«Плави Воз»: личный поезд Тито, ставший музеем

«Плави Воз», или «Синий поезд», — это не просто исторический состав, а настоящий символ эпохи. Когда-то он был личным транспортом Иосипа Броза Тито, лидера Югославии, а сегодня превратился в уникальный музей на колёсах, открытый для туристов и доступный для аренды под мероприятия или даже съёмки кино.

На фото — вход в музей «Det Blå Toget», когда поезд открыт для посетителей.

Личный вагон лидера

Иосип Броз Тито, единственный президент Социалистической Федеративной Республики Югославия, использовал этот специальный состав как для семейных поездок — например, на свою островную резиденцию Бриони, — так и для официальных визитов и дипломатических приёмов.

Вот так выглядит весь состав «Плави Воз» в собранном виде.

Знаменитые пассажиры

Салон этого поезда видел многих выдающихся людей своего времени. Среди гостей Тито были королева Елизавета II, лидер ООП Ясир Арафат, а также звёзды мирового кино — Софи Лорен и Элизабет Тейлор, которые путешествовали в этой роскоши.

Елизавета II во время визита к Иосипу Броз Тито.

Интересно, что свой последний путь в 1980 году Тито тоже проделал в этом поезде: его тело было доставлено в Белград, куда приехали проститься 128 иностранных делегаций. На похоронах собрался практически весь мировой «бомонд» — от Маргарет Тэтчер и принца Филиппа до Леонида Брежнева и Андрея Громыко.

Один из гостевых номеров: вход в конце коридора напоминает скорее отель, чем вагон.

История и судьба поезда

Судьба поезда тесно переплелась с судьбой самой Югославии. Состав был построен в 1959 году на заводах в Сербии и Словении. Рабочие дали ему название «Синий» из-за характерного цвета, который отличал президентский поезд от обычных зелёных составов. Когда в 2005 году «Плави Воз» стал музеем, от самой Югославии уже почти ничего не осталось — кроме этого исторического артефакта.

Спальные места в гостевом номере «Голубого поезда».

Обратите внимание: Это нечестно! РЖД обманом отменяет сотни поездов, прикрываясь вирусом.

Санузел в гостевом номере сохранил дух той эпохи.

Устройство и интерьеры

Состоял поезд из 18 вагонов, которые делились на «Главный» и «Первый» составы. Здесь были не только служебные помещения, но и специально оформленные протокольные вагоны для приёма иностранных делегаций. В состав входили столовая, кухня, зал для приёмов, отдельный ресторан, спальные вагоны, вагон для перевозки автомобилей и даже энергоцентр.

Вагон-ресторан, где обедали высокие гости.

Обед в небольшой компании в одном из салонов.

Интерьеры и сегодня выглядят роскошно: редкие породы красного дерева, натуральный шёлк, дорогие ковры и мебель в стиле ар-деко — всё сохранилось практически в неизменном виде со времён Тито.

Технический вагон, расположенный в хвосте состава.

«Синий поезд» сегодня

Сегодня этот уникальный состав можно исследовать как музей, арендовать для мероприятий или даже прокатиться на нём. Вместимость — до 100 человек, и неудивительно, если крупные компании уже проводили здесь свои корпоративы.

Каждая деталь интерьера, включая лампы и телефоны, сохранила дух середины XX века.

Поезд находится в Белграде, в специальном ангаре. Стоимость аренды всего состава обсуждается индивидуально, а вот фотосессия внутри обойдётся примерно в 2300 рублей (3000 сербских динаров). Обычная экскурсия стоит в десять раз дешевле.

В этом салоне можно проводить деловые встречи или торжественные приёмы.

Сам ангар, где хранится поезд, довольно скромен и контрастирует с роскошью состава, но для ценителей истории это не помеха.

За этими расписными стенами скрывается легендарный «Синий поезд».

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: "Синий поезд" – это состав, который в своё время был в личном распоряжении главы существовавшей на Балканском полуострове страны Югославии.