Проплыв через Невскую губу и миновав два величественных моста, мы увидели слева ЦПКиО, а справа, на Крестовском острове, — целую армаду яхт и катеров, теснящихся у берега. Мое внимание сразу привлекли причалы, явно принадлежавшие какому-то яхт-клубу. С большим трудом нам удалось втиснуться в узкий промежуток между уже стоящими судами и кое-как закрепить лодку. Я связался со знакомым из клуба «Нева», чтобы сообщить о прибытии, но в ответ услышал, что мы оказались не там, где нужно. Оказалось, мы пришвартовались у «Императорского речного яхт-клуба», а нужные нам причалы «Невы» расположены чуть раньше. Пришлось снова выбираться на простор реки и отправляться на поиски, хотя с первого взгляда искомое место показалось мне заброшенным уголком.
Признаюсь, даже «Императорский клуб», несмотря на громкое название, на фоне моего родного клуба в Йоханнесе выглядел довольно скромно. Зная, что «Нева» переживает не лучшие времена, я поначалу решил, что это и есть она. Однако реальность оказалась куда более удручающей. Перед нами покачивались на воде кривые, почти разваливающиеся понтоны, обильно увешанные потрескавшимися старыми шинами и кое-как связанные друг с другом веревками. Так вот они какие, гостевые причалы старейшего клуба!
И вот он, мой собеседник — стоит на берегу, телефон у уха, и машет мне рукой. Мы осторожно направились в указанное им место, к причалу рядом с большой яхтой, укрытой тентом.
«Нева» — место с невероятно сильным характером и атмосферой. Мы пришли сюда на гостевую стоянку, чтобы за день подготовить лодку к переходу по Неве: нужно было сделать последние закупки, заправиться и, самое главное, убрать мачту. Хозяева разрешили нам встать здесь абсолютно бесплатно, и, оглядевшись, мы сразу поняли причину такой щедрости.
Они оказались просто порядочными людьми, которые прекрасно понимали, что брать плату за стоянку у этого понтона, сколоченного из старых досок (которые откалывались, когда я пытался привязать к ним швартовы — никаких нормальных кнехтов там, конечно, не было), было бы просто кощунством.
Едва мы закрепили лодку, как из соседней яхты появился человек. Как выяснилось, он недавно пригнал ее из Швеции и теперь занимался здесь небольшим ремонтом. Наверное, для подобных работ «Нева» — очень даже подходящий вариант.
Не знаю, сколько он платил за стоянку, но, судя по всему, совсем немного. Мы немного поболтали, он рассказал мне о небывалом наплыве желающих растаможиться на Сейменском канале в этом году, после чего каждый из нас погрузился в свои хлопоты.
А вот и сам Клуб во всей красе. Я вспомнил, что однажды уже бывал здесь зимой, в гостях на огромной стальной лодке, которая, кажется, до сих пор стоит в соседнем заливчике. Но тогда, под снегом, я не смог в полной мере оценить все своеобразие этого места. Теперь же, отправляясь в город по делам, я увидел клуб во всех его мельчайших, поразительных деталях.
Люди часто сравнивают реальность с фильмами или играми, и «Нева» напомнила мне деревню из «Фаллаута-2» — те же домишки, собранные из того, что под руку попало, и жители, копошащиеся среди груды самого разного хлама.
Только вместо ржавых автомобилей здесь повсюду были старые лодки. Полуразрезанные и разобранные стальные катера; замшелые, поросшие травой корпуса стеклопластиковых яхт; сгнившие деревянные посудины — все это создавало сюрреалистичный пейзаж.
Немного заплутав, я свернул не в ту «улицу» и наткнулся на женщину, которая сидела прямо на дорожке за швейной машинкой и шила паруса. Она приветливо улыбнулась мне, я ответил ей тем же и продолжил свою прогулку по этому царству морской старины и своеобразного уюта.
