Елец - всем молодец!

Елец. Знаменский монастырь

Продолжая наше путешествие из Санкт-Петербурга по России, без всяких планов, маршрутов и сроков, посетив множество замечательных мест и впервые оказавшись на фестивале авто-путешественников ABUNA FEST, мы добрались до удивительного городка - Елец, который лежал, по заверениям Сергея по дороге на Кудыкину гору со Змеем Горынычем, о которых он мне рассказал, когда мы покидали город Орёл и то, что я сочла за очередную шутку... вы уже, наверное, поняли, что рядом с ним сложно отличить реальность от вымысла...

Елец - всем молодец!От Орла до Решки один прыг...Разговоры про…17 июня

Итак остановились мы на территории бывшего Елецкого Троицкого монастыря. Монастырские сова и богатырь из предыдущей статьи очень хорошо охраняли наш сон, который снова у Сергея был коротким, ведь у нас появилась нормальная связь и он вновь стал готовить материалы для публикаций почти до самого утра, убеждая меня в том, что всем хорошим нужно обязательно поделиться прямо сейчас, по горячим следам, пока новые впечатления не затмили пережитое ранее...

Елец. Стоянка на территории Троицкого монастыря

Проснувшись утром, мы смогли более внимательно осмотреться, а разговор с местным жителем прояснил историю Троицкой обители.

Елец. Троицкий монастырь

Елецкий Троицкий монастыря располагался в Ельце с 1592. При императрице Екатерине Второй монастырь был упразднен и только в 1836 году он был восстановлен на новом месте у западной окраины Ельца, на Орловской дороге, где просуществовал до закрытия в 1919 году.

Монастырь украшала каменная ограда с четырьмя башнями по углам и колокольня с часами, на старой фотографии это хорошо видно. Внутри располагалось пять каменных церквей, каменный братский корпус, баня, больница, гостиница, дом настоятеля и казначея, прачечная, школа, хлебопекарня. Из всего многообразия построек до наших дней сохранились части стен с башнями, братский корпус и пристроенная к нему церковь Пантелеймона и колокольня. Сейчас территория монастыря занята автобазой № 4.

Впечатлений от первых двух недель нашего путешествия, как вы понимаете, было в избытке и как мне казалось ничто не могло их затмить, но город Елец восхитил нас так сильно, что мы решили остаться здесь на несколько дней. Дожидаться утра мы не стали и отправились на прогулку в этот же вечер.

Елец. Купеческий дом

Первое, что увидели пройдя немного вперед от нашей стоянки - это дом купца 1-й гильдии, благотворителя, промышленника и потомственного Почетного гражданина города Ельца Александра Николаевича Заусайлова.

Елец. Дом А.Н. Заусайлова

Стоит немного рассказать о этом человеке, одном из самых богатых людей города, который принимал активное участие в его общественной жизни. А.Н. Заусайлов устроил ботанический сад на месте которого расположен современный городской парк, построил Великокняжескую Александро-Михайловскую церковь, о ней речь пойдет ниже, водонапорную башню, Дом Презрения для неимущих и здание детских яслей. Огромное наследие осталось от Александра Николаевича Заусайлова, а его имя на устах горожан до сих пор.

Елец. Детский приют купца Н.П. Черенова

Недалеко от купеческой усадьбы находится Елецкий лицей сферы бытовых услуг расположенный в бывшем Детском приюте купца Н.П. Черенова. До революции на втором этаже усадьбы размещался храм во имя святого Николая Чудотворца. Здание выполнено в популярном в архитектуре в конце 19 - начале 20 века кирпичный стиль. Как правило из кирпича строили тюрьмы, заводы, казармы, учебные заведения, но в некоторых городах можно увидеть церкви в этом стиле, в многочисленном количестве сохранились они и в Ельце.

Дойдя по тихим и уже немноголюдным улочкам до Дома Призрения, я и вовсе потеряла дар речи от переполняющего восторга и все оставшееся время нашей прогулки спрашивала Сергея о том, когда мы еще сюда вернемся, чтобы посмотреть на всю эту красоту днём...

Елец. Дом Призрения

На все мои просьбы у него был один ответ:

- Спокойно дышим и отращиваем сайт, обязательно посмотрим, но чуть позже, нам ещё вот эти десять улиц от начала до конца пройти надо, виляя по ним словно Никкиным хвостом.

Елец

И здесь хочется сказать, что он снова был прав - только так и можно увидеть всю красоту этого города, постепенно исследуя каждую улочку и множество раз перебегая дорогу, чтобы сфотографировать здания с противоположной стороны...

Елец. Памятник художнику Н.Н. Жукову

И ещё одно, что меня поразило в наших вечерних прогулках и что заметил Сергей - поздним вечером и ночью, когда почти все уже спят, а рекламные вывески погашены - ты словно переносишься в другую эпоху... Это действительно фантастика, а старые названия улиц, размещенные рядом с новыми, лишь усиливают эти впечатления!

Елец. Таблички улиц.

Соборов и храмов в городе очень много и это не удивительно - когда-то город претендовал на статус столицы губернии, а для этого нужно было иметь не менее 33 храмов. К счастью большая часть из них сохранилась до наших дней, но многие стоят в полуразрушенном состоянии, дожидаясь времён, когда будут отреставрированы...

Елец

На следующий день взяв с собой Никки, мы отправились на вторую прогулку по городу. В начале нашего пути я еще пыталась понять куда нас ведет Сергей, но градус красоты с каждым шагом поднимался все выше и выше, вопросы мои закончились и я начала созерцать окружающую нас красоту молча, пока мы не дошли до церкви Елецкой иконы Божией Матери.

Елец. Церковь Елецкой иконы Божией Матери

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле была построена в начале 20 века в память 500-летия явления в Ельце Божией Матери во время нашествия Тамерлана. Храм украшают необычные для православных церквей главки, а одной из святынь является старинный образ Иверской Божией Матери.

Следующий собор, к которому мы направились был главный Кафедральный собор города - Вознесенский. Когда я училась быть хорошим экскурсоводом, моей задачей было читать, изучать и запоминать огромное количество дат, названий и архитекторов. Всегда мне было интересно прослеживать историю зданий, судьбу зодчих, которые их строили и людей, которые в них жили. Дойдя до изучения работ архитектора Константин Андреевича Тона, я с огорчением узнала, что большая часть построенных им храмов после революции были разрушены и как же я была рада узнать, что главный храм в Ельце построенный им устоял!

Вознесенский собор выполненный в русско-византийском стиле увенчан пятью главами, что символично Иисусу Христу и четырем евангелистам. Его высота составляет 74 метра, а строительство заняло целых 44 года.

Елец. Вознесенский собор

Внешнее и внутреннее убранство собора можно разглядывать часами ...

...и насколько великолепен он внутри .... на столько бесподобны сохраненные до наших дней дома на улочках этого города, который в своё время был центром купеческой жизни.....

Елец. Пожарная башня

Наконец, выписывая елецкие кружева в прогулках по городу, мы вновь добрались до Церкви Александра Невского и Михаила Тверского уже в дневное время...

Елец. Церковь Александра Невского и Михаила Тверского

За несколько часов до этого, к нам на улице подошла молодая пара, таких же как мы путешественников, с вопросом о том, не знаем ли мы где именно находится "пряничный храм" с "хрустальным крестом"?

Елец. Церковь Александра Невского и Михаила Тверского. Хрустальный крест

Какой именно храм они имели ввиду было понятно сразу, а вот "хрустальный крест" мы и сами обнаружили только после того, как посетили церковь и не найдя его внутри, приняли эту историю за очередную городскую легенду для туристов. Но делая по-моей просьбе финальный кадр куполов Сергей спросил меня - не он ли это переливается на солнце?

12 марта 1910 г. состоялось торжественное водружение креста на сооружаемый храм. Полый внутри «хрустальный» крест был выполнен на металлическом каркасе, сверкал на солнце, а ночью подсвечивался электричеством. По верху главного купола проложили медную трубку с отверстиями и фонтанчики воды в летнее время омывали крест. Купола храма были вызолочены.
Источник: Воргол.ру
Елец. Знаменский монастырь

Прогуливаться по городку можно не один день, открывая для себя всё новые и новые достопримечательности, но нам предстоит увидеть ещё одно его сокровенное место, почитаемое местными жителями - Монастырскую слободу Знаменского монастыря, куда мы и отправляемся проходя мимо реки Ельчик, в которую впадает Святой источник.

С парадной лестнице монастыря открывается потрясающий вид на храм Рождества Христова, Вознесенский собор и церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Елец. Храм Рождества Христова - Спасовский

Подходя к святой обители нам показалась, что её территория огромная, но на самом дела она не большая, но очень ухоженная! Мощенные дорожки, клены, березы, можжевельник, туи, цветочные клумбы, розарий, павлины и пруд с золотыми рыбками украшают внутреннее пространство монастыря и во всем чувствуется любящая женская рука.

Напротив деревянной Никольской церкви стоит памятник Затворнице Мелании, а немного в стороне расположено место её погребения. Её почитание в Ельце сохранилось и до наших дней.

Елец. Знаменский монастырь

Еще немного пройдясь по территории, мы присели на скамью в ожидании когда откроют Знаменский собор. Через несколько минут к нам подошла монахиня и присела рядом. Меня это немного удивило, обычно они сторонятся мирян, но наша монахиня была очень приветлива и словоохотлива. От нее мы узнали о историю монастыря и её монахинях, в том числе о недавно почившей игуменье Антонии II. Звон колоколов и приглашение на молебен, прервали нашу беседу - мы отправились любоваться убранством собора.

Надеюсь читатели поймут меня правильно, но росписи на стенах совершенно живые. Всматриваясь в лица Иисуса Христа и святых, ты как-будто становишься соучастником далеких событий, а Бог Отец с раскрытыми объятиями встречающий тебе при входе словно говорит тебе: "Верь в меня и спасен будешь и узришь Царство Небесное".

Пожалуй именно этим храмом мы закончим наше повествование про город с историей, которая началась в 1146 году и будем надеяться, что пройдёт совсем немного времени и он вновь засверкает куполами своих храмов, словно маяками для путников, которые найдут здесь временное пристанище для своей Души...

#елец #архитектура #храмы #церкви #автодом #путешествие на машине #туризм #путешествие

Наша следующая остановка - Кудыкина гора, следите и присоединяйтесь к нашим приключениям!

Елец - всем молодец!Правила участия в путешествияхПутешествия по зову Души2 мая

#путешествия по зову души #путешествия по россии

Источник статьи: Елец - всем молодец!.