«Плави Воз», или «Синий поезд», — это не просто исторический состав, а настоящий символ эпохи. Когда-то он был личным транспортом Иосипа Броза Тито, лидера Югославии, а сегодня превратился в уникальный музей на колёсах, открытый для туристов и доступный для аренды под мероприятия или даже съёмки кино.
На фото — вход в музей «Det Blå Toget», когда поезд открыт для посетителей.
Личный вагон лидера
Иосип Броз Тито, единственный президент Социалистической Федеративной Республики Югославия, использовал этот специальный состав как для семейных поездок — например, на свою островную резиденцию Бриони, — так и для официальных визитов и дипломатических приёмов.
Вот так выглядит весь состав «Плави Воз» в собранном виде.
Знаменитые пассажиры
Салон этого поезда видел многих выдающихся людей своего времени. Среди гостей Тито были королева Елизавета II, лидер ООП Ясир Арафат, а также звёзды мирового кино — Софи Лорен и Элизабет Тейлор, которые путешествовали в этой роскоши.
Елизавета II во время визита к Иосипу Броз Тито.
Интересно, что свой последний путь в 1980 году Тито тоже проделал в этом поезде: его тело было доставлено в Белград, куда приехали проститься 128 иностранных делегаций. На похоронах собрался практически весь мировой «бомонд» — от Маргарет Тэтчер и принца Филиппа до Леонида Брежнева и Андрея Громыко.
Один из гостевых номеров: вход в конце коридора напоминает скорее отель, чем вагон.
История и судьба поезда
Судьба поезда тесно переплелась с судьбой самой Югославии. Состав был построен в 1959 году на заводах в Сербии и Словении. Рабочие дали ему название «Синий» из-за характерного цвета, который отличал президентский поезд от обычных зелёных составов. Когда в 2005 году «Плави Воз» стал музеем, от самой Югославии уже почти ничего не осталось — кроме этого исторического артефакта.
Спальные места в гостевом номере «Голубого поезда».
Обратите внимание: Это нечестно! РЖД обманом отменяет сотни поездов, прикрываясь вирусом.
Санузел в гостевом номере сохранил дух той эпохи.
Устройство и интерьеры
Состоял поезд из 18 вагонов, которые делились на «Главный» и «Первый» составы. Здесь были не только служебные помещения, но и специально оформленные протокольные вагоны для приёма иностранных делегаций. В состав входили столовая, кухня, зал для приёмов, отдельный ресторан, спальные вагоны, вагон для перевозки автомобилей и даже энергоцентр.
Вагон-ресторан, где обедали высокие гости.
Обед в небольшой компании в одном из салонов.
Интерьеры и сегодня выглядят роскошно: редкие породы красного дерева, натуральный шёлк, дорогие ковры и мебель в стиле ар-деко — всё сохранилось практически в неизменном виде со времён Тито.
Технический вагон, расположенный в хвосте состава.
«Синий поезд» сегодня
Сегодня этот уникальный состав можно исследовать как музей, арендовать для мероприятий или даже прокатиться на нём. Вместимость — до 100 человек, и неудивительно, если крупные компании уже проводили здесь свои корпоративы.
Каждая деталь интерьера, включая лампы и телефоны, сохранила дух середины XX века.
Поезд находится в Белграде, в специальном ангаре. Стоимость аренды всего состава обсуждается индивидуально, а вот фотосессия внутри обойдётся примерно в 2300 рублей (3000 сербских динаров). Обычная экскурсия стоит в десять раз дешевле.
В этом салоне можно проводить деловые встречи или торжественные приёмы.
Сам ангар, где хранится поезд, довольно скромен и контрастирует с роскошью состава, но для ценителей истории это не помеха.
За этими расписными стенами скрывается легендарный «Синий поезд».
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: "Синий поезд" – это состав, который в своё время был в личном распоряжении главы существовавшей на Балканском полуострове страны Югославии.
