Мы подъехали к Денисовой пещере на рассвете, около шести утра. В это время суток здесь не было ни души, и мы оказались единственными посетителями. Будка кассы у входа на тропу была заперта. Ждать, пока откроется и появится экскурсовод, мы не стали — вокруг царила полная тишина и безлюдье. Мы просто поднялись по тропинке вверх. Подъем был несложным, всего несколько метров. Заглянули под древние своды, сделали несколько снимков на память и задержались там ненадолго.
Сокровища древнего мира
В сети можно найти множество информации об этом уникальном месте. Меня поражает масштаб находок: археологи обнаружили здесь более 20 культурных слоев, относящихся к разным историческим эпохам. Было собрано свыше 80 тысяч экспонатов для музеев — это и орудия труда, и оружие, и украшения, и останки древних животных и растений. Только представьте: в пещере нашли останки не менее 117 видов животных ледникового периода! Среди них — малый пещерный медведь, пещерная гиена, шерстистый носорог, древний осел, як, первобытный бизон, сайга, архар, дикая лошадь, красный волк, марал. Некоторых из этих созданий мне даже сложно вообразить.Еще один потрясающий артефакт — отполированный браслет из редкого камня хлоритолита, который меняет цвет при разном освещении. Что удивительно, ближайшее месторождение этого минерала находится почти в 200 километрах отсюда! А в 11-м культурном слое, возраст которого оценивается в 50 тысяч лет, была найдена игла, сделанная денисовским человеком. Ее длина — 7,6 см, что почти вдвое больше других игл, обнаруженных здесь ранее (в среднем около 4 см). Жители этой пещеры, судя по всему, были весьма изобретательными и умелыми мастерами.
Вернувшись к машине, мы двинулись дальше. Дорога была щебеночной, слегка влажной после недавних дождей. Мы пересекли границу Алтайского края и Республики Алтай. По пути встретили небольшую чугунную скульптурную группу — видимо, установленную для туристов, — а также привычные для этих мест пирамидки из камней и цветные ленточки, повязанные на ветвях деревьев.
Дорога и неожиданная остановка
Мы ехали в сторону Усть-Кана. Через несколько километров переехали мост через неглубокую, но быструю речушку. За мостом был перекресток с поворотом на Каракол. Справа от дороги виднелись живописные остатки старого моста, вероятно, снесенного наводнением в 2014 году. На правом берегу, почти у самой дороги, мы заметили удобную террасу с пологим спуском к воде — идеальное место для стоянки. Решили остановиться, чтобы отдохнуть, привести себя в порядок и даже искупаться. Пообедали, быстро постирали кое-какие вещи, слегка подсушили их и снова отправились в путь. Муж был за рулем, а я выполняла роль штурмана и фотографа.Где-то неподалеку я заметила указатель на «Водопады реки Шинок», но после дождей грунтовая дорога в горы не внушала доверия, и мы проехали мимо. Изначально в планах были Черга и Усть-Сема…
… но в реальности мы продолжали двигаться в сторону Усть-Кана. У нас была идея добраться до Тюнгура, однако на Ябоганском перевале машина начала вести себя странно.
Испытание на перевале
Температура на датчике поползла вверх, и нам пришлось остановиться на подъеме, чтобы дать двигателю остыть. К тому же машина почти не тянула в гору и вела себя очень неровно. Мое настроение начало стремительно портиться. Я отворачивалась к окну, смотрела в стекло своей двери, а чаще просто закрывала глаза, пытаясь сдержать слезы досады и разочарования. В конце концов эмоции вырвались наружу вспышкой гнева. Я несколько раз ударила по обшивке двери, накричала на машину и пообещала сдать ее на запчасти по возвращении домой.За окном моросил мелкий осенний дождь, небо и горы были затянуты туманом и серой пеленой. Мой фотоаппарат отказывался нормально работать в таких условиях и упорно делал размазанные, нечеткие кадры. Окончательно разозлившись, я швырнула его на матрас в салоне. Мне стало совершенно все равно, куда мы поедем дальше, потому что я поняла: поездку пора заканчивать. Нужно было только выехать на трассу и повернуть в сторону дома.
Спустившись с перевала в долину, мы продолжили путь по щебеночной дороге, которая тянулась почти до самой трассы Новосибирск-Ташанта. И вот он — долгожданный перекресток. Налево — Туекта, направо — Каракол. Поскольку Каракол был ближе, мы поехали туда в надежде найти хоть какую-нибудь станцию технического обслуживания. Подъехали к СТО около пяти вечера. Тем временем дождь усилился, и вместо величественных алтайских пейзажей мне приходилось «любоваться» каплями на лобовом стекле и силуэтами гор, проступавшими сквозь стену дождя и похожими на огромные груды серых тряпок… Неужели в этом году Алтай решил пошутить над нами?
Диагноз и выводы
На СТО нам открылась неприятная картина: левое заднее колесо было пропорото с внутренней стороны на ширину мужской ладони. Нас спасала только резиновая камера, вставленная в покрышку, но и она уже попала в этот разрыв и в любой момент могла быть повреждена кордом. Мы даже не знали, какое расстояние проехали по щебенке и гравию с таким колесом, рискуя попасть в аварию. Скорее всего, мы «поймали» этот неприятный сюрприз где-то перед Ябоганом.Будущим поколениям, своим внукам, я обязательно расскажу: в такие места на личном транспорте лучше не соваться. Только оплаченный тур на специально подготовленных внедорожниках, и никак иначе!
Впрочем, вернувшись домой и успокоившись, я снова начала изучать карты и присматриваться к новым маршрутам. Дорога, как оказалось, продолжает манить и звать...
#Алтай #путешествие на машине #путешествие по россии #Ябоган #горы #Денисова пещера
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Возле Денисовой пещеры.
