
Наконец-то я осуществил свою давнюю мечту и отправился в Монголию. Сейчас это стало проще благодаря безвизовому режиму, хотя паспорт, конечно, по-прежнему необходим. Когда местный туроператор объявил о наборе группы на озеро Хубсугул, я не раздумывал. Условия были просты: горячее желание путешествовать, финансовая готовность, три дня свободного времени и действующий загранпаспорт. С желанием и энтузиазмом у меня было всё в порядке, деньги я нашел, время выкроил, а паспорт... с ним пришлось поволноваться. Риск был, ведь оплата уже ушла, но я успел оформить документ за месяц до поездки. И вот, набив рюкзак всем, что показалось нужным (и не очень), я был полностью готов к приключению.
Дорога к границе
Знаменательный день настал. Мы выехали из города затемно, в пять утра, чтобы к полудню быть на границе и успеть пройти все формальности. Наш путь лежал к поселку Ханх, это около 400 километров. Дорога до монгольской границы в основном хорошая, асфальтовая, лишь кое-где встречались участки с гравием из-за ремонта. Само путешествие по этому маршруту — уже отдельное удовольствие. Фантастические пейзажи, виды на море, густые леса и величественные скалы не оставляют равнодушным.



В семь утра мы сделали остановку в деревне Большая Глубокая, что в урочище Култук, чтобы позавтракать (завтрак входил в программу тура). Отведав яичницу с беконом, мы двинулись дальше. Култукский тракт с его серпантинами, крутыми подъемами и спусками считается одной из самых опасных дорог не только в Сибири, но и во всей России. Среди бывалых водителей ходит поговорка: если проехал Култук без происшествий, значит, путь будет удачным.
Легендарная Тункинская долина
Благополучно миновав опасный участок, мы оказались в Тункинской долине, по которой проходит древний путь — Тункинский тракт. Легенды гласят, что именно здесь Чингисхан вел свое войско из Монголии на запад. Долина неизменно поражает своей суровой красотой: густые хвойные леса, стремительные реки и величественные горы с заснеженными вершинами рассказывают о могуществе и первозданной силе природы.




Любуясь пейзажами, мы незаметно проехали юго-западную оконечность Байкала, полюбовались острыми пиками Тункинских гольцов, заехали в Кыренский дацан, чтобы покрутить молитвенные барабаны, и продолжили путь. На въезде в село Монды нас ждала первая проверка документов на пограничном посту. После быстрой регистрации нам дали добро двигаться дальше.

Последняя остановка в России
Село Монды расположено в живописной котловине, окруженной отрогами горных хребтов, недалеко от границы. Это место неописуемой красоты, обжитое людьми с древних времен. Здесь, на высоте около двух тысяч метров, мы поужинали буузами (позами) и ждали встречающих из Монголии. Наш российский водитель с машиной остался ждать нашего возвращения, а мы, веселой толпой, расселись по трем легендарным УАЗикам-«буханкам» и отправились покорять монгольские просторы.
Пересечение границы: волнительный процесс
Тринадцать километров пролетели быстро, и около часа дня мы были на границе. Двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) работает с 10 до 18 без выходных. Российскую границу встретили строгие пограничники и жизнерадостный служебный пес. Для меня это был первый опыт, поэтому чувствовался и трепет, и предвкушение нового. После короткой остановки мы въехали на территорию для оформления. Нас проводили в здание таможни, где объяснили правила и ограничения. Я вспомнил, что из Монголии можно ввезти три литра алкоголя, блок сигарет, но строго запрещены продукты животного происхождения, даже сухой творог. Я тут же пообещал себе этот творог найти и попробовать. Пока мы заполняли декларации, наши «буханки» и весь багаж тщательно досматривали, в том числе с помощью служебной собаки.

Пройдя все формальности, мы выехали с российской территории. Но через сто метров нас ждал монгольский ДАПП. Привет! И снова: откройте ворота, предъявите паспорта. Очень хотелось уже увидеть горы и долины, но пришлось набраться терпения. Здесь нас тоже встретили пограничники (пока без улыбок) и серьезная собака. Мы снова заполнили бумаги, посмотрели в камеру для фото и прошли дактилоскопию. За время прохождения контроля у меня сложилось впечатление, что мое имя по-монгольски звучит как «Эй!» — именно так ко мне обращались все сотрудники: «Эй, ты куда?», «Эй, все пальцы сюда!», «Эй, в камеру смотри!».
Спустя почти два часа мы наконец отъехали от границы, но через пару километров нас ждал еще один КПП со шлагбаумом. Люди в форме снова проверили паспорта, но их интересовали только свежие штампы о пересечении границы. Убедившись, что всё в порядке, они пропустили нас в долгожданную, незнакомую страну. Казалось, всё, можно ехать! Но не тут-то было. Нас снова остановил мужчина монгольской внешности, чтобы собрать плату за въезд в национальный парк — 100 рублей с носа. Мы, сбивчиво объясняясь на ломаном русском и активно жестикулируя, попытались донести, что мы — только первая машина, за нами еще две, и что деньги лучше взять с гида. Не знаю, понял ли он слово «буханка», но, махнув рукой, он пропустил нас, и мы, наконец, с ветерком покатили по грунтовой дороге навстречу приключениям.
Встреча с Хубсугулом
Проехав двадцать километров по ухабистой грунтовке, мы достигли цели — озера Хубсугул!



Хубсугул — одно из крупнейших озер Азии, младший, но не менее величественный брат Байкала. Они не только похожи, но и связаны водной системой: из Хубсугула вытекает река Эгиин-Гол, которая затем, через Селенгу, впадает в Байкал. Монголы с почтением называют озеро Хубсугул-Далай. Его дикая, суровая красота, обрамленная высокими горами и глухой тайгой, поражает воображение. Берега украшают стройные лиственницы и золотые песчаные пляжи в уютных бухтах. Вода кристально чистая, пресная и пригодна для питья. Озеро расположено высоко в горах, на высоте 1645 метров, его длина — 136 км, а глубина достигает 262 метров, что делает его самым глубоким в Монголии.
На северном берегу расположился поселок Ханх — единственное селение в этих краях, изначально основанное как русское торговое поселение. Когда-то через него проходил зимний чайный путь из Китая в Иркутск. Сейчас это маленький поселок с населением около 2500 человек.



Жизнь в юрте
Прямо на берегу, у подножия горы Хирвес, нас ждал туристический комплекс «Саян-Радиан» (Край Земли). Директор, Доржи Доржеготов, радушно встретил нас и расселил по традиционным монгольским юртам. Юрта — это не просто жилище из войлока и дерева, это особое пространство, где чувствуешь связь с природой и жизнью, где отдыхаешь душой и телом. Всё это нам предстояло проверить на собственном опыте в ближайшие дни. Немного освоившись и прогулявшись по берегу, мы собрались в общей юрте-столовой на обед, а после отправились изучать окрестности.

Оставшееся время мы посвятили прогулке по поселку в поисках сувениров. Местные жители во многом ориентированы на Россию, поэтому российские рубли здесь в ходу наравне с монгольскими тугриками. В магазинчиках можно найти продукты и товары первой необходимости российского, монгольского и китайского производства, а также немного сувениров. Мы запаслись традиционным монгольским чаем и тем самым сухим творогом, о запрете на ввоз которого нам говорили на границе.



Вечер у замерзшего озера
Нагуляв аппетит, мы вернулись на базу к ужину. После сытной трапезы снова вышли к озеру. К нашему небольшому разочарованию, в начале июня Хубсугул был еще скован льдом. Лишь у самого берега виднелась узкая, метров в три, полоска открытой воды. Мы не смогли в полной мере оценить знаменитую голубизну его вод, зато любовались закатом, пускали «блинчики» по воде и пытались бросить камешек так, чтобы он проскакал по льду. С наступлением темноты стало ощутимо холоднее, и даже у кромки воды начал образовываться тонкий ледок. Пришлось надеть всё теплое, что было с собой.

Вечером в каждую юрту зашел смотритель, чтобы растопить печь. Делал он это весьма оригинальным методом: бросил в печь несколько щепок лиственницы, полил их пламенем из газовой горелки, а когда те разгорелись, водрузил сверху целлофановый пакет с углем. Вскоре в юрте стало настолько жарко, что мы сидели с открытой дверью. Целлофан плавился в радиусе метра от печи, а металлическая посуда раскалилась. Сбежав от этого ада на улицу, мы бродили по берегу, любовались невероятно яркими звездами, бросали камешки на лед и вполголоса обсуждали особенности монгольского быта и климата.



Климат здесь действительно своеобразный и очень похож на байкальский, но из-за большей высоты солнце печет сильнее. Стоило ему скрыться за облаком, как сразу хотелось надеть свитер. Вода в озере ледяная — я проверил, зайдя босиком: через несколько секунд ноги свело. Окрестности очень напомнили мне байкальский остров Ольхон. За полночь, вдоволь наглядевшись на россыпи звезд в чистом небе, мы отправились спать в наши, наконец-то остывшие до комфортной температуры юрты.

Так завершился мой первый день в Монголии. Продолжение следует.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Куба с речитативом и фотографиями.
