Дача Чехова.

По состоянию здоровья Чехов, любивший Москву и среднюю полосу России, был вынужден купить себе дачу в Ялте. Однако узнав, что Чехов в Ялте, ему просто не давали покоя поклонницы и почитатели его таланта. Сам Чехов жаловался, что туристы и в особенности барышни-интеллигентки целыми днями висели на заборе его дачи. И, чтобы сбежать от непрошенных гостей в январе 1900 г. Чехов приобрел в Гурзуфе маленькую дачу и написал родным: "Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево - шелковица". Купил дом - саклю у татарина, не торгуясь, за 3 тысячи рублей (если пересчитать на современные деньги, то получится, чуть меньше 4х миллионов рублей).

Виды с чеховской дачи действительно открывались чудесные. Справа - живописная бухта, ограниченная Никитским мысом с виноградниками имения «Ай-Даниль». Слева - скалы-близнецы Адалары и горбатый Аю-Даг. Над головой, высоко на скале, которую Чехов называл Пушкинской, (и это на самом деле Пушкинская скала, а не та, которую сейчас называют таковой)? находились развалины крепости времени византийского императора Юстиниана (VI в.).

На территории усадьбы Чехов собственноручно высадил три кипариса – это было началом прекрасного сада. Также здесь до сих пор растет бамбук, посаженный самим Антон Палычем для удочек, и высится кипарис, который Ольга Леонардовна Книппер (жена Чехова) высадила в год смерти мужа. Позже, известный артист Олег Ефремов собственноручно посадит здесь три пальмы, символизирующие Трех сестер.

На этой даче и скрывался Антон Павлович от многочисленных гостей, и именно здесь, любуясь видами Пушкинской скалы, он начинает работу над пьесой "Три сестры". Работа идет очень тяжело, Чехов все время пытается что-то исправить, переписать. И даже после окончания работы над пьесой, он, до того, как издать книгу, отдает пьесу театру, чтобы они сначала обыграли эти монологи, где-то отточили их в своей актерской игре, чтобы только после актерских поправок отдать текст в издательство.

Видимо, вдохновляясь произведениями Пушкина, местами и красотами Гурзуфа, которым Пушкин посвящал свои стихи, Чехов и в текст своей пьесы включает пушкинскую цитату: «У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том...».

Да, Чехов любовался видами Гурзуфа, и продолжал скучать по Москве. В пьесе "Три сестры" слово "Москва" во всех падежах герои произносят 46 раз! Но, несмотря на это, Антон Павлович планировал здесь жить со своей женой, - закупалась удобная мебель, продумывался интерьер. Однако надеждам не суждено было сбыться. 15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал: «Я умираю», попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался...

По завещанию, составленному А.П.Чеховым 3 августа 1901 г., гурзуфская дача перешла его жене О.Л.Книппер, которая ежегодно (за исключением военных лет) проводила лето в Гурзуфе. За год до своей смерти она уступила право собственности на имение художнику В.В. Мешкову, а тот передал его советскому Союзу художников. В гражданскую войну здесь жили артисты "качаловской группы", гастролировавшие по югу России, кстати, именно в составе этой группы была и Ольга Леонардовна Книппер. Позднее гостями были С.Рихтер, И.Козловский, О.Н.Ефремов и другие.

Дача пережила революцию, гражданскую войну и даже Великую Отечественную. Немецкие оккупанты не тронули дачу, когда сестра Чехова, Мария Павловна, показала им книги Чехова на немецком языке и они поняли, что живут в доме великого человека.

В самом доме всего 3 экспозиции - первая посвящена семье писателя, вторая - истории написания пьесы "Три сестры", а третья рассказывает об окружении Чехова. Восстановить дачу в том самом первоначальном виде, какой ее покупал писатель, предложил в 1987 году Олег Ефремов. Именно этот год считается годом открытия музея. Хотя сам музей трудно называть так в полном смысле этого слова - это, скорее всего, напоминание о жизни великого писателя, возможность прикоснуться к тому миру Чехова, который он тщательно скрывал при жизни.

Попасть на «чеховскую дачу» можно доехав из Ялты на 31м автобусе до остановки «Артек», а затем спуститься по Ленинградской до пересечения с улицей Чехова, и далее, по "Чеховке", следуя указателям, выйти к дому на бухте.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Дача Чехова. .