Наш путь в Швецию: паромы, собака и борьба за билеты

Паром из Финляндии в Швецию: личный опыт с возвратом денег и сервисом

Возможно, мой рассказ покажется кому-то слишком бытовым — речь пойдет о паромах, билетах, попытках вернуть деньги и бюрократических перипетиях. Но если вы планируете путешествие на пароме из Финляндии в Швецию, Эстонию или другие направления, мой опыт может оказаться полезным и сэкономить вам нервы.

Чехарда с билетами: отмены, переносы, ваучеры и нервотрёпка

Как вы, наверное, уже знаете, в начале июля все наши планы рухнули из-за маленького, но коварного вируса. Впереди была долгая дорога, и на нашем пути возникло немало препятствий.

Путь, который нужно было преодолеть до катера

Первый квест начался с отмены билетов за 8 часов до отправления парома, причём всё происходило после 11 вечера. Как вы понимаете, в скандинавских странах ночью сервис по телефону не работает — здесь принято отдыхать. В экстренных случаях можно попробовать пообщаться с роботом или заполнить электронную форму. Робот, конечно, завис при первом же упоминании слова «корона». Я заполнила форму в надежде, что нас услышат.

Увы, утром реакции не последовало. Не дождавшись ответа от паромной компании, я решила всё-таки дозвониться. Сразу скажу: телефонный сервис в финском бизнес-пространстве стараются искоренить, как сорняк, — слишком он трудоёмкий. Куда бы вы ни позвонили — в банк, налоговую или поликлинику, — вы будете висеть в очереди дольше, чем решается ваш вопрос.

После долгого ожидания и прослушивания бесконечных мелодий на удержании со мной наконец поговорила приятная девушка. Выслушав мой рассказ о карантине и отмене билетов через электронную форму, она наивно сообщила, что в системе у нас стоит отметка «Не явились на посадку». Представляете? Я только что объяснила, что мы не могли приехать из-за внезапного карантина! Сложилось впечатление, что она либо не услышала мои слова, либо только что с Луны свалилась и ничего не знает об эпидемии и ограничениях. Пришлось объяснять всё заново. Она вроде поняла, но ответить не смогла — видимо, при падении с Луны не успела изучить инструкции на случай ковида. Пообещала перезвонить. И действительно перезвонила… на следующий день. В итоге нам выслали ваучер на стоимость билетов. Казалось, всё уладилось, но тут начался второй квест.

Второй квест — забронировать билеты на паром при двух условиях: мы едем с собакой, а бронируем за два дня до поездки. Главным усложняющим фактором стала отмена ограничений на поездки между Швецией и Финляндией, из-за чего жители обеих стран ринулись на паромы, пока границы снова не закрыли.

Этот этап можно точно описать ёмким финским словом sähläys (сяхляюс). Финско-русский словарь переводит его как «трудность, помехи, нервотрёпка», но не верьте словарю. Это слово означает именно чехарду, хаотичные действия, которые ни к чему не приводят. Ты пытаешься, стараешься, но получается только sähläys.

Наш сяхляюс начался с того, что у TallinkSiljaLine, где мы заказывали билеты в первый раз, не оказалось кают с окном для пассажиров с собаками. То есть пришлось бы плыть всю ночь или день в закрытом помещении с неоновым светом. Бедный пёс! Мы на такое пойти не могли.

Окно для Лёлика оказалось необходимостью.

Особенности эстонского сервиса

Если вы не в курсе, компания TallinkSiljaLine на самом деле эстонская, а не финская или шведская. Это определяет некоторые нюансы в обслуживании. Когда-то она была финской, но те времена давно прошли.

TallinkSiljaLine вообще не особо ориентируется на пассажиров с животными. При бронировании билета семьям с питомцами доступны только два типа кают — с окном или без. Других опций нет. Видимо, у них всего две такие каюты — одна с окном, другая без. Каюту с окном, наверное, уже занял какой-то более удачливый пёс. Нам предлагали только вариант без окна. Не буду описывать, как я мучилась, пытаясь найти что-то подходящее, и в итоге забронировала. Нажала кнопку подтверждения и получила подтверждение бронирования… на сентябрь. Вы понимаете: сентябрь, а мы ещё в июле.

Как опытный клиент, я уже знала, что дозвониться по телефону и общаться с роботом — дело неэффективное. Поэтому сразу заполнила электронную форму в надежде, что меня услышат. И услышали… через неделю. Сотрудник мужского пола на ломаном финском (компания-то эстонская) по электронной почте спросил, в какой день я хотела бы отправиться в Швецию. Я вежливо ответила, что уже почти неделю как в Швеции и плыть с TallinkSiljaLine больше никуда не хочу. Через пару дней пришло ещё одно письмо от того же сотрудника, снова на broken Finnish. На этот раз он поинтересовался, хочу ли я отменить билет. Я ответила, что отменила его уже почти 10 дней назад.

Тут молодой человек предпринял ещё одну попытку, заявив, что в таком случае мне вернут только 20% стоимости. Крупные финские компании не позволяют себе таких мелких попыток «развести» клиента. Что ж, пришлось лезть в условия оказания услуг и объяснять сотруднику, что с меня можно удержать лишь 10 евро. Он понял, согласился, но написал, что деньги вернут через 2–3 недели. Честно говоря, при такой неспешности эстонских парней я другого и не ожидала.

Как и на чём мы в итоге поплыли

К счастью, между Финляндией и Швецией работают ещё две компании. Finnless ориентируется на автомобилистов и грузоперевозки. Главное отличие от TallinkSiljaLine и VikingLine в том, что это не плавучая дискотека со спа, ночным клубом и развлечениями для подвыпивших пассажиров. Нас бы Finnless вполне устроил, но для семей с животными не оказалось кают с окном.

Нас спас, действительно выручил, VikingLine. Викинги — это наши люди! VikingLine не возил туристов в начале лета, но нам повезло: как я писала, ограничения между Швецией и Финляндией ослабили как раз в нужный момент, и Викинги снова вышли в рейс. Корабль оказался новеньким, каюта — светлой, с большим окном. Лёлик оценил сервис. Первым делом он забрался на столик у окна и с удивлением наблюдал, как за стеклом проплывают дома и деревья.

Вообще, собачникам могу посоветовать: путешествуйте с Викингами. Покупая билет для собаки, вы можете без проблем бронировать каюту любого класса. О том, что понравилось Лёлику на пароме, а что нет, я расскажу как-нибудь в другой раз. Этот рассказ пора заканчивать.

НО… наше путешествие только начинается, и трудности тоже. То есть продолжение следует, или jatkuu… И ещё мне нужно написать про Лёлика.

Интересное ещё здесь: Путешествия.

Как мы все-таки поехали в Швецию.