Часто бывает, что посещение вагона-ресторана в поезде дальнего следования оставляет неприятный осадок: цены завышены, блюда не впечатляют, а обслуживание оставляет желать лучшего. Вдобавок в самом помещении может быть душно. Но я хочу рассказать о приятных исключениях — поездах, где к питанию подходят с душой и где действительно можно вкусно поесть. Делимся личным опытом и впечатлениями.
Сырники и чай на завтрак в поезде Мегаполис
Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать новости из мира железнодорожных путешествий. Также следите за обновлениями на нашем сайте 1520today.ru.
Для многих из нас поход в вагон-ресторан — это особый ритуал, без которого поездка кажется неполной. Это место не только для еды, но и для общения, наблюдения за жизнью в пути. Однако нередко главным «блюдом» там становятся алкогольные напитки. Помню, как однажды, зайдя в вагон-ресторан, я увидел классическую картину: столы, больше напоминающие барную стойку.
Мне понятны причины, по которым еда в вагонах-ресторанах часто разочаровывает.
Во-первых, отсутствуют единые стандарты приготовления. Каждый повар готовит так, как считает нужным, а системного контроля качества зачастую нет. Иногда это приводит к печальным последствиям, вплоть до массовых отравлений. Например, в 2021 году в поезде Мурманск-Адлер пострадали более сотни пассажиров, включая детей. Как сообщал «КоммерсантЪ», это дело недавно было передано в суд.
Во-вторых, компании, обслуживающие вагоны-рестораны, часто имеют тесные связи с перевозчиками. Вместо честной конкуренции и борьбы за качество, они получают монополию на маршруте и рассматривают пассажиров лишь как источник дохода. Результат иногда бывает настолько плачевным, что его и фотографировать не хочется.
И, в-третьих, операторы вагонов-ресторанов прекрасно осознают свою временную монополию. Пока состав в пути, у пассажиров ограничен выбор: либо довольствоваться своими запасами, либо пытаться купить что-то на станциях. Для многих, особенно в длительных поездках, вагон-ресторан остаётся единственным местом, где можно получить горячее питание.
Лично меня не впечатлили вагоны-рестораны в поездах Федеральной пассажирской компании и в составах ГВЦ «Таврия», хотя последние, стоит отметить, пытаются меняться и даже анонсировали запуск новой концепции вагона-столовой.
К счастью, есть и приятные исключения — поезда, где к питанию относятся как к важной части путешествия.
Вот мой субъективный рейтинг лучших, основанный на личном опыте.
Рейтинг вагонов-ресторанов: личный топ-5
Пятое место. Вагон-ресторан «Рускеальского экспресса»
В составе популярного туристического поезда «Рускеальский экспресс» работает несколько вагонов-ресторанов. Не скажу, что кулинарные шедевры там подают каждый день, но уровень питания вполне достойный.
Кстати, по теме: Белые стены и никаких обоев. Какую отделку стен предпочитают в Европе? Реальные примеры.
Порции щедрые, обслуживают достаточно быстро, цены не кусаются. Один раз мне попалось не совсем свежее блюдо, но по моей просьбе его моментально и без лишних вопросов заменили.Вагон-ресторан Рускеальского экспресса
Четвертое место. Вагон-ресторан «Гранд Экспресса»
В приватном поезде № 53/54 "Гранд Экспресс" (Санкт-Петербург — Москва) к кухне подходят с ресторанными амбициями. Все, что мне довелось попробовать, было действительно вкусно. Однако за качество приходится платить — цены здесь «кусаются». Салат за тысячу рублей — это обычное дело. Ещё один минус — не самое быстрое обслуживание.
Вагон-ресторан Гранд Экспресс
Третье место. Вагоны-рестораны «Красной стрелы» и «Экспресса»
Собственные вагоны-рестораны есть и у легендарной «Красной стрелы», и у «Экспресса», которые также связывают две столицы. Они не только предлагают меню на протяжении всей поездки, но и включают в стоимость билета горячий завтрак. И должен сказать, этот завтрак — всегда самая вкусная часть поездки, будь то простая овсяная каша или изысканные блинчики с лососем.
Завтрак в экспрессе
Второе место. Вагон-ресторан «Мегаполиса»
Ещё один частный перевозчик на маршруте Санкт-Петербург — Москва — поезд №19/20 «Мегаполис». На своём сайте компания заявляет, что вся еда готовится непосредственно в пути, «с нуля», и это похоже на правду. Шеф-повар «Мегаполиса» в прошлом году даже одержал победу в телепроекте «Битва поваров». Всё, что я здесь пробовал, неизменно радует вкусом. Теперь, отправляясь в «Мегаполис», я всегда с нетерпением жду утра, чтобы заказать их фирменные сырники.
Бургер из столовой "Мегаполис»
Первое место. «Сапсан»
В скоростном поезде «Сапсан» организация питания напоминает авиационную. Блюда готовятся и расфасовываются на земле, а в пути их только разогревают и подают. Такой подход позволяет накормить большое количество пассажиров, обеспечивая при этом стабильное и предсказуемое качество. Современные технологии приготовления и упаковки пищи давно позволяют делать такие блюда очень даже вкусными — по схожему принципу, кстати, кормят и пассажиров бизнес-класса в самолётах.
Еда из фургона-бистро в Сапсане
А вам нравится бывать в вагонах-ресторанах? Делитесь своими впечатлениями!
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: В каких поездах можно вкусно поесть.
