Плацкарт будущего: как российский дизайн перенял идеи австрийских коллег

Недавно представленный РИА Новости проект нового плацкартного вагона привлёк внимание своим поразительным сходством с концепцией австрийского железнодорожного оператора. Я не утверждаю, что это прямое заимствование — скорее, наши проектировщики творчески переосмыслили удачные находки европейских инженеров. Это сходство, однако, помогает нам лучше представить, каким может стать будущее российских поездов.

На опубликованных эскизах видно, что в некоторых секциях по центру проходит необычная вертикальная колонна. Интересно, что она присутствует не во всех отсеках — например, в крайнем правом её нет. Также есть изображения классического плацкартного пространства без этого элемента.

Но именно вариант с колонной вызывает наибольший интерес. Без неё вагон выглядит довольно привычно, разве что без третьей полки и со столиками в верхней части. Давайте разберёмся, зачем нужна эта конструкция и какие преимущества она даёт пассажирам.

Австрийский прототип

Для сравнения посмотрим на австрийский оригинал.

У них в колонне предусмотрены специальные ящики для обуви, а также встроенная лестница для доступа на верхние полки.

Российская адаптация

Наши дизайнеры пошли дальше: помимо отделений для обуви, они разместили на колонне рабочий стол и дополнительные шкафчики для вещей. Лестницу же вернули на традиционное место. При этом у каждого спального места появился персональный столик.

Пространство за колонной на российских чертежах скрыто, но в австрийском проекте видно, что там, где в наших вагонах обычно стоит столик, расположен цельный диван.

Ещё одна деталь: рундук (багажная полка под нижним сиденьем) открывается только наполовину.

Судя по всему, российские инженеры переняли и эту идею — на одном из эскизов видно, что рундук также будет иметь ограниченный доступ.

Кстати, сейчас российские заводы выпускают вагоны вовсе без рундуков, ссылаясь на антитеррористические нормы. Почему эти требования не помешали включить их в новый концепт — остаётся загадкой.

Перспективы проектов

Что ждёт оба проекта в будущем?

Австрийский перевозчик OBB NightJet уже анонсировал, что поезда с такими вагонами поступят в эксплуатацию в 2022 году.

Судьба российского варианта пока менее определённа.

Как сообщал Александр Лошманов, заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию пассажирского транспорта, макеты вагона могут быть представлены в конце лета или начале осени 2019 года.

Если дизайн получит одобрение, его планируют внедрять в рамках двухвагонных составов модели «2019», которые производит Тверской вагоностроительный завод.

Двухвагонный сцеп. Изображение: «Трансмашхолдинг»

«Мы планируем новые перегородки, индивидуальные зоны для пассажиров, усовершенствованные системы хранения багажа, специальные места для обуви и дополнительные столики. Перегородки будут трансформируемыми — если едут двое, их можно сдвинуть. При этом сохраним стандартные элементы плацкарта из соображений безопасности. Это будет персонализированное пространство для каждого, и мы рассматриваем его в первую очередь как ночной экспресс», — пояснял Лошманов.