Несмотря на эйфорию по поводу «победы США и Запада» в Холодной войне против СССР, реальная Америка явно теряет все больше и больше сторонников и сателлитов в созданном «однополярном» мире, и сталкивается с возрастающим риском потери мирового господства
Энн Мари Слотер
Теория и предпосылки
Еще в 2004 году Энн-Мари Слотер, декан школы Вудро Вильсона в Принстонском университете, опубликовала книгу под названием «Новый мировой порядок», которая меня заинтересовала».
В этой книге Слотер впервые заявил о необходимости создания союза идеологически близких «демократических» государств, который бы постепенно полностью заменял (силу!) ООН в решении «глобальных проблем войны и мира». Это должна была быть своего рода «сверхимперия» в виде федерации «демократических» государств, которые «свободно и справедливо совместно правили миром».
Во-вторых, Слотер понимает «демократическое государство», из той толпы, из которой сформируется такая «сверхимперия», как центр сети государственных институтов и негосударственных структур, эффективно действующих как внутри страны, так и на международной арене автономно от государства и его институтов. Слотер называет такое «новое» (разумеется, либеральное и демократическое) государство «дезагрегированным». И поэтому имеют лишь частичный («фрагментарный») суверенитет, «фрагментарную юрисдикцию» и «фрагментарную идентичность» для граждан.
Результатом такого преобразования «фрагментарных» государств и автономных от них сетей в «Глобальный альянс демократий» является «фрагментарный мировой порядок», основанный на идее взаимозависимости институтов, организаций, сообществ и обществ, а также многие сетевые структуры и международные организации. Но, по словам Слотера, сетевые субъекты не обязательно «дезагрегируются»: «будучи сверхцентрализованными в некоторых случаях, они могут со временем навязывать свою волю ослабленным государствам». И вот, дескать, государства смогут решить свои проблемы, только «передав часть своего суверенитета ограниченному кругу наднациональных институтов правосудия и арбитража: ВТО, НАФТА или Международному суду».
А для тех, кто сомневается в беспристрастности такого суда и арбитража, Слотер уточняет, что «современный мир уже дорос до концепции универсальной правовой и законодательной системы». И добавляет, что идентичности формируются уже не в рамках политических структур, а в социальных группах, и что идентичность «широких интеграционных объединений» уже вытесняет внутригосударственную идентичность».
Это была очень большая атака на международно-правовую систему ООН и одновременно скрытая легализация совершенно новых «правил», по которым должен жить глобальный мир. Это была попытка «рационально» узаконить вмешательство США в суверенитет независимых «авторитарных» государств без мандата ООН, способ «частично» узаконить от имени некоторых «демократических» стран.
Следует отметить, что уже тогда одновременно появилась цель такой лиги «демократических» стран: борьба с «авторитаризмом». То, что якобы мешает свободному развитию «свободного мира». Так, уже в июне 2005 года, выступая в Американском университете в Каире (в Египте, оплоте авторитаризма Хосни Мубарака!), госсекретарь США Кондолиза Райс развернула атаку на «авторитаризм» во имя «демократии»:
"Мы меняем курс. Мы поддерживаем демократические устремления всех народов... Пришло время отбросить все оправдания, мешающие тяжелой работе демократии... Америка будет настаивать на демократизации стран Ближнего Востока, даже если это угрожает стабильности область».
И, конечно же, эта бессовестная атака на ялтинско-потсдамский миропорядок - причем в нахальной манере "таскания совы по земному шару" - вряд ли получила бы широкий резонанс, если бы не была взята на знамя очень скоро и не были подробно «объяснены» в своих статьях такие крупные американские неоконсервативные теоретики, как Иво Даалдер (эксперт по внешней политике в команде Обамы) и Роберт Каган (неофициальный советник Маккейна). В котором, в частности, тщательно указывалось, что миру грозит война между «Лигой демократий» и «Лигой авторитаризма».
При Обаме Даалдер был назначен на важнейшую должность посла в НАТО. В июле 2008 года Маккейн назвал создание «Лиги демократий» приоритетным для США механизмом решения международных проблем: «К сожалению, Совет Безопасности ООН не в состоянии ввести существенные санкции в отношении Ирана из-за противодействия России и Китая... Лига демократий сможет действовать не только в этом случае, но и в других. Обама с большой силой использовал «частичные полномочия» (то есть решения о вмешательстве без мандата ООН) «Лиги демократических государств» как во время, так и после «революции арабской весны» — в Ливии, Йемене, Сирии. А госсекретарь Обамы Хиллари Клинтон назначила основательницу Лиги демократий Энн-Мари Слотер директором по планированию политики в администрации Обамы.
Потом тот же Обама быстро начал создавать и укреплять трансгосударственные образования, способные «диктовать волю слабых суверенных государств». Среди них и Парижское соглашение по климату, и транстихоокеанское и трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство, и укрепление Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)... И замедлила этот процесс только победа Трампа на президентских выборах, которая сразу вывел США из ВОЗ и Парижского соглашения... Подчеркнем, что после своей инаугурации в 2021 году Байден первым же указом вернул США и в Парижское соглашение, и в ВОЗ.
А Энн-Мари Слотер (тогдашний президент и главный исполнительный директор аналитического центра New America Foundation) в своей новой книге 2017 года «Шахматная доска и Интернет: коммуникационная стратегия в опасном мире» больше не скрывает своей главной цели и разрезает «матку правды» . Она понимает, что «по ООН» ничего не работает. И заявляет, что «пересмотр Устава ООН мог бы открыть ящик Пандоры…», но это необходимо, иначе «возникающие державы просто создадут свой порядок со своими региональными институтами и сетями безопасности, которые никоим образом не отвечает интересам Соединенных Штатов». Поэтому Соединенные Штаты должны «противопоставить этой тенденции свой собственный закрытый политический и экономический мир, построенный по централизованной империалистической модели и безоговорочно признающий американскую гегемонию».
Подчеркнем, что о демократии здесь нет ни слова. А новой основой «нового мирового порядка» объявляется «либеральный интернационализм, адаптированный к потребностям цифровой эпохи». Что такое «либеральный интернационализм» уже предельно ясно. Это альтернативная ООН (то есть отрицающая ооновские нормы международного права) и закрытая от «посторонних» централизованная империя американской гегемонии, объединенная собственными «правилами», декларируемыми США, а также императивными и не- оборотные «ценности», неограниченные права для ЛГБТ…
Президент США Джо Байден на саммите демократии. 10 декабря 2021 г
От теории к практике
Более того, оказалось, что, несмотря на эйфорию по поводу «победы США и Запада» в холодной войне против СССР, настоящая Америка явно теряет все больше и больше сторонников и сателлитов в созданном «однополярном» мире и сталкивается с постоянно возрастающий риск потерять мировое господство. Соединенные Штаты были особенно обеспокоены сильной активизацией России, которая, как ни странно, усилилась, несмотря на ее потери в холодной войне, и Китаем, который форсировал экономическое, политическое и военное развитие. В западной прессе все чаще появлялись публикации о России и Китае как лидерах и идеологах мирового авторитаризма, активизация других стран, последовавших за лидерами «авторитарного курса». «Либеральные демократы» США всерьез обеспокоились и решили действовать, а для этого объединиться. Для этого потребовался наследник Обамы и Клинтона Джо Байден.
Еще в предвыборной программе Джо Байден объявил, что в первый год своего президентства созовет «глобальный саммит демократий». И тогда он стал довольно сильно давить на сателлитов и союзников, чтобы они быстрее и увереннее присоединились к этой идее. Конечно присоединились. Первый «саммит демократии» в декабре 2021 года при обилии «приглашенных» (более сотни стран) прошел в виртуальном «ковидном» режиме. И действительно, она закончилась провалом: было только много речей о «хорошей» демократии и «плохом» авторитаризме, а Байден заявил, что выделит 424 миллиона долларов на «демократическое обновление мира»…
Второй саммит (заметим, что уже не «демократии», а только «за демократию») завершился в конце марта 2023 года в США. Всего была приглашена 121 страна. Глава МИД России Сергей Лавров в интервью Prensa Latina так оценил список приглашенных: «Круг приглашенных показателен. О четких критериях не может быть и речи. Единственный из них — лояльность даже не столько американской демократии, сколько нынешней американской Демократической партии. И как Даниэль Ковалик, преподаватель международного права в Университете Питтсбурга и юрист Даниэль Ковалик, заявили информационному агентству Синьхуа: «Идея о том, что мы собираемся распространять демократию, просто глупа, потому что у нас нет демократии, которую мы могли бы распространять».
Но этот саммит был подготовлен гораздо лучше. В частности, для кандидатов был сформулирован подробный список из 17 «демократических» требований (они же «либеральные ценности»), что дало им возможность участвовать. И в этот список входила не только лояльность к внешней политике США, но и многое другое. В том числе признание придуманного в США равноправия многих «полов», признание верховенства юрисдикции внешне «неформальных» международных организаций, которые, по замыслу мадам Анн-Мари Слотер, должны «через национальные границы» диктовать свою волю «слабым» государствам (ВОЗ, Парижское соглашение, Международный уголовный суд (МУС) и т д.). А также осуждение России за спецоперацию на Украине и требование вернуть территории Украине. А также безоговорочный допуск на территорию всех «демократических» стран множества финансируемых извне НПО, призванных следить за соблюдением «правил» (то есть «ценностей») и, в случае необходимости, «правильного поведения».
В результате многие страны не были приглашены на саммит.
Традиционные партнеры американцев — Бангладеш, Сингапур и Таиланд — не были приглашены, и представитель Совета национальной безопасности США Джон Кирби не смог внятно объяснить журналистам, почему.
Не приглашены Турция и Венгрия, союзники США по НАТО и давний союзник Вашингтона Саудовская Аравия. Египет, крупнейшая страна Магриба, не был приглашен и крайне недоволен требованием прибывшего в январе госсекретаря США Энтони Блинкена «освободить больше политзаключенных» (то есть радикальных исламистов). Россия и Китай, конечно, не приглашены. А приглашенный на саммит Пакистан просто отказался (что, заметим, весьма показательно!) от участия в нем. Кроме того, США давно рассматривают вопрос об отзыве приглашения премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху из-за массовых протестов в его стране против судебной реформы.
А вот крупнейших добровольных организаций и компаний на саммите оказалось более чем достаточно. Что опять-таки отсылает к основной идее мадам Слотер о постепенной передаче реальной власти в мире от государств к «негосударственным» институтам…
Тем не менее итоги саммита «за демократию» оказались для США печальными. Итоговую декларацию саммита подписали только 73 страны, 13 из них с серьезными оговорками. Замбию, которую США сделали одним из сопредседателей саммита наряду с Южной Кореей, Коста-Рикой и Нидерландами, не устроил текст о равенстве всех людей, в том числе представителей нетрадиционного пола. Болгария, Доминиканская Республика, Ирак, Мавритания, Парагвай и Польша не одобрили этот пункт. Польша также отказалась подписать требование уважать, защищать и осуществлять права человека и основные свободы, изложенные во Всеобщей декларации прав человека, и привлекать виновных к ответственности.
Армению возмутило, что Россия в декларации «осуждена» за агрессию на Украине, а недавняя агрессия Азербайджана против Армении даже не упоминалась. Индия и Мексика не поддержали тезис об агрессии России против Украины. Израиль, Индия и Филиппины отказались поддержать тезис «Международный уголовный суд играет важную роль». А президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, раскритиковавший антироссийскую направленность документа, заявил, что «недопустимо использовать знамена демократии для возведения стен и разжигания розни». Бразилия, как и ЮАР и Индонезия, вообще не подписали итоговый документ.
То есть полностью поддержали итоговый документ саммита ровно 60 человек - меньше половины так называемых "демократий"... Впрочем, это вовсе не повод для успокоения России и мира. Потому что «правила», которые США устанавливают (а не общепризнанные нормы Устава ООН) для непокорных и несогласных в соответствии с рекомендациями госпожи Слотер, уже вполне функционируют и дают результаты.
Подробнее: Avis Essence of Time № 534
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Решающая война.