Тайна камня под Медным всадником: история поиска, перевозки и загадочных осколков

Медный всадник — это не просто памятник, а настоящий символ Санкт-Петербурга, знакомый, пожалуй, каждому, даже со школьной скамьи. Его образ отпечатался в памяти многих.

Но за этим величественным силуэтом скрывается история, о которой мало кто догадывается — история гигантского камня-постамента. Сегодня я хочу поделиться с вами этой захватывающей сагой. Это не сухой учебник истории, а живой рассказ для всех, кто любит город и его тайны.

Идея и поиски: начало легенды

Изначально это был памятник Петру Великому, заказанный императрицей Екатериной II талантливому французскому мастеру Этьену Фальконе. Именно благодаря поэме Пушкина бронзовый монумент навсегда стал для нас «Медным всадником». Новаторством скульптора стала сама идея установить конную статую не на обычный постамент, а на цельный, дикий камень-скалу.

Начались масштабные поиски. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» даже опубликовали обращение ко всем, кто готов помочь «разбить и доставить» подходящую глыбу в столицу. Ключевую подсказку дал местный поставщик строительных материалов, крестьянин Семен Вишняков. Он указал на исполинский валун капитану проекта Марину Карбури (здесь, вероятно, имеется в виду Мартин Карбури). За эту ценную информацию Вишняков получил огромную по тем меркам награду — 100 рублей.

Находился этот камень-великан близ деревни Конная Лахта, что совсем недалеко от современных небоскребов «Лахта Центра». Это соседство прошлого и будущего до сих пор вызывает удивление и споры.

Грандиозная операция: как двигали скалу

Размеры глыбы, названной «Гром-камнем», поражали: примерно 13 на 8 на 6 метров. Работы начались зимой, когда земля скована морозом. С помощью системы рычагов мастера приподняли валун, подвели под него деревянные платформы и начали невероятно сложную транспортировку.

Это заняло целых четыре месяца — с ноября 1769 по март 1770 года. Инженерная мысль того времени проявилась в полной мере: в отсутствие железных дорог была создана уникальная система. Камень перемещали, катая по деревянным желобам на бронзовых шарах. Движение было мучительно медленным — всего 20-30 саженей (около 40-60 метров) в день.

Наконец, его дотащили до берега Финского залива, погрузили на специально построенную баржу и доставили в Петербург.

Считается, что в процессе добычи и погрузки от монолита откололись несколько крупных частей. Именно эти осколки, как гласит легенда, и остались лежать на берегу в районе Лахты и Ольгино.

Со временем ямы, оставшиеся после извлечения валуна, заполнились водой. Образовавшийся пруд, теперь известный как «Петровский», со временем стал своей собственной маленькой экосистемой и сегодня является охраняемым памятником природы.

В поисках осколков: личная экспедиция

В один из солнечных дней я отправился на поиски этих легендарных обломков. Минуя Лахтинский проспект и свернув к заливу, я прошел еще около сотни метров по заросшему травой и камышом берегу — и вот они, передо мной.

Отсюда, кстати, открывается тот самый знаменитый вид на башни «Лахта Центра», и становится особенно очевидно, насколько близко от современного мегаполиса находится этот исторический уголок.

К сожалению, самый большой из валунов изуродован примитивными надписями краской (это сложно даже назвать граффити). Местные говорят, что как только старые буквы смываются дождями, находятся новые «художники».

Осколков, кстати, не один, а три — все довольно внушительных размеров.

На верхней плоскости самого крупного камня ясно видно искусственное углубление, явно сделанное рукой человека — словно оттиск от какого-то инструмента, возможно, того самого, что использовали при обработке глыбы века назад.

Легенда или факт? Что говорят ученые

Долгое время я, как и многие, верил в романтичную версию о том, что эти камни — частицы того самого «Гром-камня». Однако у науки на этот счет есть свое мнение.

В 2020 году были обнародованы результаты исследований, проведенных геологами из СПбГУ и Горного университета. Они тщательно сравнили гранит постамента Медного всадника и валуны на берегу. Вывод был однозначен: породы имеют разный минеральный состав и структуру. Их роднит лишь общее ледниковое происхождение, но не общая история. С тех пор в официальных источниках лахтинский валун именуется «Ольгинским», хотя в путеводителях за ним прочно закрепились названия «Гром-камень» или «Большая скала».

Но, признаюсь, в душе мне все же милее первая, народная версия. Она добавляет нашему городу еще одну удивительную легенду.

А вы знали про Гром-камень?

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Нашла его осколки.