Многие заблуждаются, считая, что черно-белая фотография — это просто обесцвеченный снимок. Достаточно перевести изображение из цветного режима RGB в Grayscale в любом редакторе, и готово. На самом деле, это глубокое заблуждение. Настоящая монохромная съемка — это целая философия, а не просто технический прием.
Суть черно-белого кадра
Черно-белая фотография — это не отсутствие цвета, а совершенно иной язык визуального повествования. Конечно, все говорят о светописи, и это уже стало общим местом. Но важно понимать, что работа над черно-белым кадром — это, как ни парадоксально, тонкая работа с самими цветами. В пленочную эпоху конечный результат определялся не только мастерством фотографа, но и характеристиками пленки, которая по-своему «интерпретировала» цвета, выделяя одни и приглушая другие.
Фотограф, снимающий в монохроме, рисует исключительно светом. Его инструменты — это игра света и тени, оттенки серого, контраст, которые передают форму и объем, минуя привычную нам цветовую информацию. В этом и заключается особая магия и глубина черно-белой фотографии (B/W Photography).
Да, я снова упомянул светопись, простите! Но к чему я веду: раньше фотограф был заложником выбранной пленки и не мог кардинально изменить ее «почерк» после съемки. Цифровая эпоха перевернула эти представления с ног на голову.
Цифровые возможности и творческий вызов
Сегодня, снимая в RAW, мы фиксируем максимум данных, а потом в комфорте редактора можем применить десятки фильтров, имитирующих любую пленку, и выбрать наилучший вариант. Это прекрасно для коммерческих задач или когда нужно извлечь из одного кадра множество версий.
Однако для творческого процесса такая вседозволенность может быть пагубной. Она расслабляет, лишает необходимости продумывать конечный образ еще в момент съемки. Зачем напрягаться, если потом можно «вытянуть» все в постобработке? Автор думает о том, *что* снять, но все реже — о том, *как* это должно выглядеть в итоге, полагаясь на безграничные возможности софта.
Боже упаси, я не проповедую снобизм и не утверждаю, что снимать нужно только в черно-белом, чтобы быть «настоящим фотографом».
Обратите внимание: Чернее чёрной! Попробовал икру палтуса. Делюсь впечатлением ??.
От таких «гуру» с их коуч-сессиями стоит держаться подальше. Но я уверен: периодически «отключать цвет» прямо в камере — отличная тренировка. Это встряска для мозга, выход из творческой зоны комфорта. Ключевое условие — снимать не в RAW, а сразу в черно-белом JPEG, лишая себя возможности отступить и все переделать.Я сам люблю эту практику. Включаю монохромный режим и иду снимать в JPEG. Это заставляет искать другие ракурсы, видеть иначе свет и композицию, нежели в цвете. Прекрасная зарядка для фотографического мышления. И вот здесь мы подходим к самому интересному — к тому, как сама камера, ее «мозги» и алгоритмы работают с цветом при таком подходе. Мой подопытный — Sony A7 IV.
Почерк разных камер и настройки Sony
В моем арсенале фотоаппараты Sony, Nikon, Fuji и Olympus. Каждый из них видит черно-белое по-своему. У Fujifilm, например, есть очаровательные симуляции пленок, а у Olympus — особый «зернистый» режим, который дает очень характерную, живую картинку.
Когда у меня появилась Sony Alpha 7 Mark IV, я, конечно, не удержался от экспериментов с настройками, в том числе и для черно-белой съемки. Нашел сочетание параметров, которое пришлось мне по душе, и вывел его на отдельный блок памяти на диске режимов. Теперь это мой готовый инструмент для творческих прогулок.
Все снимки в этой статье сделаны именно в этом предустановленном режиме, без какой-либо постобработки, только кадрирование. Мне нравится результат. Возможно, сняв в цвете, я мог бы сделать черно-белую версию в редакторе «идеальнее». Но это была бы рутинная работа за компьютером, а не живой, увлекательный процесс съемки. В этом я уверен.
А вам предлагаю оценить, на что способна камера Sony A7 IV в черно-белом режиме с теми настройками, которые подобрал я для своих прогулок по Коломне.
.
#zagorizont_photo #фотография #фотосъемка #коломна #путешествие
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Гуляю по Коломне и изучаю возможности камеры Sony a7iv в съемке черно-белого фото.
