Существование в тундре подчиняется своим, особым законам. Здесь всё устроено не так, как в городе: иной быт, иные взаимоотношения между людьми. То, что со стороны может показаться странным или нелогичным, здесь является частью повседневной жизни и мудрой практикой выживания в суровых условиях. Порой сталкиваешься с вещами, которые сначала просто не можешь осмыслить.
Стойбище оленеводов на Полярном Урале
Однажды, путешествуя по просторам Полярного Урала, я увидела необычную картину: на краю леса стояли нарты, гружённые хворостом, а рядом из деревянных жердей была сложена аккуратная пирамидка. Кругом на многие километры не было ни души, а до ближайшего жилья — стойбища оленеводов — нужно было добираться не одну сотню километров. Возник закономерный вопрос: кто и, главное, зачем создал эту своеобразную «инсталляцию» посреди бескрайней тундры?
Я, как городской житель, первым делом подумала: «Почему это просто брошено? Ведь такие дрова — настоящая ценность в этих краях!»
Чтобы найти ответ, нужно понять сам образ жизни тундровых оленеводов. Он одновременно и прост, и невероятно сложен. Более ста дней в году они находятся в пути, в непрерывном движении.
Обратите внимание: Бедных сейчас не стоит освобождать от подоходного налога, потому что иначе их может стать слишком много, по мнению….
Всё необходимое для жизни большой семьи — от утвари до жилища — они перевозят с собой на нартах. Дрова приходится собирать по тундре, а для постройки чума и нарт используют только то, что можно найти на месте.Мудрость кочевого маршрута
Ежегодная миграция, или каслание, с юга на север и обратно происходит по одним и тем же, веками проверенным путям. И места для стоянок тоже постоянны. Это не просто традиция, а экологическая необходимость: так кочевники минимизируют урон хрупкому растительному покрову тундры, сохраняя пастбища для своих оленей.
Стойбище оленеводов. Видите, как олени вытаптывают всё вокруг? А ещё круги на тех местах, где раньше стоял чум.
Эта логика распространяется и на вещи. Бывает, оленеводы оставляют громоздкие зимние вещи — тёплые шубы или даже части зимнего чума — в определённой точке маршрута, продолжая путь налегке, и забирают свой скарб на обратном пути.
Вот тут видно, как в тундре расставлены нарты с вещами.
Разгадка тундрового пазла
Теперь картина начинает проясняться, и странные находки обретают смысл.
Запас дров, оставленный в месте будущей стоянки, — это стратегический запас. Он избавляет от необходимости тратить время и силы на их поиск после долгого и утомительного перехода, когда нужно быстро обустроить лагерь.
Чтобы набрать дров, приходится ездить за несколько километров от стойбища.
А те самые жерди, сложенные пирамидкой, — это заготовки для полозьев нарт. Их оставляют на просушку в определённом месте, зная, что по этому маршруту они будут проезжать снова, и тогда материал будет готов к использованию.
В тундре действует незыблемое правило чести и взаимного уважения: чужое брать нельзя. Пройдя мимо оставленных вещей, никто не посмеет к ним прикоснуться. Остаётся только мечтать, чтобы в больших городах царило такое же доверие, позволяющее что-то оставить «на потом», не опасаясь за сохранность.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Зачем оленеводы на Ямале оставляют палки в тундре и что с ними делают потом.
