Меня глубоко поразила история, произошедшая в одном из храмов, где женщине выставили счёт в 1000 рублей за то, что она осмелилась зажечь свечу, принесённую из дома. Ответ секретаря епархии на её возмущение, на мой взгляд, как в капле воды отражает современное состояние не только РПЦ, но и многих религиозных институтов. Они всё чаще напоминают коммерческие предприятия, торгующие духовными услугами. И, к сожалению, Русская Православная Церковь в этой погоне за прибылью и в уровне цинизма, кажется, обогнала многих.
Юридическая и смысловая подмена
Вот ссылка на подробности того самого случая. Размышляя над ним, я пришёл к чёткому пониманию: термины «купить» и «пожертвовать» — это полные противоположности. Пожертвование — это акт доброй воли, безвозмездный дар, который не обязывает получателя что-либо предоставлять взамен. А покупка свечи — это классическая возмездная сделка, которая, по логике вещей, должна облагаться налогами, как и любая другая торговая операция.
Кому идут эти «пожертвования»?
Когда церковные чиновники оправдывают сборы необходимостью оплачивать коммунальные услуги, ремонт зданий, покупку утвари или, как шепчутся в народе, финансирование роскошного образа жизни высшего духовенства, они лишь подтверждают мои опасения. Эти аргументы работают не в их пользу, а против, обнажая суть организации как коммерческой корпорации, лишь прикрывающейся религиозной вывеской. Её связь с подлинной, живой верой становится всё более призрачной.
Духовная «платная медицина»
Всё это напоминает мне систему платной медицины. Только здесь «врачи», получившие богословское образование, берутся лечить не тела, а души. И к этой их деятельности как нельзя лучше подходит известное изречение, которое они же часто цитируют: «Medice, cura te ipsum!» (Врач, исцели себя сам!). Прежде чем брать плату за спасение чужих душ, не мешало бы обратить взор на собственные проблемы.
Храм или заведение общепита?
А ситуация с запретом на «свои» свечи и вовсе вызывает горькую усмешку. Она проводит прямую параллель с правилами кабака или ресторана, куда нельзя принести свои напитки и еду. А если и принёс — плати «пробочный сбор». Неужели дом Божий должен уподобляться такому заведению, где главное — выручка, а не открытое сердце прихожанина?
