Если говорить о самых непредсказуемых дорогах, то зимник в село Териберка на Кольском полуострове, по моему опыту, безусловный лидер.
Летом и зимой — два разных мира
Вот представьте: всего 140 километров пути. В летние месяцы это расстояние преодолевается примерно за два часа. Да, трасса не идеальна, встречаются выбоины, но в целом ехать можно — бывает куда хуже.
На снимке — как выглядит эта дорога летом. Фото сделано в 2016-м, но с тех пор мало что поменялось. Разве что на подъезде к самому селу появилось около трех километров асфальта.
А теперь о зиме. В это время года та же самая поездка может растянуться на 9, 12, 18 часов, а иногда и больше.
Это зимний пейзаж трассы. И поверьте, это ещё один из лучших вариантов того, что можно здесь увидеть.
Вся эта история разворачивается посреди тундры. Ветер здесь — постоянный спутник, и ощущается он в полной мере. А когда он усиливается (что происходит регулярно), дорогу может замести всего за час.
Именно поэтому среди местных жителей ходят легенды. Они рассказывают, как вытаскивали друг друга из снежных пленов, как ночевали в машинах, потому что метель становилась такой плотной, что дальше двигаться было невозможно — в полуметре от капота уже ничего не разглядеть. Делились бензином, спасались кто как мог.
Обратите внимание: 10 невероятно смешных фото «ожидание/реальность» от людей, которые решились заказать наряд онлайн. А также о других случаях героического выживания в суровых условиях Арктики.
Битва со стихией
Пару лет назад снежные заносы были настолько сильными, что расчистить путь не удавалось целых две недели. В Териберке оказались заблокированы туристы, люди, опоздавшие на работу, отменялись авиарейсы. У многих застрявших в машинах начал заканчиваться бензин — грелись-то как-то надо, а заправок в селе нет. Два снегоочистителя пытались пробить дорогу, но безуспешно.
Техника работает, снег убирают, но проехать всё равно можно.
Просто потому, что его наметало быстрее, чем успевали расчистить. Потом одна машина сломалась, вторая съехала с дороги и потерялась в метели. Отправили третью на помощь... В общем, настоящая драма о противостоянии человека и техники со слепой силой природы.
Спецтехника на этой трассе трудится практически без остановок. Потому что стоит лишь на время прекратить работу, как путь окажется полностью непроходимым.
Как готовятся к поездке знающие люди
Именно поэтому опытные гиды, которые решаются везти туристов в Териберку зимой, постоянно следят за обстановкой через местных дорожников и держат связь между собой. Они уходят в путь подготовленными: с запасом топлива, провизии, воды и обязательно несколькими машинами для подстраховки.
Особое «восхищение» у таких профессионалов вызывают туристы на арендованных седанах, которые зимой едут покорять Териберку. Увидев затем, как их легковушка безнадёжно зарывается в снег, они сильно расстраиваются, особенно на фоне подготовленных вездеходов с огромными колёсами, лебёдками и дополнительным снаряжением.
Наша поездка изначально была запланирована на обеденное время. Но, изучив прогноз погоды, мы решили стартовать в шесть утра, чтобы успеть проехать до того, как дорогу окончательно занесёт.
Однако на обратном пути нам уже пришлось буквально «пахать» снег на перевалах, а некоторые участки были перекрыты — светофор горел красным, сигнализируя о невозможности проезда.
Исходя из этого опыта, могу сказать: на неподготовленном автомобиле (даже если это полный привод и с лопатой в багажнике) я бы ни за что не рискнул отправиться туда зимой в одиночку.
Наше путешествие состоялось в рамках проекта Media Intelligence при поддержке туристического сервиса Tutu. Организацией занималась команда из турфирмы Ponaehali51.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Смотрите: тут всего 140 километров, которые летом можно проехать за 2 часа (дорога местами в ямах, но в целом вполне нормальная, бывает и хуже).
