Неравные города, равные ожидания?
Путешествуя по России, понимаешь, что каждый город уникален и сравнивать их напрямую — дело неблагодарное. Как можно ставить в один ряд Коломну с её мощным кремлём, монастырями и историческим обликом и, скажем, скромную Дрезну? Хотя я нахожу прелесть и в малых городах. Возьмём Муром — место с огромным туристическим потенциалом, куда стекаются и паломники, и обычные путешественники. Это не Калязин с его знаменитой колокольней посреди воды и парой храмов. Муром — серьёзный, востребованный центр. И от его инфраструктуры ждёшь соответствия.
Однако реальность часто расходится с ожиданиями. Основные дороги в городе, в целом, проездные. Бывало и хуже. Но стоит обратить внимание на обочины — они превращены в стихийные парковки, а потом грязь с колёс разносится по всему асфальту.
Все фото в статье мои, если не указано иное.
Что уж говорить о переулках и дворах — там состояние покрытия часто просто катастрофическое.
Отдельная боль — тротуары. Они нередко разбиты и разрушены. Для сравнения: в соседней Выксе, о которой многие даже не слышали, подобная картина немыслима.
Кстати, Выкса — один из самых благоустроенных городов, где мне довелось побывать. Это настоящий пример для подражания.
Город для машин или для людей?
Но проблема не только в тротуарах. Представьте: идёте вы по улице, нужно перейти на другую сторону. А пешеходного перехода просто... нет. Ни в прямом смысле, ни в виде возможности обойти «буквой П». Остаётся только рискованно перебегать, лавируя между автомобилями. Где обещанные «зебры»? Можно установить сколько угодно знаков, но если водитель не видит чёткой разметки, он теряет бдительность. Да, виновного водителя ждёт ответственность, но пострадавшему пешеходу от этого не легче.
Пересечение улицы Свердлова и Коммунистической.
Пересечение улиц Льва Толстого и Карла Маркса.
Для контраста, посмотрите, как решают вопросы городской среды в других местах: Потрясающая советская архитектура в Бишкеке: что посмотреть в городе без достопримечательностей.
Паутина проводов и парадный фасад
Ещё один бич Мурома — это хаос из проводов, создающий ощущение визуального мусора. Интересно, что в городах Липецкой и Воронежской областей с этой проблемой справляются куда лучше. В историческом центре все коммуникации давно пора убрать под землю, а неуклюжие столбы заменить на стильные фонарные опоры.
Частично эту работу уже проделали на главной, «парадной» улице Московской. И это правильный вектор! Исторические фасады нуждаются в бережной реставрации, кондиционеры — в грамотном размещении, а кричащие вывески — в замене на сдержанные и стильные. Асфальт в таких местах просится под брусчатку.
Впрочем, нельзя не отметить, что центр Мурома в целом производит приятное впечатление. Здесь два ключевых общественных пространства. Первое — площадь имени 1100-летия города с фонтаном и зданием администрации.
Второе — сквер имени Ермакова, где гордо стоит изумительная водонапорная башня, не уступающая по красоте европейским ратушам.
Жаль, что её очарование нарушает ядовито-салатовое здание торгового центра «Витязь» с агрессивной рекламой, построенное уже в наше время.
Улица, которая не стала променадом
Пешеходная улица Советская в Муроме — пример упущенных возможностей. Создать пешеходную зону — это не просто запретить машинам и положить плитку. Нужно создать уют, дружелюбную атмосферу. А кому приятно гулять, упираясь взглядом в глухой металлический забор?
Или созерцать мрачные, заброшенные развалины в самом центре?
Советская улица, 4.
Рядом с Первомайской улицей в центре и вовсе образовался пустырь с ветхими постройками, который днём служит стихийной парковкой.
Плитка у ресторана «Барин», куда привозят целые автобусы туристов (видел собственными глазами), уже отклеивается.
Зелёные зоны, требующие внимания
С парками и скверами ситуация тоже печальная. Благоустройство там явно устарело. Вот, например, сквер напротив дома на улице Ленина, 9. Возникает ли желание там присесть или прогуляться? Увы, нет.
Центральный парк с аттракционами, кажется, застрял не то что в 90-х, а где-то в 70-х годах прошлого века. Время тогда было замечательное, но стандарты комфорта для горожан с тех пор сильно изменились.
Не придирки, а желание перемен
«Да что он всё придирается!» — может воскликнуть читатель. Но это не так. Я просто сравниваю. Совсем рядом находится Выкса — и она выглядит куда более ухоженной и продуманной. Или возьмите Елабугу — невероятно уютный и благоустроенный город.
В Муроме — богатейшее историческое наследие, и я искренне хочу, чтобы городская инфраструктура наконец «догнала» его достопримечательности. Почему, заходя на территорию Спасо-Преображенского монастыря, попадаешь в идеально сохранившийся, фотогеничный мир? Таким должен быть весь Муром! Пять монастырей города содержатся в прекрасном состоянии. Ты едешь сюда за красотой и духовностью, но по пути испытываешь лёгкое разочарование от окружающей действительности.
Поясню свою мысль. Поезжайте в Кимры или Бежецк — вы заранее морально готовы к определённому запустению. А отправляясь в былинный Муром, город Ильи Муромца, ты ждёшь сказки. И да, Муром, безусловно, приятнее многих других городов. Но потенциал его настолько велик, что работы по его раскрытию — непочатый край.
Особенно актуально это станет с открытием трассы М-12, которая сократит путь из Москвы до 2-3 часов. Хочется верить, что это даст новый импульс для развития.
И тогда, я надеюсь, Муром засияет по-настоящему, став жемчужиной не только в духовном, но и в бытовом, городском смысле. В это очень хочется верить.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: А сколько там достопримечательностей.
