Когда я думаю о настоящих чудесах инженерного гения, перед глазами встает Кругобайкальская железная дорога. Построенная на стыке XIX и XX столетий, она и сегодня поражает воображение. Её ажурные мосты, мощные виадуки, защитные галереи и темные тоннели кажутся не просто частью ландшафта, а искусно вписанными в суровый скалистый рельеф байкальских берегов элементами единого грандиозного произведения.
Идея проложить надежный путь вокруг священного озера витала в воздухе веками. Плавание по Байкалу было делом смертельно опасным: свирепые шторма легко отправляли на дно корабли вместе с людьми. Первую попытку изменить это предприняли в 1869 году по инициативе генерал-губернатора Муравьева-Амурского, построив Кругобайкальский колесный тракт от Иркутска до Посольского монастыря.
Рождение «золотой пряжки» великого Транссиба
С началом грандиозной стройки века — Транссибирской магистрали — вопрос, как обойти Байкал, встал ребром. Решение было дерзким: проложить путь прямо по его скалистому побережью. Так появился 260-километровый участок Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), который должен был стать недостающим звеном, соединившим уже построенные отрезки от Иркутска до станции Байкал и от Мысовой дальше на восток.
Самый сложный этап — прокладка пути от Байкала до Слюдянки — начался последним. Инженерам и рабочим предстояло буквально выгрызть дорогу из неприступных байкальских скал, и это в стране, не имевшей опыта подобных работ.
Строительство, начатое в 1902 году, сразу столкнулось с титаническими трудностями. Русско-японская война заставила искать временные решения: чтобы не останавливать переброску грузов на восток, зимой по байкальскому льду, способному выдержать вес поезда, проложили временные рельсы.
Эту дорогу не зря окрестили «золотой пряжкой стального пояса России». «Пряжкой» — потому что она связывала разорванную озером магистраль. «Золотой» — из-за невероятной, рекордной стоимости. На её строительство ушло астрономические по тем временам 63,5 миллиона царских рублей! Каждый километр здесь стоил около 242 тысяч рублей, в то время как на других участках Транссиба укладывались в 93 тысячи.
Армия строителей: инженеры, каторжники и легенды
Для воплощения этого безумного проекта в Россию съехались лучшие инженерные умы, пригласили иностранных специалистов. Особый след оставили итальянцы. Возведенные ими сооружения, вроде Римского виадука или «итальянской» подпорной стены, напоминали об архитектуре их родины.
Рабочая сила была интернациональной: рядом с местными жителями трудились итальянцы, албанцы, австрийцы, греки, китайцы. К тяжелейшей работе привлекали каторжан и беженцев. Жили они в бараках и палатках, где зимой замерзала вода. Дорогу строили практически голыми руками: взрывали скалы динамитом, а затем вручную, кувалдами и ломами, разбирали завалы, вынося камень на собственных спинах.
Материалы доставляли с огромным трудом: летом на баржах, зимой — на санях по льду Байкала. Безопасность часто игнорировали, что приводило к чудовищным жертвам. Лишь за три года официально погибло 560 человек, чаще всего под обвалами или при взрывах.
Но, несмотря ни на что, дорогу сдали. 18 сентября 1904 года по первому пути прошел поезд, а в 1905 году КБЖД ввели в постоянную эксплуатацию. Цифры поражают: 38 тоннелей, 350 мостов и виадуков, 220 подпорных стен. Объем вынутого грунта был сопоставим со строительством Суэцкого канала!
Затопленная история: почему дорога стала тупиковой?
Век «золотой пряжки» как части Транссиба оказался недолгим. После возведения Иркутской ГЭС в 1950-х поднявшаяся вода Ангары затопила подходной участок от Иркутска. Основной ход магистрали перенесли на возвышенность, а уникальная дорога от Байкала до Слюдянки превратилась в памятник — тупиковую ветку, застывшую во времени.
Тени прошлого: легенды Кругобайкалки
Такое место не могло не обрасти легендами. Говорят, души погибших рабочих до сих пор бродят по тоннелям. Шепчутся о поезде-призраке с золотом Колчака, исчезнувшем в байкальской пучине. Рассказывают о белой лошади-привидении, пугающей туристов в темноте. Местные верят, что само озеро сопротивлялось строительству, грохоча землетрясениями.
Одна из самых мрачных историй — о каторжнике, тело которого навсегда осталось замурованным в стенах тоннеля на 139-м километре. Говорят, его неприкаянный дух стонет в сумерках, пугая путников.
Другая легенда — об итальянском инженере Джузеппе, который из-за ошибки в расчетах при встречной проходке тоннеля не смог точно свести две бригады. Не вынеся позора, он застрелился. Ирония судьбы в том, что через несколько часов после его смерти рабочие все же встретились, и расхождение оказалось минимальным.
Легенда о золоте Колчака будоражит умы кладоискателей до сих пор. Якобы в 1920 году партизаны пустили под откос эшелон с имперским золотым запасом прямо в тоннеле, и он навсегда исчез в глубинах Байкала.
А в тоннеле Хабартуй-3, где в 1946 году произошла страшная катастрофа с пассажирским поездом, иногда слышат голоса погибших. Местные уверяют, что призрачная белая лошадь, стучащая копытами по шпалам, — это дух одичавших животных после ухода людей, но туристы предпочитают верить в мистику.
В этих историях, как в капле воды, отразилась вся судьба Кругобайкалки — сплав человеческого подвига, трагедии, инженерного гения и неукротимой силы природы.
Меня эта история захватила настолько, что я сам отправился в путешествие по этой легендарной дороге. Если вам интересно, в следующей статье я подробно расскажу, как организовать такую поездку, какие экскурсии существуют и во сколько обойдется это незабываемое приключение.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
