Я долго анализировал ситуацию, и теперь моя позиция окончательно сформировалась. То, что планируют запустить в конце 2019 — начале 2020 года, — это далеко не та прорывная транспортная система, которую нам анонсировали. На данный момент это скорее имитация, чем реальное улучшение. Возможно, через несколько лет проект доведут до ума, но сейчас говорить о революции в перевозках преждевременно.
Изначальные планы и обещания
Давайте вспомним, что изначально задумывалось. Московские центральные диаметры позиционировались как совершенно новая транспортная артерия, которая должна была соединить подмосковные города, позволяя пассажирам пересекать столицу без пересадок на метро.
Власти обещали масштабную реконструкцию: строительство новых платформ и модернизацию старых, запуск современных электропоездов «Иволга» с интервалом движения всего 5-7 минут.
Ключевой идеей была глубокая интеграция: станции МЦД должны были стать полноценными пересадочными узлами, связанными с метро и другими железнодорожными линиями. Оплата проезда должна была стать единой — по карте «Тройка».
Первыми на карте должны были появиться два маршрута: МЦД-1 (Лобня – Одинцово) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск). Их запуск был анонсирован на конец 2019 — начало 2020 года.
Реальность, расходящаяся с планами (на примере МЦД-1)
Однако на практике все выглядит иначе. До заявленного срока запуска остаются считанные месяцы, и уже сейчас очевиден разрыв между громкими заявлениями и реальным положением дел.
Возьмем для примера участок МЦД-1 от Савеловского вокзала до Лобни.
Согласно планам, здесь должны были построить три новые платформы: Илимскую, Петровско-Разумовскую и Дмитровскую. Но на данный момент строительные работы даже не начинались, а проектная документация до сих пор не обнародована.
Более того, вызывает большие сомнения сама возможность организации движения с интервалом в 5-7 минут. Существующие два пути уже загружены «Аэроэкспрессами» и обычными электричками, следующими дальше Лобни. Втиснуть в этот график еще и частые «Иволги» физически невозможно без кардинальной перестройки всей логистики.
Какой будет система МЦД на старте
Кое-какие работы, конечно, ведутся. Но их масштаб несопоставим с первоначальными амбициозными обещаниями.
Во-первых, сейчас активно реконструируют некоторые станции. Им пытаются придать единый стиль и установить новую навигацию. Например, платформа Хлебниково была готова еще зимой.
А вот на конечной станции маршрута — в Лобне — знаменитый своим неудобством старый мост так и останется. Никакого нового современного вокзала здесь к запуску построить не успеют.
Сегодня в Лобне, как и на многих других платформах Савеловского направления, даже нет турникетов. Это ставит под большой вопрос реализацию единой системы оплаты по «Тройке» к заявленному сроку.
Что касается поездов «Иволга», то они действительно появятся на маршрутах. Но ни о каком интервале в 5-7 минут речи не идет. Во-первых, для обеспечения такого интервала на двух линиях просто не хватит самих составов. Во-вторых, как уже отмечалось, их график будет ограничен существующим плотным движением обычных электричек и аэроэкспрессов.
Идея о том, что Савеловский и Белорусский вокзалы перестанут быть тупиковыми, тоже не нова. Уже сейчас значительная часть электричек проходит их насквозь. В этом плане грядущие изменения не принесут ничего принципиально нового.
По сути, к началу 2020 года мы получим следующее: часть обычных электричек заменят на более современные «Иволги», которые будут ходить по слегка подкорректированному расписанию и останавливаться на частично обновленных платформах. И это, увы, всё.
Все остальные грандиозные обещания — строительство новых станций, высокая частота движения, полноценные пересадочные узлы — откладываются на неопределенное будущее. «Когда-нибудь». «Потом». «Возможно».
