Мой путь лежал из уютной Сагады в Горной провинции Лусона на райский остров Палаван. Впереди был марафон длиной более суток — такова расплата за свободу самостоятельных странствий.
Стоит отметить, что начало этого пути было непростым: я только что исследовал пещеры, был мокрым до нитки и изрядно вымотан.
Прощание с Сагадой
Я надеялся задержаться в сагадском гестхаузе подольше, но хозяин был непреклонен: номер уже ждали новые постояльцы. Пришлось собирать вещи. Главной головной болью стали промокшие насквозь кроссовки. К счастью, горная часть путешествия позади, и на пляжах они мне были не нужны. Предстоящий долгий переезд в прохладном автобусе заставил задуматься о теплой одежде. Джинсы, которые я хотел надеть, были после стирки и требовали глажки. Владелец отеля сначала отказал в утюге, но затем, видимо, сжалившись, предложил погладить их сам — разумеется, не бесплатно.
Собравшись кое-как, я сдал ключ и отправился бродить по Сагаде — городку с населением около 11 тысяч человек, который больше напоминал большую деревню.
Сначала зашел в знакомое кафе, где ужинал накануне. Затем заглянул в несколько сувенирных лавок и накупил разных безделушек на память.
У меня был билет на автобус компании Coda Lines до Манилы, но отправлялся он из провинциального центра Бонток. Нужно было как-то до него добраться. Я разузнал о процедуре посадки на местные джипни: приходишь, садишься и ждешь, пока транспорт заполнится. Однако эти изыскания оказались напрасными.
На северо-западной стороне площади, за зданием мэрии, я заметил офис Coda Lines. Зашел на разведку и выяснил приятную новость: мой автобус теперь отправляется прямо из Сагады! Мне лишь пришлось немного доплатить за удлинение маршрута. Оставшееся время я провел, гуляя по городку, большей частью возле англиканской церкви и входа на кладбище. Тут я понял, что вчера совершенно проигнорировал официальный вход в Долину Эхо (Echo Valley), который находился слева от кладбищенских ворот. У церкви мирно паслись три лошади — картина, будто сошедшая со страниц английского детектива, не хватало только мисс Марпл.
На центральной площади я попробовал местный десерт — что-то вроде заменителя мороженого, зерна в йогурте. В суматохе я совсем забыл про йогурт-хаусы, которые считаются одной из достопримечательностей Сагады.
На душе было немного грустно. Сагада пришлась мне по душе, в отличие от шумного Банауэ. Тихий, приятный, свежий уголок.
Начало долгого пути
В офис Coda Lines я явился за полчаса до отправления, как положено. Активности не наблюдалось, пассажиров набралось всего человек пять. Автобус задержался минут на сорок-пятьдесят. За это время пошел дождь — мой первый филиппинский дождь и, как оказалось, в дорогу. Может, к удаче. По сравнению со спартанским автобусом компании "Ohayami", этот снаружи выглядел куда презентабельнее. Увы, мое место оказалось в самом последнем ряду.
К счастью, первые отрезки пути — до Бонтока и затем до Банауэ — я проехал в относительном комфорте, так как автобус был полупуст. Но в Банауэ всё изменилось. Основной поток туристов садился именно здесь. Стало ясно, что рисовые террасы Ифугао пользуются бешеной популярностью у обеспеченных западных путешественников. Автобус заполнился до отказа, две женщины даже ехали стоя. Бойкие иностранки буквально втиснули меня в угол. Что ж, прощай, Ифугао, горный край Лусона.
И начался настоящий ад. Самое обидное было видеть, как большинство пассажиров устроились с комфортом. Правда, в Лагаве мои шумные соседки-иностранки перешли на автобус компании «Охайами», но их место тут же заняли местные туристы. На среднее место в моем ряду уселся накачанный парень, всем своим видом напоминавший военного. Слева — этот «вояка», справа — миниатюрная филиппинка, обвешанная сумками и пакетами, впереди — развалившиеся в креслах иностранцы. От досады я был готов взорваться. К счастью, вскоре была запланированная остановка на ужин. В отличие от «Охайами» с их остановками у придорожных сараев, Coda Lines выбрала приличное заведение с нормальным туалетом и кафе. Со злости я наелся от души. Здесь же делала остановку и «Флорида» — флагман среди перевозчиков в горные районы, чьи автобусы окрашены в ярко-розовый цвет. У них, судя по всему, питание было включено в стоимость, так как их пассажиров обслуживали в отдельной зоне.
После ужина, сделав вид, что я измотанный путешественник, я немного потеснил соседей, устроился поудобнее и провалился в сон. Впереди меня ждала Манила и новые приключения.
Первая неделя моего большого путешествия завершилась не самым гладким образом, но за эти семь дней я успел увидеть величественные памятники трех столиц (Москвы, Стамбула и Манилы), вдоволь нагулялся по рисовым террасам и пещерам Лусона. Теперь же начиналась пляжная часть. Я дал себе зарок: больше никаких гор и террас… только море (only sea). Зарок, конечно, я потом нарушил, но зато с этих пор океан я видел каждый день.
Манила и перелет на Палаван
Я проснулся, когда автобус уже подъезжал к Кесон-Сити — крупнейшему городу страны, который даже успел побывать ее столицей. Увидел я его лишь ночью, и интересовал он меня исключительно как транспортный узел.
До цели моего путешествия, Эль-Нидо, я преодолел лишь первый этап. Мне предстояло добраться из Кесона в аэропорт Манилы, затем улететь на самолете авиакомпании "Cebu Pacificair" в Пуэрто-Принсесу — столицу Палавана, а оттуда уже по земле добраться на север острова, в поселок Эль-Нидо.
Ровно в три часа ночи автобус прибыл на автовокзал Coda Lines в южном районе Кесона, Кубао. Вокзал был небольшим и тесным. Иностранных туристов быстро растащили таксисты, а я всех отправил подальше и присел отдохнуть.
Обратите внимание: Прогулка по Васильевскому острову - одни места, но тогда и сейчас.
Когда суета улеглась, я занялся настройкой на смартфоне сервиса такси Grab. Требовалась регистрация — либо по паспорту, либо через аккаунт в Facebook. Ни того, ни другого у меня не было. Соцсетями я принципиально не пользуюсь. И вот, сидя на скамейке автовокзала в Кесоне, я приобщился к цифровому миру. В Facebook теперь есть мой, вероятно, самый скучный в мире, профиль. Главное — я смог вызвать машину. В Маниле у Grab много сервисов, включая доставку еды. Машина мгновенно появилась на карте, пришло сообщение, что водитель ждет и отменит заказ через 5 минут. Но такси застыло в паре кварталов от вокзала. Делать нечего, я пошел навстречу темноте. Водитель меня заметил, помигал фарами, и по дороге меня, к счастью, никто не съел.Grab сработал безупречно. Водитель китайского происхождения без умолку болтал на английском и с комфортом домчал меня до аэропорта. Пятнадцать километров до терминала 3 NAIA (так сокращенно называют аэропорт Манилы) мы преодолели примерно за полчаса. До вылета оставалось еще часов шесть. Терминал 3, который в основном использует Cebu Pacific, организован очень хорошо. Меня поразила огромная нарядная елка — а ведь было только 1 декабря. К новогодним украшениям на Филиппинах относятся с не меньшим трепетом, чем у нас.
К безопасности на Филиппинах подходят крайне серьезно, а в Маниле — просто с фанатизмом. Досмотры в аэропорту частые и тщательные, на входе в здание терминала проверяют почти так же, как и в зоне вылета. На рейс я зарегистрировался еще в Сагаде. Здесь оставалось только распечатать посадочный талон в специальном терминале и сдать багаж. Cebu Pacific — бюджетный перевозчик. Базовый тариф у них очень скромный, я в оба конца добавил только багаж. После сдачи чемодана я прошел в зону вылета внутренних рейсов. В манильском аэропорту есть один огромный плюс — цены в кафе и магазинах не завышены. Позавтракал я в сети китайских закусочных Chowking за вполне разумные деньги, а пообедал чуть позже в настоящем ресторанчике.
Оставшееся до посадки время я потратил на планирование палаванского этапа. На остров у меня было выделено пять ночей. Четыре из них я решил провести в Эль-Нидо, сделав главный упор на архипелаг Бакуит, а последнюю ночь оставить про запас. Самостоятельные поиски жилья я решил прекратить и вернулся к проверенному Booking.com. К тому же там появились хорошие предложения от приличных отелей. Бронирование решил отложить до прилета в Пуэрто-Принсесу.
В небе над Филиппинами
Перелет прошел просто замечательно. Посадка началась по расписанию. Самолет был новый, Airbus. Бортпроводницы, как это часто бывает в Азии, были невероятно милы и обаятельны.
Цвета компании — яркие, патриотично-украинские. Инструктаж по безопасности превратился в настоящее модельное дефиле.
После взлета стюардессы быстро разнесли скромные закуски для желающих. Затем провели веселый конкурс для пассажиров — такое я видел впервые. Большую часть полета я провел, глядя в иллюминатор: облаков было мало, и открывались потрясающие виды на филиппинские острова с высоты. А заход на посадку в аэропорту Пуэрто-Принсесы и вовсе был фантастическим.
Аэропорт здесь относительно небольшой и расположен почти в центре города.
Телескопических трапов нет, общественного транспорта у выхода тоже. Самолет подрулил прямо к зданию терминала, и пассажиры пошли пешком по летному полю.
Всем желающим выдавали забавные желтые зонтики от солнца — я и такое увидел впервые. Зонтик я не взял, хотя жара стояла приличная.
И вот началась главная, пляжная часть моего путешествия.
Финальный рывок до Эль-Нидо
В зоне прилета ничего интересного для меня не было, и я направился к выходу. Покидать аэропорт сразу не стал. Зашел в небольшой магазинчик между зонами прилета и вылета, купил еду с собой и немного продуктов.
За это время основная толпа пассажиров разошлась. Кстати, несмотря на туристическую популярность Палавана, большую часть пассажиров рейса составляли местные жители. Я сразу сдался на милость одной из местных транспортных компаний, занимающихся перевозкой туристов в Эль-Нидо. Меня посадили в уже знакомый по другим странам микроавтобус «Тойота».
Так я познакомился с еще одним видом местного транспорта — туристическими микроавтобусами. Ездил я на них только на Палаване. Сервис оказался выше среднего, и главным недостатком был долгий сбор пассажиров. Мы немало покружили по Пуэрто-Принсесе, но, наконец, всех собрали и тронулись в путь. На одной из остановок я успел забронировать и оплатить номер в отеле Эль-Нидо. Дорога заняла около пяти часов.
Дороги на Палаване своеобразные, с бетонным покрытием, но ехать можно. Один раз мы остановились на ужин в симпатичном придорожном ресторанчике.
В Эль-Нидо мы прибыли уже после заката, около семи вечера. Мой отель Inngo Tourist Inn располагался в районе набережной (если так можно назвать узкую полоску песка на первой линии бухты). Конечной же остановкой микроавтобуса был новый автовокзал поселка, в полутора километрах южнее. Я сразу сдался услугам местного помощника и был торжественно водворен в трицикл, который в мгновение ока доставил меня к двери гестхауса. С момента отправления из офиса Coda Lines в Сагаде до прибытия на ресепшн отеля в Эль-Нидо прошло около 28 часов.
Спасибо за внимание...
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Я еду, еду, еду в далекие края (Филиппины): суточный переезд из Горной провинции Лусона на остров Палаван.
