Мои впечатления от путешествий по Ирану: поезда, автобусы и уникальный опыт

Трансиранская железная дорога, новый Шёлковый путь, автобусы и другие способы увидеть страну.

Иран — страна с огромной территорией, конечно, не такая большая, как Красноярский край, но всё равно впечатляющая своими масштабами.

Поезд класса ВИП. Источник фото: surfiran.com

Здесь так много интересных мест, что при планировании маршрута я поставила себе цель увидеть как можно больше, попутно испытав на себе разные варианты перемещения по этой удивительной стране.

Автостоп

Мне всегда нравился этот способ путешествий — он даёт возможность познакомиться с самыми разными людьми: представителями разных профессий, социальных слоёв, с уникальными взглядами на жизнь. Часто водители делятся информацией о малоизвестных, но очень интересных местах, о которых не пишут в путеводителях. Со мной такое случалось не раз.

Однако в Иран я отправилась одна, поэтому решила не рисковать и отказаться от автостопа. Да, я слышала рассказы о самостоятельных путешественниках, в том числе и девушек, которые успешно передвигались по Ирану таким образом, но для меня это было слишком смело.

Хочу отметить, что все мои знакомые, которые пользовались автостопом в Иране, отзывались о нём положительно: водители охотно подбирают попутчиков, и долго ждать машину обычно не приходится.

Автобусы

В Исфахане

Автобусное сообщение в Иране развито очень хорошо. Маршруты покрывают всю страну, а сами автобусы бывают разного класса: от самых простых и бюджетных (без кондиционера и туалета, с видом на прожитые годы) до комфортабельных, где есть все удобства, включая розетки для зарядки, питание и даже ковровые дорожки в проходах, чтобы пассажиры могли ходить босиком.

Я попробовала и те, и другие.

В целом, это вполне приемлемый способ передвижения. Правда, автобусы иногда опаздывают, да и сам этот транспорт нельзя назвать быстрым. В иранских автобусах (как и в другом общественном транспорте) действует разделение по гендерному признаку: женщины и мужчины сидят отдельно. Вместе могут находиться только члены одной семьи.

В метро

Меня, как иностранку, обычно сажали на такое место, откуда меня было хорошо видно водителю, и где рядом сидели женщины.

Что приятно удивило: даже в самых недорогих автобусах пассажирам всегда раздают небольшую бутылку воды и какой-нибудь перекус.

А в более комфортабельном автобусе, где было включено питание, на ланч дали бисквит, а на ужин подали рис с кебабом и предложили на выбор чай или кофе. Сервис почти как в самолёте.

Есть один важный нюанс: информация в билетах, которые выдают в кассах, написана на фарси, а цифры используются арабские. Их лучше выучить заранее.

Перекусы, которые раздают в автобусахПерекус

К сожалению, в автобусе со мной произошла неприятная ситуация: помощник водителя всё время пытался пересадить меня на своё место и вёл себя довольно навязчиво.

Позже мои иранские друзья объяснили мне, что ночные автобусы для одинокой иностранной девушки — не самый безопасный вариант.

К тому же, спать сидя — то ещё удовольствие. Хотя нельзя не признать, что автобус — это самый экономичный способ передвижения.

ДорогаАвтовокзалОбязательно надо учить арабские цифры.

Обратите внимание: Поездка в поезде дальнего следования – это маленькая жизнь: как люди обустраиваются в плацкарте сегодня.

Билеты не печатают на английскомНочной автобус

Поезд

Иранские поезда бывают и такие. Источник фото: surfiran.com

А вот поезда в Иране я могу рекомендовать смело. Они быстрее автобусов, комфортнее, в них есть спальные вагоны, где можно выспаться ночью, сэкономив таким образом и на ночлеге, и на времени.

Уровень комфорта в поездах тоже разный: от плацкартных вагонов. Причём в иранском плацкарте полки расположены в три яруса, то есть всего получается шесть спальных мест.

Мне довелось проехать и в таком.

Было неудобно фотографировать, но всё же

Есть также сидячие вагоны и очень комфортабельные закрытые купе.

В плацкартных и купейных вагонах также соблюдается разделение на женские и мужские секции.

Интересно, что в Иране есть два знаковых железнодорожных маршрута, по которым было бы здорово прокатиться, если позволяет время.

Трансиранская железная дорога

Это легендарная Трансиранская железная дорога, протянувшаяся от Персидского залива до Каспийского моря через Тегеран. Её длина — 1400 км.

Путешествие начинается в Хорремшехре на реке Шатт-эль-Араб, которая служит границей между Ираком и Ираном. Далее путь лежит через Эрак, Кум, Тегеран, Сари и заканчивается в Бендер-Торкемане. Каждый из этих городов интересен по-своему.

Например, проезжая мимо нефтяных месторождений, поезд прибывает в город Шуштер, главной достопримечательностью которого является древняя ирригационная система, включённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Затем путь ведёт в горы Загрос, где поезд достигает самой высокой точки маршрута — 2200 метров над уровнем моря.

Далее следуют интереснейший город Кум и столица Тегеран. Финальный отрезок пути приведёт вас на север страны.

Трансиранская железная дорога сыграла важную историческую роль во время крупного наступления советских войск против немецкой армии во Второй мировой войне: по ней доставлялись стратегические грузы в СССР.

Это был коридор, через который западные союзники осуществляли поставки в Советский Союз. По некоторым оценкам, около 24% всех грузов было доставлено именно по Трансиранскому маршруту.

Вот такая дорога с историей.

Поезда в Иране когда-то выглядели так

Железнодорожное приключение завершается в Бендер-Торкемане, где проживает много иранских туркменов. Это берег Каспийского моря.

Новый Шёлковый путь

Карта железнодорожного маршрута. Источник: profit.pakistantoday.com.pk

Завершая рассказ о поездах, нельзя не упомянуть о грандиозном проекте: Турция, Иран и Пакистан планируют создать единый железнодорожный маршрут протяжённостью 6540 км. Представьте: сел в поезд в Стамбуле, а приехал в Исламабад.

В дальнейших планах — продление дороги до Китая.

Этот проект, получивший название «Новый Шёлковый путь», должен связать Китай с Европой через Турцию.

Помимо описанных мной способов, я знаю путешественников, которые исследовали Иран на мотоциклах и велосипедах.

Сама я так не ездила, но думаю, что в таком путешествии есть своя романтика, которая, однако, потребует много времени и, что немаловажно, хорошей физической выносливости.

Иран однозначно стоит того, чтобы его увидеть.

Спасибо, что дочитали эту статью до конца.

Подписывайтесь на мой сайт и следите за новыми постами :)

Читайте также другие интересные статьи:

Прокатилась в Египте на российском поезде, показываю изнутри что там и какРазноцветный остров в Иране, который упоминали Афанасий Никитин и Марко ПолоПро маски женщин Бандари: такой Иран не ожидаешь увидеть

#иран #иранцы #ближний восток #поезда #путешествие на поезде #автобусы #общественный транспорт #железнодорожный транспорт #новый шелковый путь #большое путешествие

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: 6 спальных мест в плацкарте, кебаб в автобусе и билеты на фарси: как я путешествовала по Ирану.