзе. Благодаря дюралюминиевому понтонному корпусу и жесткой тентовой надстройке «Дон» был поистине уникальным техническим средством. Советские журналы очень красноречиво отзывались о его назначении:
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/168655924311058275.jpg)
Катер «Дон» хорошо подходит для перевозки в качестве прицепа за автомобилем и имеет исключительно широкий спектр применения. Это четырехместный дом, который можно как установить на суше, так и спустить на воду. Это также полностью автономная самоходная плавучая кабина - моторная лодка, предназначенная для движения в режиме глиссирования с подвесным мотором мощностью до 30 л.с. Наконец, носовую часть можно использовать отдельно — как скоростную мини-лодку для пеших прогулок, рыбалки, буксировки воднолыжника».
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/168655925919191659.jpg)
В «дачном» положении находился двухкомнатный автодом на четверых. Что касается транспорта Дона, то он подходил почти ко всем советским легковым автомобилям, кроме «Запорожцев». Вес катера-прицепа достигал 267 кг, а стоимость составляла около 2000 советских рублей в полном весе. В первый год производства было выпущено 500 экземпляров такого автодома.
Кабина вертолета
В 1990 году, незадолго до распада Советского Союза, Ростовское вертолетное производственное объединение запустило производство караванов. Модель называлась 8120А, а ее корпус целиком состоял из алюминиевых листов, приклепанных к металлическому каркасу!
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/16865593711361130.jpg)
Благодаря трапециевидной форме крыши прицеп имел приемлемую обтекаемость кузова и позволял находиться в нем взрослому человеку средней комплекции в полный рост. Что касается внутреннего убранства, то мобильная дача 8120А могла предложить все необходимое для жизни: раковину, газовую плиту, набор ниш и шкафов для различных вещей. Причем все это было сделано из алюминия и намертво прикручено к корпусу изнутри.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559391178199067.jpg)
Электрические компоненты прицепа включали даже понижающий трансформатор мощностью 1000 Вт! Обеденная зона при необходимости трансформировалась в довольно просторную спальню, где угнетал только унылый декор на стенах (заводская покраска).
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559411122370018.jpg)
Хотя незагруженный прицеп весил всего 560 кг, он был оборудован инерционным тормозом. Как ни странно, шасси тележки также имело апгрейд в виде блокировки тормоза для движения задним ходом! Подвеска независимая - из "жигулевских" комплектующих.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559430152615401.jpg)
Караван выпускался в 1990-1997 годах.
Обратите внимание: Почему на Кавказе и в Средней Азии мужчины часто называют друг друга «брат»?.
Производство проходило во времена распада Советского Союза и, естественно, было остановлено. Всего было выпущено 1200 прицепов. Стоимость в 1990 году составляла 6800 советских рублей. Для сравнения: ВАЗ-2101 стоит 7200 руб.Гардероб кинематографистов
В 1991 году Минский автомобильный завод начал выпуск прицепа МАЗ-8132, лицензионной копии югославской Adria. Внутри трейлера было четыре спальных места, туалет и даже кухонный блок с газовой плитой и раковиной.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559464188191846.jpg)
При этом и умывальник, и раковина в МАЗ-8132-011 были оборудованы водяными помпами производительностью примерно 4 литра в минуту. Работали на стоянках от сети напряжением 220 вольт или в дороге от 12-вольтовой батареи. Между прочим, мебель внутри была модульной, из плит МДФ.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559478119278922.jpg)
Несмотря на то, что выпуск дачных прицепов пришелся на самый развал Советского Союза, за такими прицепами выстраивались очереди. Правда, фирма, производившая их, была переименована в Туртранс, что было чем-то вроде крупного кооператива. А сам прицеп получил узнаваемое название «Купава-350».
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559492161421711.jpg)
Это транспортное средство прекрасно отвечало потребностям меняющегося времени: его легко было приспособить как для бытовых нужд, так и для передвижной конюшни. Коренные минчане тоже помнят, как несколько таких вагончиков выстроились на съемочных площадках. Кстати, это до сих пор практикуется…
Модульная машина
ВАЗ-2121 «Нива» на испытаниях оказалась отличным автомобилем для выезда на природу и передвижения по пересеченной местности. Делать такие поездки на полдня смешно - вся их прелесть заключается в проживании и длительном времяпрепровождении вдали от цивилизации. Вот тогда-то и выявился главный недостаток «Нивы» — ночевать в ней было неудобно. Исправить это 30 лет назад взялась литовская компания Auviga, создав уникальную модификацию кемпера.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559508120655129.jpg)
Раймундас Петраускас долгое время работал инженером в конструкторском бюро АвтоВАЗа, а после увольнения решил основать собственное предприятие - Завод автомобильных караванов (АВтомобилины ВИу ГАмыкла, сокращенно АУВИГА). Именно он предложил создать модульную конструкцию на базе «Нивы» для туристов и путешественников.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/1686559531143991353.jpg)
В основу проекта легла «Нива» с короткой колесной базой, из которой был создан двухместный тягач, способный перевозить специальный караван, предназначенный для этой машины. Предложенное дополнение имело собственную колесную ось, которая крепилась к автомобилю болтами, обеспечивала легкую расстыковку и оснащалась специальными стойками, чтобы автодом можно было установить на кемпинге отдельно от автомобиля.
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2023/06/12/6/168655955215896625.jpg)
Сам автодом был оборудован удобной кроватью, имел обеденную зону, шкаф для вещей, газовую плиту и умывальник. К сожалению, из-за высокой стоимости дом на колесах не пользовался спросом у автомобилистов. А когда в 1991 году Литва стала независимой, Auviga потеряла свой важнейший рынок сбыта, после чего проект закрыли.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Внедорожное приключение на Кавказе.