Прогуливаясь по Светлогорску, я обратил внимание на одну любопытную деталь: возле сувенирной лавки стоит огромный деревянный башмак с вырезанной надписью «Раушен». Это название — словно отголосок прошлого, ведь именно так назывался современный Светлогорск до того, как Восточная Пруссия вошла в состав СССР и города получили новые имена. А сам башмак, или сабо, — это не просто сувенир, а часть давней европейской традиции. Ещё в начале XX века, если взглянуть на старые фотографии, можно увидеть, как жители Голландии и других стран Балтийского побережья спокойно носили такую обувь в повседневной жизни.
Деревянные башмаки (их называют по-разному в разных культурах, но для простоты будем использовать голландский вариант — «кломпы», очень похожие на тот, что стоит в Светлогорске) были когда-то настолько распространены и важны, что для их изготовления даже существовали специальные гильдии мастеров.
Что такое гильдия и зачем она нужна?
Гильдия в те времена выполняла роль, схожую с современными стандартами качества, вроде ГОСТов. Если ты состоял в гильдии, это означало, что твоя продукция должна была соответствовать строгим критериям: нельзя было делать товар хуже установленного уровня, производить сверх определённых норм или продавать его по заниженной цене. Такая система защищала ремесленников от жёсткой конкуренции, гарантировала покупателям добротную вещь и обеспечивала всех мастеров стабильной работой.
Несмотря на кажущуюся простоту, изготовление кломпов было делом ответственным. Для них подходила далеко не любая древесина — мастера выбирали ольху, осину, иву или бук. Иногда производство этой, казалось бы, обыденной обуви вступало в противоречие с государственными интересами. Яркий пример — английский король Генрих V, прославившийся победой при Азенкуре, который запретил делать сабо из осины.
Кстати, о необычных находках: 10 примеров невероятно креативного дизайна из разных стран, которые стоит увидеть.
Возникает вопрос: если сабо производили в таких объёмах, почему археологи находят их так редко? Всё объясняется практичностью наших предков. Деревянная обувь, отслужив свой срок, не отправлялась на свалку — её попросту сжигали в печи как дрова. Поэтому для будущих историков почти не осталось материальных свидетельств.
Почему дерево, а не кожа?
Ещё один интересный момент: почему в эпоху, когда кожаная обувь уже была широко распространена, деревянные башмаки не теряли популярности? Во-первых, дело в цене: дерево было значительно дешевле качественной кожи, которую ещё нужно было выделывать. Но была и другая причина — практичность. Кожаная обувь того времени часто напоминала скорее плотные носки, ведь жёсткой и надёжной подошвы, привычной нам сегодня, тогда не существовало. В условиях городской или сельской грязи деревянные башмаки оказывались и удобнее, и долговечнее.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: В городке Светлогорск около одной из сувенирных лавок стоит большой деревянный башмак с надписью «Раушен».
