Потребитель М. приобрела путевку в ОАЭ для себя и членов своей семьи: супруга, дочери, зятя, внуков и племянницы, всего для 6 человек, и собиралась там встретить Новый год, но за 10 дней до начала тура она была экстренно госпитализирована в больницу. Тур пришлось отменить полностью для всех 6 человек, потому что члены семьи не захотели в трудную минуту оставлять её одну. Удалось ли вернуть деньги, уплаченные за тур?
После выписки из больницы потребитель обратилась к турагенту с требованием вернуть денежные средства, уплаченные за тур, так как он был отменен по уважительной причине ввиду её болезни. Стоимость туристического продукта составляла 2 211 500 рублей.
Турагент согласился вернуть часть денежных средств за минусом расходов, которые понесла компания из-за удержания денежных средств принимающим отелем при аннуляции бронирования и стоимости невозвратных авиабилетов. Расходы эти составили большую часть уплаченной туристом суммы, а именно 2 036 167 руб. 11 копеек.
Потребитель с таким предложением не согласилась и обратилась в суд с иском к туроператору и турагенту, в котором потребовала вернуть в полном объёме денежные средства, уплаченные за тур, а также штраф и компенсацию морального вреда. Свои требования обосновала тем, что по причине болезни истца произошло изменение существенных обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Кроме того, #потребитель полагала, что договорные отношения, установленные между ответчиком и другими организациями, гостиницами, перевозчиками не могут отражаться на её правах, и она не должна нести расходы по возмещению штрафов.
Ответчик иск не признал и попросил суд отказать истцу в полном объёме.
Обратите внимание: Не так, как у нас: мужчина в "розовом" вагоне - штраф, жвачка во рту - плати деньги. Метро Дубая.
И суд это сделал.Разбираем почему.
Иллюстрация сайта «Право на качество». Иллюстрация сайта «Право на качество»В силу ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Отказывая, суд указал, что тур приобретался для 6 человек, а уважительная причина для отмены тура (болезнь) была только у одного туриста.
Сам по себе факт болезни истца не является в силу законодательства о защите прав потребителей безусловным основанием к возврату всей суммы по договору реализации туристского продукта, в том числе и за тех туристов, у которых оснований для отказа от тура не имеется (Апелляционного определения Московского городского суда от 24.10.2019 по делу № 33-50010/2019).
Не последнюю роль сыграло то, что отказ от договора истцом заявлен за три дня, предшествовавших началу тура, так как к этому моменту ответчик уже совершил действия, направленные на подготовку поездки истца в составе указанных в договоре туристов, и, как следствие, понес реальные расходы, а именно за отмену размещения и ужина в отеле штрафные санкции составили 100% и 100% за невозвратные авиабилеты.
Поэтому в соответствии со ст. 32 Закона "О защите прав потребителей" с туриста были удержаны расходы, понесенные туроператором.
Сумму расходов, которая будет удержана в случае отказа туриста от поездки, можно было предположить исходя из условий заключенного потребителем М. договора, в частности, согласно приложения № 1 к договору от 07.11.2018 г., в случае отказа туриста от полностью или частично оплаченного тура в соответствии с договором туроператор возвращает туристу оплаченную им сумму за вычетом расходов, понесенных туроператором, связанных с аннулированием: наземное обслуживание (в том числе стоимость оказанных услуг туроператором): более 36 дней до заезда - без штрафов; 36 дней и менее до заезда - 100% от полной стоимости тура.
Можно предположить, что эти цифры перенесены из контрактов туроператора с его контрагентами или написаны на их основе. Разумеется, расходы могут быть удержаны только при наличии доказательств, но в данном деле они были представлены ответчиком.
Надо заметить, что у потребителя был шанс избежать подобных убытков, застраховав невыезд.
В соответствии с п. 8.5 договора, #туроператор настоятельно рекомендовал туристу застраховать расходы, которые могут возникнуть у него вследствие непредвиденной отмены поездки за границу или изменения сроков пребывания за границей ("страхование невыезда").
Данный вид страхования позволяет существенно снизить степень негативных последствий при невозможности совершения туристом поездки по независящим от него причинам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства). Однако, очевидно по причине того, что в нашей стране ещё не в полной мере развита культура страхования, истец отказался от страхования невыезда.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в похожей ситуации - отмена тура в связи с болезнью туриста, но когда тур приобретался только на одно лицо, заболевшее перед поездкой, суд встал на сторону туриста.
Попал в больницу перед поездкой: вернут ли деньги за тур?Право на качество31 маяКейс написан на основе Апелляционного определения Московского городского суда от 24.10.2019 по делу № 33-50010/2019, оставленного без изменения Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 N 88-6454/2020.
Спасибо за внимание. Если моя статья показалась вам полезной, ставьте лайк 👍.
Иллюстрация сайта «Право на качество».Может быть интересно:
Вернуть деньги за отмененный тур: как это бывает. Кейс.
Как вернуть деньги за отменённый тур.
Признаёт ли закон ремонт автомобиля за границей.
Если считаете, что эта статья может быть ещё кому-нибудь полезна, поделитесь ею в соцсетях.
Не забывайте подписываться в раздел. Подписка в раздел позволит не пропустить новые полезные публикации.
Если понравилось творчество дизайнера, с вас лайк (если ещё не поставили).
#права туриста #вернуть деньги за тур #закон о защите прав потребителей #туризм #отмена тура #страховка для путешествий #суд #тур
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Турист заболел перед поездкой: вернут ли деньги. Кейс.