В сербских горах, неподалёку от боснийской границы, притаилась уникальная станция Голубичи. Она является частью узкоколейной (760 мм) железной дороги «Шарганская восьмёрка». Лично для меня стало открытием, что эту станцию построили специально по замыслу режиссёра Эмира Кустурицы для съёмок его фильма «Жизнь как чудо». Это не просто декорация, а настоящее место силы, созданное для кино.
Станция Голубичи, январь 2023 г
Если вам, как и мне, интересны истории о поездах и необычных маршрутах, подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить. Также заглядывайте на сайт 1520.today.
Станция и железнодорожный автомобиль
До появления фильма поезда на этом горном склоне не останавливались — пассажирам здесь попросту нечего было делать. Однако живописность места настолько впечатлила Кустурицу, что он решил не просто снять здесь несколько сцен, а построить целую станцию и поселить на ней героев своей картины. С тех пор Голубичи стала обязательной остановкой для всех туристических поездов, следующих по этому маршруту.
Туристический поезд на станции Голубичи
С момента съёмок прошло немало времени, но здесь почти ничего не изменилось. Станция нарочито выглядит заброшенной и обветшалой — именно такой её и задумывал режиссёр. Это не следствие времени, а изначальная художественная концепция.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Сама железная дорога — это сохранившийся фрагмент некогда обширной сети югославских узкоколеек. Сегодня она связывает Сербию с Боснией и Герцеговиной, причём граница между странами проходит прямо в туннеле. Интересный парадокс: по сюжету фильма станция находится в Боснии, хотя в реальности это территория Сербии.
Станция Голубичи в январе 2023 г
Главная достопримечательность станции — тот самый вагончик, на котором герои фильма путешествовали по узкоколейке. Это не просто экспонат, а инженерная диковинка: с помощью специального поворотного механизма и опорной площадки его можно развернуть на 180 градусов относительно путей!
Сейчас вагон стоит под навесом и, надо признать, выглядит довольно плачевно. Никакой охраны или особого ухода за ним нет.
Вагончик на рельсах из фильма "Жизнь как чудо»
Вагончик на рельсах из фильма "Жизнь как чудо»
Впрочем, его потрёпанный вид отчасти соответствует финалу фильма, где герой, облокотившись на заднюю дверь, отправляет её в свободный полёт.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Мои знакомые, побывавшие здесь в январе 2019 года, показывали фотографии со снегом. Сравнивая с нынешними снимками, вижу, что за эти годы вагончик почти не изменился.
Автомобиль из фильма «Жизнь как чудо», 2019 г. Фото: Мария Гаврюшина
А вот в снежном убранстве станция выглядит совершенно волшебно!
Станция Голубичи в Сербии, 2019 год.
Кстати, обратите внимание: Теперь я пью кофе так: по-эмиратски. Фото: Мария Гаврюшина
Не совсем ясно, работает ли здесь водонапорная колонна для паровозов, но само паровозное движение сохранилось — правда, исключительно в летний сезон.
Станция Голубичи в январе 2023 года. Фото: Мария Гаврюшина
В фильме есть запоминающаяся сцена, где главный герой покидает станцию на своём вагончике.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Кажется, это было именно здесь.
Все туннели на этой дороге имеют свои номера, что можно заметить и в фильме…
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
…и в реальности.
Тоннель №42 на октасе Шарган
Поезда и реквизит
Подвижной состав, который ходит по дороге сегодня, практически тот же, что использовался при съёмках. Это румынские тепловозы…
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Туристический поезд на станции Ятари
…и точно такие же пассажирские вагоны, как в картине.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Вагоны пассажирского поезда на станции Шарган Витаси
К сожалению, интерьер станционного здания не сохранился — все декорации и украшения были убраны.
Станция Голубичи сквозь стекло, январь 2023 г
На фотографиях 2019 года внутри ещё можно было разглядеть элементы декора. Например, вот этот логотип железной дороги из фильма.
Станция Голубичи изнутри в 2019 году. Фото: Мария Гаврюшина
Его показывали в сцене митинга за открытие железной дороги.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Сейчас эту эмблему мы обнаружили в селе Мокра Гора на импровизированной уличной выставке рядом с одним из гостевых домов.
Эмблема дороги из фильма "Жизнь как чудо" в селе Мокра Гора
А вот куда делись вагоны, фигурировавшие в той же сцене митинга, мне выяснить не удалось.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
В 2019 году и вагоны, и бюст ещё стояли на станции.
Внутри станции Голубичи, 2019 год. Фото: Мария Гаврюшина
Вот этот самый бюст в кадре из фильма.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Думаю, что реквизит продолжает жить своей жизнью. В Мокрой Горе, где расположена главная станция Шарганской Восьмёрки, всё пропитано железнодорожной романтикой. Например, в доме, где мы остановились, было множество тематических деталей и предметов, и таких домов в посёлке не один.
Гостевой дом DM на Мокра Горе
Трудное, но важное кино
В Мокрой Горе есть ещё один интересный объект — небольшой (около 2 км) участок бывшей лесовозной узкоколейки (600 мм), который поддерживают местные энтузиасты, устроившие здесь мини-музей. Эта дорожка тоже попала в кадр фильма Кустурицы.
Кадр из фильма «Жизнь как чудо»
Узкоколейная железная дорога 600 мм в поселке Мокра Гора
Если честно, сам фильм «Жизнь как чудо» дался мне нелегко. С третьего раза удалось досмотреть до конца. Он сложный, особенно в наше время, потому что рассказывает о войне.
К тому же он очень длинный — целых 2,5 часа. По-настоящему я погрузился в историю лишь минут за 40 до финала. Тем не менее, это один из самых сильных и проникновенных фильмов о железной дороге, которые мне доводилось видеть. И, пожалуй, в истории кино не так уж много картин, ради которых режиссёр построил бы настоящую железнодорожную станцию.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Станция в глухой сербской провинции из фильма Эмира Кустурицы.
