Наконец-то делюсь долгожданным рассказом о нашем опыте аренды автомобиля за границей. Для нашей многодетной семьи это был первый подобный опыт, и хочу поделиться всеми деталями и впечатлениями.
Почему мы решились на аренду
До этого момента я никогда самостоятельно не арендовала машину за рубежом. Конечно, бывало, что мы катались на авто во время семейных поездок в Турцию и Испанию, но это были скорее экскурсионные джип-туры по горам. Идея взять машину на длительный срок для самостоятельных путешествий казалась мне одновременно и дорогой, и рискованной. Как это — сесть за руль чужого автомобиля в незнакомой стране? А габариты? А дорожные знаки? А время на привыкание? И это при том, что за рулем я уже больше десяти лет, успела поводить и минивэн, и компактные городские машинки, а первый опыт вождения вообще получила в Штатах за рулем огромного пикапа! Наш семейный опыт автопутешествий тоже весьма солидный: мы постоянно ездили на машине в Финляндию, Прибалтику, по маршрутам Сочи — Горячий Ключ — Краснодар, в Крым, Грузию, Абхазию… Но именно аренды не было. Всё изменилось после одной поездки в Калининград, где мы с подругой взяли на пару дней Mini Cooper и получили невероятное удовольствие от свободы передвижения. Позже, после продажи собственного автомобиля, я активно пользовалась каршерингом, пробовала разные марки и модели. И тогда пришло осознание: уверенность за рулем — это сочетание опыта и ответственности. Если эти два качества есть, можно спокойно вести практически любую машину где угодно. Ну, кроме авто с механической коробкой передач — с ней наша семья не дружит. Но хватит лирики, перейдем к практическим деталям нашего турецкого приключения.
Как мы бронировали машину
Для поиска и бронирования мы использовали сервис Rentalcars.com. Кстати, я делала это через платформу Switips, что позволило получить кэшбэк в размере 10 евро. Этот агрегатор анализирует множество предложений по заданным параметрам. Нашими ключевыми критериями были: автоматическая коробка передач, пять посадочных мест и наличие детского кресла. Также я обращала внимание на расположение пункта выдачи. Специально выбирала офис недалеко от выезда из Стамбула и аэропорта Сабиха Гёкчен, понимая, что если взять машину в другом районе, мы можем потерять полтора часа в пробках. В аэропорту брать авто сразу не хотелось, так как первые дни планировали провести в центре города, гуляя пешком. Итоговая стоимость аренды на 7 дней со страховкой составила около 14 тысяч рублей. Сначала взимается предоплата в 2 тысячи, которая возвращается, если передумать в течение месяца. Полная оплата требуется за две недели до начала аренды. Признаюсь, было немного страшновато: а вдруг что-то пойдет не так?
Неожиданный поворот в пункте выдачи
С легким волнением мы приехали в офис, указанный в брони. Там фигурировали названия двух компаний — Autounion и Comet, так до конца и не поняла, какая именно. Нас встретили очень приветливо, но сразу сказали: «My friend, one problem» и протянули телефон сотруднику, говорящему по-английски. Он объяснил, что с забронированной нами машиной возникли технические неполадки, но есть другая — правда, за ней нужно доехать в аэропорт, это около 20 км. Для нас это было по пути, но вопрос был: как туда добраться? Сначала предложили дать нам временную машину, чтобы мы доехали сами. Мы смущенно согласились. После коротких переговоров условия изменились в нашу пользу: нас бесплатно отвезут в аэропорт, и уже там мы получим наш автомобиль. Наше «окей» прозвучало уже гораздо увереннее.
Знакомство с нашей «лошадкой» и приятный бонус
В аэропорту нас ждал наш автомобиль — просторный и современный Fiat Egea. Стоит отметить, что конкретную марку при бронировании не выбираешь — гарантируется только класс авто. Нас ждал еще один приятный сюрприз: в качестве компенсации за неудобства нам предложили бесплатно сдать машину на сутки позже! И не просто позже, а сразу в аэропорту. Это было идеально, ведь по планам мы возвращались в Стамбул 1 ноября, а вылет был 2-го. Теперь не нужно было никуда ехать сдавать авто — мы могли сразу из отеля поехать в аэропорт.
Финансовые нюансы: залог, дороги и прочее
При получении машины с нас взяли залог в размере 150 долларов. Отдельный вопрос — платные дороги. В Турции в прокатных автомобилях обычно установлен специальный чип, который считывается автоматически при проезде через шлагбаум. Оплата за все поездки по платным магистралям списывается позже, уже после сдачи авто, поэтому окончательный расчет по залогу происходит через несколько дней. За время поездки мы проехали немало платных участков, я насчитала примерно на 5 тысяч рублей, но в итоге с нас списали всего 50 долларов. И знаете, платные дороги в Турции того стоят! Это комфорт, экономия времени и, что самое важное, безопасность.
Дополнительные расходы и дорожные впечатления
К основным расходам добавились: доплата за детское кресло — 20 евро (важно бронировать его заранее) и мойка салона за 40 лир (около 300 рублей). Дети есть дети, после них пришлось прибраться, хотя, уверена, прокатная компания была бы не против, если бы мы просто протерли все влажными салфетками. Топливо: за 2200 км мы трижды заправляли полный бак, каждый раз примерно на 3000 рублей. Заправляться на АЗС BP оказалось дешевле, чем на местных турецких сетях. Заправки по дороге из Стамбула — это целые комплексы с ресторанами и детскими площадками, очень удобно. А вот на пути в Каппадокию они более скромные, но все равно чистые и с доброжелательным обслуживанием. Горячую еду в дорожных кафе мы не покупали, помня прошлый опыт: часто это невкусно и дорого. Ограничивались сэндвичами, йогуртами и другими снеками, которые брали с собой или покупали в магазинах.
Обратите внимание: Очередной «рассказ» МИДа о возобновлении Турции вызывает у россиян нервный смех.
Соки, печенье и прочие вкусности, конечно, были с нами постоянно.О дороге, детях и маленьких приключениях
Само путешествие на машине прошло очень комфортно. Наши перегоны составляли 6, 3, 7 и 9 часов с одной-двумя остановками, чтобы размяться, выпить кофе или сходить в туалет. За рулем почти всегда был мой муж Ярик — самый спокойный и выносливый водитель, которого я знаю. Обычно в городе я люблю давать «ценные указания», но в этой поездке… я просто отдыхала. До Анталии я вообще проспала всю дорогу, что для меня невероятно — обычно я бдительный пассажир. Ярик любит водить, а я ему полностью доверяю. Правда, должность главного штурмана я никому не уступала. Даже когда спала, продолжала «управлять» — дети до сих пор смеются, вспоминая, как на обратном пути в Стамбуле в плотном потоке я закричала «налево!» и замахала правой рукой. Нужно прожить вместе 15 лет, чтобы понять друг друга с полуслова — Ярик мгновенно сориентировался и повернул куда нужно. Дети в дороге развлекались как могли, даже без интернета и гаджетов — играли в прятки на заднем сиденье. Мы — семья путешественников. В пути мы слушали аудиокниги: «Убить пересмешника» (Гоше очень понравилось, потом активно обсуждали) и «Вино из одуванчиков» (не советую для долгой дороги, особенно в дождь — показалось немного затянутым, хотя сама книга прекрасна). На обратном пути попали в ливень, сумерки и густой туман на неосвещенной трассе. Но даже это не сравнилось с нашим опытом на трассе в Скандинавии в 2011 году. Самым опасным моментом стало неожиданное появление на дороге покрышки от грузовика. Это случилось после 8 часов пути, когда уже накатывала усталость. Ярик, мой супермен, среагировал мгновенно: в интенсивном потоке резко уклоняться было нельзя, поэтому он принял удар. Раздался негромкий удар, и мы поехали дальше. Увидели дорожный патруль и надеемся, что они быстро убрали эту помеху. Вождение — это опыт и ответственность, повторюсь еще раз. И у моего мужа этого достаточно, поэтому мы все чувствовали себя в безопасности. Страховка на автомобиль была включена в стоимость аренды. Мы не брали самую полную, но франшиза обязательна. Медицинскую страховку оформили отдельно, дешевле всего вышло в «Ренессанс-Путешествия» — около 2700 рублей на все дни, плюс вернулся кэшбэк 300 рублей через Switips. Кстати, через это же приложение я часто бронирую отели на Booking.com и тоже получаю возврат средств.
Подсчитываем выгоду
Давайте прикинем общие расходы: 14 000 (аренда) + 1 600 (кресло) + 3 700 (страховка) + 9 000 (бензин) + 300 (мойка) + примерно 3 000 (еда в пути) = около 30 000 рублей. А теперь представим, если бы мы летали самолетами. Только перелет Стамбул — Каппадокия — Стамбул на пятерых обошёлся бы минимум в 17 500 рублей (по 3 500 с человека). Плюс перелет в Анталию — еще тысяч 10. Плюс в Памуккале. Плюс такси от/до аэропортов. Плюс поездки в Аланию в Land of Legends и на пляж в Кемере. Плюс наш собственный тур по Каппадокии, который мы смогли себе позволить только благодаря машине и моему знанию мест. Плюс спонтанные вылазки в торговый центр вечером. Вывод очевиден: мы сэкономили ОГРОМНУЮ сумму. Да, если ехать из Стамбула только в одну точку, возможно, перелет будет логичнее. Но даже в этом случае на месте лучше взять машину, чтобы не тратиться на транспорт и такси и быть полноправными хозяевами своего отпуска. А что дети? Ну, они на то и дети. Чтобы через три часа дороги за километр до цели внезапно захотеть в туалет. Чтобы разрисовать себя перманентными маркерами в фиолетовый и зеленый цвета. Мы их «наказали»: отправили самих отмываться и спрашивать, где туалет. Чтобы раскрошить печенье и разлить айран. Получить легких подзатыльников. А потом снова ехать, смеяться, шутить с папой и мамой и чувствовать, как прекрасна жизнь… Наслаждаться каждым моментом.
Финальный аккорд: роскошный отдых перед вылетом
По возвращении в Стамбул мы с Яриком заранее запланировали сюрприз для детей — остановиться в хорошем отеле уровня 4* недалеко от аэропорта и пункта сдачи машины (это мы решили еще до того, как узнали, что сдавать будем прямо в аэропорту). Номер с джакузи и панорамным видом стал нашим финальным аккордом, чтобы скрасить усталость от долгой дороги, удивить детей и расслабиться самим. Мы почувствовали себя немного «мажорами», заказав ужин в номер (оказалось даже дешевле, чем в ресторане, и невероятно вкусно), нежились в пене и наслаждались видом.
Итоги и главный вывод
Утром мы неспешно позавтракали, пока я собирала вещи, Ярик съездил помыть нашего Фиатика, пообщавшись с местным работником, и мы отправились в аэропорт (пункт сдачи был в 4 км от терминала). Сдали машину, получили в подарок трансфер до аэропорта и массу теплых слов. Вывод такой: если в Турции вам говорят «my friend, problem», будьте готовы (или даже настаивайте) на компенсации, которая может оказаться даже лучше первоначальных условий. В этой поездке нас словно незримо вели за руку, окружая заботой и самым удачным стечением обстоятельств. Благодаря этому опыту аренда автомобиля стала моим любимым способом отдыха в любой точке мира. Мой любимый вид отдыха — это опыт. Тот, который развивает, вдохновляет на новые свершения, привносит в жизнь что-то особенное, что ты не забудешь НИ-КОГ-ДА. Даже если ты просто маленький ребенок, который отправился в путешествие с мамой, папой и братьями.
#многодетная семья #путешествие на машине #путешествия с детьми #автопутешествие #путешествие по турции #аренда авто #самостоятельные путешествия
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Аренда Авто в Турции. Наш многодетный опыт. Осень 2021.
