Когда-то я полюбил «Игру Престолов» за её блестящий, многослойный сценарий, за сложный клубок судеб самых разных персонажей. Меня восхищала её суровая, почти беспощадная логика, где симпатии зрителя никак не влияли на шансы героя выжить. Это был мир, где последствия были реальными, а решения — весомыми.
Апофеоз голливудских штампов
Однако третья серия финального сезона, «Длинная ночь», стала для меня воплощением разочарования. Вместо кульминационной, продуманной до мелочей битвы, которую мы ждали годами, мы получили набор голливудских клише. Честно говоря, даже более ранние сражения — например, разгром Ланнистеров Дейнерис или легендарная Битва Бастардов — смотрелись куда более убедительно и изобретательно.
Создаётся впечатление, что сценаристы, достигнув вершины популярности, просто расслабились. Возможно, они решили, что грандиозность события сама по себе обеспечит успех, а может, просто исчерпали свои идеи.
Стратегический провал под Винтерфеллом
Эпизод начинается с битвы, и первое, что бросается в глаза — невероятная тактическая безграмотность лучших полководцев Вестероса. Их план обороны выглядит откровенно абсурдным.
Во-первых, зачем было выводить всю армию за стены замка? Вся история военного дела учит, что против численно превосходящего противника нужно обороняться из-за укреплений. Но нет — войска стоят в чистом поле. Жрица Меллисандра поджигает аракхийским огнём мечи дотракийцев, и всю эту конницу посылают в самоубийственную атаку в кромешную тьму.
Какой в этом смысл? Зачем сознательно отдавать врагу тысячи бойцов, зная, что каждый павший воин пополнит армию мертвецов? Да, визуально сцена с исчезающими в темноте огоньками получилась эффектной, но логики в этом действии — ноль.
Бессмысленность Безупречных
Ещё более нелепым выглядит использование Безупречных. Всем известно, что упырей можно уничтожить только огнём, обсидианом или валирийской сталью. Обычное оружие лишь калечит их, лишая подвижности. И что же делают легендарные воины? Они стоят в строю с копьями! Что копьё сделает с мертвецом? Проткнёт его, не нанеся смертельного урона? Зачем выводить элитную пехоту в открытое поле против такого противника — загадка.
Гораздо логичнее было бы использовать время для создания серьёзных укреплений. Например, выкопать глубокий ров (вот где пригодилась бы сила Безупречных — дайте им лопаты вместо копий!), позволить армии мертвецов заполнить его, а затем сжечь драконами. У Короля Ночи был свой дракон, да, но у защитников Винтерфелла — два. Шансы были. А главное, цель была ясна — убить Короля Ночи и покончить с войной разом.
Нестыковки и чудеса спасения
Вместо этого мы видим, как сначала губят конницу (фактически, дарят её врагу), затем несут потери Безупречные, а потом отдают приказ об отступлении. Причём отдают его… криком. В разгар неистовой битвы, в снежную бурю, Бриенна кричит «Отступайте!», и этот приказ каким-то чудесным образом слышат все воины по всему полю. В реальности для этого использовались знамёна, горны и барабаны, но здесь, видимо, не до исторических деталей.
Ещё один вопиющий момент: в первой серии сезона упоминалось, что для обороны заготовили 100 бочек смолы, и Давос приказал сделать ещё столько же. Где же была эта смола, когда мертвецы живой стеной полезли на стены? Почему её не использовали? Создаётся впечатление, что защитники просто стояли и пассивно ждали, пока их захлестнёт волна нежити.
Предсказуемые жертвы
Судьба многих персонажей в этой «мясорубке» была предсказуема с самого начала. Мы с женой даже поспорили, назвав по пять героев, которые, на наш взгляд, должны были погибнуть. Жена угадала четверых, я — троих. Мой оптимизм и вера в смелые решения сценаристов сыграли со мной злую шутку. Я, например, думал, что может погибнуть Джейме Ланнистер — однорукому рыцарю в такой битве пришлось бы тяжелее всех. Но нет, создатели не рискнули.
В итоге погибли те, чья сюжетная роль была, в общем-то, исчерпана, и чья смерть не должна была вызвать слишком бурной реакции у зрителей.
Берика Дондарриона «списали» по классическому сценарию: герой выполнил свою миссию (возродил и защищал Арью), а потому может уйти. Персонаж он был колоритный, но не настолько близкий аудитории, чтобы его потеря стала трагедией. Если вы сейчас задумались: «А кто такой Берик?» — это лишь подтверждает мою мысль.
Со смертью Джораха Мормонта мы мысленно попрощались ещё тогда, когда он заразился серой хворобой. Да и его безнадёжная влюблённость в Дейнерис, которая видела в нём лишь друга и советника, давно навевала грусть. Его гибель была печальной, но ожидаемой.
Смерть друга Джона Сноу (признаюсь, я даже не помню его имени), который должен был возглавить Ночной Дозор, тоже выглядела рациональной: если битва проиграна — Дозору конец, если выиграна — охранять Стену больше не от кого. Персонаж «в расход», битва не без жертв, претензий к сценаристам быть не должно.
Ходили слухи, что актёры первого плана получали около миллиона долларов за серию. У меня даже возникло подозрение, не дал ли Алфи Аллен (исполнитель роли Теона) сценаристам взятку, чтобы его персонаж получил достойный и героический финал. Так или иначе, Теон Грейджой, наконец, обрёл утраченное мужество и искупил вину ценой жизни. Его жаль по-человечески, но пустоты после него не чувствуется.
Надежда на оставшиеся серии
В общем, моё разочарование было сравнимо, пожалуй, с эмоциями Сэма Тарли в той самой крипте.
Остаётся надеяться, что три оставшиеся серии вернут хоть какую-то интригу и глубину. По логике повествования и «законам жанра», на Железный Трон, скорее всего, взойдёт либо Джон Сноу, либо он вместе с Дейнерис. Есть и компромиссный вариант — Тирион и Санса. Хотя по-честному, в реалиях Вестероса победа должна была бы остаться за Серсеей.
А как вы думаете? Кто, по-вашему, сядет на трон? Делитесь своими прогнозами в комментариях!
Если мои мысли resonated с вашими, ставьте лайк этой заметке. И подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые статьи.
Кстати, возможно, вам будет интересно моё видео о реконструкции средневекового поединка на мечах — там всё по-настоящему, без голливудских штампов.
