Московское метро: странные и нелогичные станции глазами коренного жителя

Я коренной москвич и пишу о столичном метро не как сторонний наблюдатель, а как человек, который знает его изнутри. Мне довелось побывать в подземках разных городов — от Вены и Праги до Тбилиси, Еревана, Казани и Нижнего Новгорода. И должен признать: по уровню доступности, удобству и развитости инфраструктуры московская подземка вне конкуренции. К примеру, станции в Ереване по отделке почти не уступают нашим, но вся система — это всего одна ветка, которой катастрофически не хватает, что особенно видно по перегруженному наземному транспорту. В Праге сеть развита лучше, но оформление некоторых станций оставляет желать лучшего — мрачновато и неуютно. Однако и в нашем, казалось бы, образцовом метро есть свои «белые пятна» — станции, которые порой кажутся построенными просто для заполнения пустоты, без четкой логики и необходимости.

1. Шоссе Энтузиастов

Между густонаселенными районами Перово и Новогиреево раскинулась обширная промзона длиной около четырех километров. Почти в ее центре и расположена станция «Шоссе Энтузиастов». Жилых домов вокруг практически нет, есть лишь небольшой торговый центр, который, скорее всего, существует только благодаря близости метро. Не так давно здесь открыли транспортно-пересадочный узел, добавив к автобусным и трамвайным остановкам станцию МЦК. Но до нее все равно идти почти полкилометра. Создается впечатление, что если бы этой станции не было, транспортные потоки легко перераспределились бы, и жизнь местных жителей не стала бы заметно сложнее.

Станция «Шоссе Энтузиастов» в конце 1980-х. Все архивные фото взяты с pastvu.com

2. Окская

Сама по себе станция построена в довольно оживленном месте: рядом и Рязанский проспект, и точки общепита, и торговые центры, и многоэтажки. Однако буквально в пятистах метрах (это всего полторы остановки на наземном транспорте) уже есть станция «Рязанский проспект». Таким образом, новая «Окская» стала ее практически полным дублером. При этом перехода между ними нет — а ведь его наличие могло бы хоть как-то оправдать такое близкое соседство.

Фото с сайта Из.ру

3. Спартак

Обратите внимание: Я тут новенький, давайте знакомиться!. Эта станция долгое время простаивала в законсервированном состоянии и была открыта лишь в 2014 году. Если поблизости не проводится футбольный матч, ее перроны обычно пусты. Ходят слухи, что вокруг планируется масштабная жилая застройка. Но выглядит это странно: сначала построили метро, а лишь спустя десятилетие начинают возводить дома. Нелогичная последовательность.

Стадион «Спартак». Моё фото с ЧМ-2018

4. Воробьевы горы

Безусловно, с архитектурной и эстетической точки зрения все сделано прекрасно: станция расположена на метромосту в одном из самых живописных уголков Москвы. Но возникает резонный вопрос: для кого? Я много раз проезжал мимо и несколько раз специально выходил — людей там практически нет. Даже чтобы попасть со станции на знаменитую смотровую площадку, нужно проделать немалый путь. Гораздо удобнее добираться до стадиона «Лужники» (где, кстати, сейчас почти не проводят мероприятий) со станции «Спортивная». Так для кого же построили «Воробьевы горы»? Неужели для белок?

Станция метро «Ленинские горы» в 1959 году

5. Арбатская (Филёвская линия)

Станция, открытая в 1935 году в составе первой очереди метро, после запуска глубокой Арбатско-Покровской линии (той самой «голубой») практически утратила свой смысл. Переходов между ними нет, и пассажиропоток на филёвской «Арбатской» минимален. В наше время она существует скорее как памятник истории и архитектуры, но не как полноценный транспортный узел.

Станция метро «Арбатская» в год открытия, 1935

6. Нагатинская

Я долгое время работал недалеко от этой станции, поэтому знаю ситуацию не понаслышке. Практически весь пассажиропоток забирает соседняя станция «Верхние Котлы», а на Павелецком вокзале можно пересесть на пригородные электрички. Жилых домов в непосредственной близости очень мало, а торговый центр «For You», наверное, самый безлюдный в Москве. Конечно, с ростом города и уплотнением застройки «Нагатинская» постепенно обретает смысл, но интересно, какая логика руководила проектировщиками в момент ее открытия?

Вид рядом со станцией метро «Нагатинская». Мой рисунок

А какие странные, на ваш взгляд, или явно избыточные станции московского метро можете назвать вы? Делитесь в комментариях!

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Давайте разберемся.