Всем привет! Хочу рассказать о самом масштабном автомобильном путешествии в моей жизни — переезде из Красноярска в Санкт-Петербург с 21 по 25 октября 2020 года. Это почти пять тысяч километров асфальта, четыре часовых пояса, пятнадцать регионов и около пятисот литров бензина. Причины переезда опущу — в этой истории важна сама дорога.
Подготовка и старт
Летом я специально приобрёл для этой поездки Honda Odyssey — машину вместительную и, что важно, доступную по бюджету. К путешествию подготовились основательно: заменили двигатель, рулевую рейку, тормозные диски с колодками, аккумулятор и многое другое по мелочи. «Одели» автомобиль в зимнюю резину. Моим единственным спутником стал верный пёс Ральф, которому уже шёл одиннадцатый год.
Через пять минут выезжаем.
Накануне вечером я забил машину под завязку: мешки, коробки, чемоданы, пакеты, тряпьё — свободным осталось только место водителя и половина заднего дивана, где я устроил лежанку для собаки. Утром погрузил оставшиеся цветы в горшках (часть пришлось оставить родителям), запас еды и — в путь.
В заднем отделении - зимний сад.
Псу тесновато, но что поделать.
Завалено всё.
Буквально всё.
Стартовали мы в 8:30 утра в среду, 21 октября. До этого мой личный рекорд был 500 км до Хакасии, после которых меня неудержимо клонило в сон. Но деваться было некуда — поехали.
Первые проблемы с навигацией
В качестве путеводителя я, не знаю почему, выбрал Google Maps. На мой взгляд, программа не самая удачная, но я наивно надеялся, что IT-гигант не подведёт с прокладкой маршрута. Ошибся. Уже в первом более-менее крупном городе на пути — Ачинске — навигатор повёл меня какими-то загадочными зигзагами. «Наверное, сокращает путь», — подумал я, пока не упёрся в тупик после узкого мостика. Впереди был разрытый карьер, а рядом разворачивался такой же любитель Google Maps. Нервы пошалили лишь пару секунд. Я закрыл ненавистный Гугл и запустил 2ГИС, чей встроенный навигатор оказался куда удобнее. С его помощью я благополучно выбрался из Ачинска.
Позже я узнал, что Google вёл меня к понтонному мосту, который летом работает, а в конце октября — нет.
Сибирь и первая ночёвка
Покинув Красноярский край, я оказался в Кемеровской области. Сам Кемерово запомнился неестественным смогом и обилием камер. Проехал его быстро. Затемно добрался до Новосибирска, который обошёл по объездной, не увидев самого города. Первый день завершился на стоянке для грузовиков, пройдя 806 километров.
Спал прямо в машине — это особое испытание, когда нельзя ни вытянуть ноги, ни лечь на бок.
Выдвинулся затемно, проспав часов шесть. Держал курс на Барабинск, а затем на Омск. Вторая ночёвка случилась где-то на полпути к Тюмени. Погода, до этого благоволившая, резко испортилась: температура упала, пошёл снег, появился гололёд. Остановился на неприметной стоянке в районе Ишима.
Приключения с 2ГИС и дорожные камеры
А теперь история про Барабинск и 2ГИС. Мне сразу показалось странным, что навигатор хочет увести с трассы в какой-то Барабинск, но я решил довериться программе. Видимо, там есть секретный короткий путь. В общем, свернул и попал сначала в ничем не примечательный Барабинск, а затем в Куйбышев. Вот Куйбышев запомнился навсегда — это, кажется, столица дорожных камер в России. Они здесь через каждые сто метров, плюс лежачие полицейские и ограничения в 40, а то и 20 км/ч.
2ГИС предложил покинуть Куйбышев по грунтовой дороге, где машины проезжали раз в десять-пятнадцать минут. Я ехал, матерился, но ехал. Километров через двадцать пропала связь и интернет. Осознав, что творятся странности, я развернулся обратно. До сих пор не пойму, какой такой путь из Ачинска в Питер проложил 2ГИС, что повёл меня на север. Может, дальше надо было лесными просеками двигаться?
Зато пёс вдоволь набегался.
Ветер, пасмурно, отклонились от трассы.
Вернувшись в Куйбышев, я гневно выключил 2ГИС и запустил Яндекс.Навигатор (благо, интернет в зоне видимости домов появился). Тот явно удивился моему местоположению, но чётко вернул на трассу.
Тюмень, Екатеринбург и штурм Урала
В Тюмень заехал уже на рассвете. Город проехал через новые районы с человейниками и большими развязками — такие я увидел впервые. Ещё впервые увидел огромные градирни ТЭЦ. В целом, Тюмень не впечатлила. Тут же закончилась омывайка, пришлось покупать новую.
В тот же день добрался до Екатеринбурга. Сделал остановку, чтобы протереть стёкла, перекусить, отдохнуть и позвонить близким. Город очень понравился: зелёный, тёплый, относительно чистый. Решил штурмовать Уральские горы до возможного снегопада, пока ещё оставалось пару часов светового дня.
К тому времени, как я добрался до Екатеринбурга, машина была покрыта грязью полностью.
А ведь выезжал на чистом автомобиле.
Бросок через горы стал настоящим испытанием. Бесконечные подъёмы, спуски, повороты, обгоны. Ощущение, будто мчишься на американских горках. Вереницы фур в обе стороны. Даже в темноте скорость редко падала ниже 90 км/ч, хотя кроме фар впереди идущей машины ничего не было видно.
Кстати, фур на этих трассах больше, чем легковушек. Иногда кажется, что дороги принадлежат только им. Встречались и лихачи, обгонявшие коллег на скорости под 110 км/ч. Один раз после Кемерово фура попыталась выдавить меня на обочину. Чем я не угодил водителю — загадка. Потом эта же фура мигала правым поворотником, разрешая обгон.
Я думал, что знаю всё о горных дорогах после поездок в Хакасию через Саяны. Но Саяны проезжаешь за час-полтора, а Урал казался бесконечным. Искал стоянки для ночёвки, но в темноте постоянно их проскакивал. Решил двигать на Пермь.
Уральские горы, делящие страну на Европу и Азию, стали серединой моего маршрута. Расстояние между Екатеринбургом и Пермью — около 300-350 километров.
Пермь, снег и лесные дороги
К счастью, горы закончились, и трасса вывела на широкую магистраль с ограничением 110 км/ч — такое я увидел впервые. По ней подъехал к Перми, обогнул город и в состоянии полного изнеможения нырнул на охраняемую стоянку грузовиков. Заплатил 100 рублей, припарковался и вырубился. За предыдущие ночёвки я никому не платил — просто заезжал на парковки фур, ставился с краю, и охранники, почему-то, не подходили. Может, смущал мой камуфляж или пёс, снующий вокруг машины.
Выехал, как обычно, затемно. Ночью прошёл снегопад, дорога была покрыта толстым слоем снега. Яндекс.Навигатор увёл меня с основной трассы на менее популярную, а затем — на ещё более заснеженную дорогу. Я снова удивился выбору навигатора, но делать было нечего — ехал. Кое-где приходилось сбрасывать скорость до 40 км/ч: страшновато нестись по снежному насту в полной темноте, когда вокруг только лес. Проехал так километров 200, и вдруг асфальт волшебным образом очистился от снега, хотя по обочинам его было много. Попадались и песочницы, и снегоочистители — дорога была явно местного значения.
Позже я узнал, что это была дорога Р-243, вполне приличная летом.
После Перми меня ждала зимняя дорога.
Чистый воздух и почти никаких машин на трассе.
Киров, Кострома и дорога в никуда
Наконец добрался до Кирова. Тут меня впервые остановил сотрудник ДПС, проверил документы и отпустил. После Кирова сделал привал: покушал, выгулял пса, позвонил и взял курс на… как я думал, на Вологду. Так же считал и Яндекс.Навигатор.
Следующий отрезок был долгим и однообразным. Хорошая трасса, много фур, потеплело, снега не было. Ехали, ехали, и вдруг навигатор сообщает, что я проехал поворот. Как так? Развернулся, вернулся, свернул и… офигел. То, что навигатор называл дорогой на Вологду, дорогой назвать было сложно. Асфальт словно исчез в случайных местах, оставив после себя колдобины с водой. Обочины не было — лес начинался сразу от дороги. Развернуться было негде, пришлось сдавать задним ходом.
Пока я стоял на крошечном пятачке, из леса не спеша выехал мужик на старом велосипеде. Откуда и зачем он тут ехал в сумерках — вечная загадка. Потом из леса выползла фура, а в лес уехала какая-то легковушка. «Этот маршрут не для меня», — заключил я и переключил навигатор на Кострому.
До Костромы летел несколько сотен километров по прямой как стрела дороге. Ощущение было, будто летишь в космосе: только разметка, фары впереди и встречные огни. Ничего больше. Хотел встать на ночёвку до или после города, но стоянки либо не попадались, либо я их не замечал в темноте. По трассе регулярно встречались знаки «Кемпинг», «Место отдыха», но самих объектов не было — только стрелка в лес.
Доехал до Ярославля, измотанный и злой. Нашёл грязную обочину в черте города и уже собрался спать, но, проверив карту, обнаружил, что прямо за лесополосой — кладбище. Решил не испытывать судьбу и поехал дальше в поисках хоть какой-то стоянки.
Дорога была ужасной: то разбитая «трещётка», то свежий асфальт. Словно половину денег на ремонт украли. На пределе сил приткнулся на обочине у заправки возле какого-то села. Было уже четыре часа утра. Я вырубился.
Финальный рывок и платная трасса
Через четыре часа Ральф разбудил меня, дыша в ухо. Обычно это означало, что ему срочно нужно на улицу. Вышел, выпустил — пёс сделал пару капель и обратно в машину. А я, хоть и хотел спать, ещё больше хотел поскорее закончить этот путь.
Поехали дальше. Через бесконечные «мухосрански», мимо сёл и кладбищ. Я знал, что Россия велика, но не предполагал, что за Уралом меня ждут такие дороги. Вокруг Красноярска ничего подобного не было.
Надо заметить, что навигатор повёл меня из Ярославля на Тверь через Углич. Дорога там и вправду была не ахти. Есть альтернативный, более качественный маршрут — через Москву.
Проклиная Яндекс.Навигатор, я двигался на Тверь. Решил там выехать на платную трассу, чтобы наконец-то отдохнуть от ям. Свернул на дорогу, которая, судя по статусу, должна была быть хорошей… и попал на худшую дорогу за все 15 лет моего водительского стажа. Асфальт лежал волнами, плюс выбоины, колдобины и колея. Казалось, что вот-вот оторвётся колео или выбросит в кювет. Эти 80 с лишним километров до Твери дались невероятно тяжело.
В Твери, наконец, взял курс на Питер по платной трассе М-11. С наслаждением покатил по ровному асфальту. Впервые увидел ограничение 130 км/ч, впервые ехал по платной дороге. В Санкт-Петербург прибыл в 15:00 25 октября, в воскресенье.
Итоги и впечатления
Слава богу, машина ни разу не подвела. Я её почти не глушил все пять дней. Только на второй или третий день появилось лёгкое биение руля при торможении (позже выяснил — слетела балансировка).
Питался в дороге скудно: взял с собой четыре армейских ИРП, съел от силы полтора. Мама дала варёных яиц и сала. Аппетита особо не было. Собака тоже почти не ела, хотя я вёз для неё целую кастрюлю еды. По приезду обнаружил, что сильно похудел и выглядел измождённо. На восстановление ушло дней четыре-пять. Спал в пути по 6 часов в сутки (в последнюю ночь всего 4), остальное время вёл машину.
С усталостью боролся с помощью аудиокниг — за поездку прослушал пять книг цикла «Тёмная башня» Стивена Кинга. Отличная штука, держала в тонусе лучше музыки или тишины. В дороге постоянно затекали ноги, сводило мышцы. Остановки сводил к минимуму. Ни разу не «рубило» в сон, но перед Пермью и после Костромы появлялось ощущение, что могу просто отключиться от перегрузки. Ральф тоже похудел, но в целом перенёс дорогу достойно.
Цифры. Пройдено около 4700 км. В первый день — 806 км, во второй — 1049 км, далее примерно по 1000 км в сутки. Заправлялся 22 раза, потратил 475 литров бензина (плюс 25 литров с полного бака на старте). Средняя цена АИ-92 по маршруту — 42.49 руб/л. Чем дальше на запад, тем дороже. Самый дорогой бензин был на Лукойле на М-11 — 45.05 руб/л. Средний расход — 10л/100 км (обрадовался, планировал больше). На топливо ушло около 20 000 рублей, плюс тысяча на кофе.
Ехал в среднем 110 км/ч. Заправлялся, когда стрелка опускалась до половины, заливая по 20-25 литров за раз.
По дороге не покупал еду, только после Кирова взял шашлык для собаки, которая отказывалась есть. В туалет ходил только «по-маленькому», так что с длительными остановками проблем не было.
Взял с собой: домкрат, компрессор, запаску, топор, огнетушитель, аптечку, нож, перцовый баллончик, страйкбольный автомат и биту. Ничего не пригодилось, слава богу. Кофе в термосе остыл через сутки. Пил в основном воду и газировку. Один раз немного полил цветы, которые вёз с собой.
Фотографировать почти не получилось — телефон был занят навигацией.
Машина показала себя отлично. При загрузке в 450-500 кг уверенно шла на обгон и крепко держала дорогу. Ни разу не пожалел о покупке.
Путь длиной в тысячу миль начинается с первого шага.
Интересное еще здесь: Путешествия.
