Возле Денисовой пещеры

Возле Денисовой пещеры мы оказались рано утром, часов в шесть.
В столь раннее время мы были единственными желающими посмотреть на неё. Стоящая в начале тропы будочка-касса закрыта. Дожидаться начала работы экскурсовода мы не стали, да и вообще вокруг было пусто, и мы просто прошли по тропинке вверх. Идти не сложно, несколько метров одолели с легкостью, заглянули под своды пещеры, сделали пару фотографий…

Информации о Денисовой пещере в интернете достаточно, взять хотя бы любые статьи в любом поисковике.
Более 20 культурных слоёв различных эпох. Более 80 тысяч экспонатов для музеев: орудия труда, предметы вооружения, украшения, останки животных и растений. Представляете, не менее 117 видов плейстоценовых животных (малый пещерный медведь, пещерная гиена, шерстистый носорог, плейстоценовый осёл, як, первобытный бизон, сайга, архар, дикая лошадь, красный волк, марал). Я некоторых даже вообразить себе не могу!

Еще интересный факт: в пещере был найден отполированный и отшлифованный браслет из редкого камня хлоритолита, меняющего цвет в зависимости от освещения. Ближайшее местонахождение хлоритолита находится примерно в 200 км от этого места. При раскопках в 11-м слое (возраст 50 тыс. лет) была обнаружена изготовленная денисовским человеком игла, превышающая в длину ранее найденные в пещере экземпляры игл почти вдвое — 7,6 см против 4 см (в среднем). Короче, креативными товарищами были её жители.

Возвращаемся к машине и отправляемся в дорогу. Щебёнка, слегка влажная после прошедших недавно дождей. Граница Алтайского края и Республики Алтай. Небольшая скульптурная группа из чугуна – видимо, для проезжающих туристов – и привычные для путешественника по Алтаю пирамидки из камней, цветные ленты на ветвях деревьев…

Едем в сторону Усть-Кана. Через несколько километров переезжаем мост через неглубокую, но стремительную речушку. За ним перекресток, поворот на Каракол. Справа от моста – живописный остаток прежнего, вероятно, смытого наводнением в 2014 году. На правом берегу почти рядом с дорогой видим удобную для стоянки террасу и пологий спуск к воде. Останавливаемся на отдых, уборку и купание. Обедаем, наскоро простирываем вещи, слегка подсушиваем – и стартуем дальше. Муж за рулём, я в качестве штурмана и фоторепортёра.

Где-то неподалеку от этого места я видела указатель «Водопады реки Шинок» - но после дождей грунтовая дорога в горы нас не привлекла. Проехали мимо. В планах – Черга и Усть-Сема…
… а в реальности едем в сторону Усть-Кана. Есть задумка добраться все-таки до Тюнгура, но на Ябоганском перевала машина начинает чудить.

Ползет температура на датчике, приходится останавливаться на подъёме и остужать двигатель. Вдобавок к этому машина ведет себя странно и почти не тянет в гору. Настроение у меня портится, я отворачиваюсь в сторону и смотрю в стекло своей двери, а чаще просто закрываю глаза, чтобы удержать слёзы. В конце концов мои эмоции находят выход во вспышке гнева на машину. Я несколько раз бью её по обшивке двери, ругаюсь и обещаю сдать на запчасти по приезду домой.

За окном – мелкий осенний дождь, небо и окружающие горы затянуты туманом и моросью, фотоаппарат не понимает, что от него хотят при таких исходных данных и старательно выдаёт мне размазанные фотографии. Окончательно разозлившись, я швыряю фотоаппарат на матрас в салоне. Мне совершенно все равно, куда мы поедем дальше, потому что я понимаю: поездку нужно завершать и, выехав на трассу, поворачивать в сторону дома.

После перевала мы спускаемся в долину, и едем по щебеночной дороге, которая тянется почти до самой трассы Новосибирск-Ташанта. И вот он – долгожданный перекресток. Влево – Туекта, вправо – Каракол. Каракол ближе, поэтому в надежде найти там хоть какое-нибудь СТО мы едем туда. Подъезжаем к СТО примерно в 17:00. Между тем дождь усиливается, и вместо великолепных пейзажей Алтая я «любуюсь» на капли дождя на лобовом стекле и появляющиеся из-за стены дождя горы, похожие на огромные кучи серых тряпок… Алтай решил пошутить над нами и в этом году?

На СТО выясняется интересная картина: левое заднее колесо пропорото с внутренней стороны на ширину мужской ладони, спасает нас только вставленная в покрышку резиновая камера. Но и она уже попала в этот разрыв, и того гляди, проколотая кордом, пойдет на выстрел… Какое расстояние мы пробирались по щебенке и гравию с риском попасть в аварию – неизвестно. По всей видимости, словили подарок в покрышку где-то перед Ябоганом.

Внукам буду рассказывать, чтобы туда не совались на своём транспорте. Только оплаченный тур на специально оборудованных машинах, и не иначе!

Впрочем, вернувшись домой и остыв, я уже присматриваюсь к новым маршрутам. Дорога зовёт...

#Алтай #путешествие на машине #путешествие по россии #Ябоган #горы #Денисова пещера

Источник статьи: Возле Денисовой пещеры.