Стокгольмский синдром: как мы, русские музыканты, покорили шведского кондуктора

— Аргентинцы?
— Нет.
— Цыгане?
— Нет.
— Румыны?
— Нет!

Полуденное солнце палит нас у мини-рынка в Стокгольме. Прохожий, перебирая национальности, пытается угадать, кто мы такие.

Я — в терракотовой рубахе и кожаном жилете, с гитарой за спиной. Таня — с волосами черными, как смоль, в платье с этническим узором, который, если не быть специалистом по орнаментам, можно приписать кому угодно.

Мы — уличные музыканты. Вернее, Таня — музыкант, а я скорее аккомпаниатор. На гитаре играть научился ещё в школьном кружке, но виртуозом не стал. Сочинил пару песен, любил иногда поимпровизировать...

К этой жизни меня приобщила жена. Она — настоящий человек искусства, с душой, чуткой к музыке и краскам. Я же люблю забежать в творческую сферу наскоком, нахвататься впечатлений и мчаться дальше.

У нас был свой способ познавать мир — через местную этническую музыку. Приезжаем, скажем, в Стокгольм. Идём в библиотеку — благо они тут в каждом районе — копаемся в нотах, ищем то, что можно быстро освоить. Я добавляю аккомпанемент на гитаре к мелодиям, которые Таня подбирает на блок-флейте. А потом играем на улицах города гражданам их же фольклорную музыку, а они гадают:

— Венгры?
— Нет.
— Арабы?
— Вы ещё скажите — ацтеки!
— Ацтеки?
— Нет же, они вымерли сразу после мамонтов.

— Мы сдаёмся, — он поднимает ладони вверх, исчерпав все варианты.

— Мы — русские.

— Русские? — удивлённо повторяет мужчина и смотрит то на свою спутницу, то на привязанные к моим ботинкам банки из-под лимонада, наполненные сухим горохом, которые я использую вместо маракасов.

— Да, русские. Из Санкт-Петербурга.

Идём обедать авокадо с местного рынка. Помню, читал, как один парень, путешествуя автостопом по Марокко, питался одними апельсинами. Это и еда, и питьё, и экономия. Стокгольмские авокадо в этом плане не так универсальны — жажду не утолят...

Нежданная проверка

Это была предыстория. Сама же история случилась с нами однажды утром в пригородном поезде. Оставив палатку в парке на окраине, мы на метро доехали до T-Centralen — главного железнодорожного вокзала Стокгольма — и сели на электричку, идущую в дальний пригород.

Народу в вагоне было непривычно много для Скандинавии, где личное пространство ценится особенно высоко. Затолкав гитару на полку, мы с трудом уселись. Давка и шум больше напоминали посадку в электропоезд Санкт-Петербург – Луга на Балтийском вокзале.

Поезд тронулся, набирая ход, помчался по аккуратным насыпям, через тоннели, прорубленные в граните, по высоким мостам над синей глубокой водой. Стокгольм — один из моих любимых городов — в любое время года прекрасен, и я задумчиво смотрел на проносящиеся пейзажи.

Через несколько станций в вагоне неожиданно появился кондуктор. Система контроля билетов в столице Швеции — и в метро, которое здесь называют смешным словом «туннельбанан», и в поездах — выборочная. Мы никак не рассчитывали попасться.

Мы переглянулись. Два зайца, прижатые к окну другими пассажирами, с громоздким гитарным чехлом на полке и двумя рюкзаками на коленях. Вокруг полно народу, проходы забиты — бежать поздно и некуда...

Оставалось только смотреть, как неумолимо приближается кондуктор в синем пиджаке, деловито прокалывая своим компостером протягиваемые ему билеты. Щёлк! Щёлк!

Впрочем, одна смешная идея всё-таки пришла в голову.

Обратите внимание: Россиян одолел «синдром упущенного лета» и они пустились отдыхать во все тяжкие: куда еще можно поехать.

Мы не сговариваясь закрыли глаза и стали старательно изображать из себя утомлённых, задремавших в дороге пассажиров. Природа подсказала. Типа, спящих не тронут. А может, был расчёт на пресловутую шведскую вежливость — мол, спят и ладно, не будем беспокоить...

«Ваш билет, пожалуйста»

— Ваш билет, пожалуйста, — прозвучало над самым ухом.

Сосед старательно тряс меня за плечо. Уверен, он думал, что делает доброе дело. Моя голова раскачивалась из стороны в сторону, пришлось «проснуться».

— Ваш билет, пожалуйста, — ещё раз повторил кондуктор. Интересно, сколько раз за день он произносит эту фразу? Десять вагонов по пятьдесят пассажиров, плюс обратный рейс — по-любому несколько тысяч раз...

Размышляя об этом, я методично обшаривал свои многочисленные карманы... один раз… потом по второму кругу... ни в одном из них, естественно, билета не находилось. Пауза затягивалась неприлично долго.

— У нас нет билетов, — наконец констатировал я очевидный факт. Добропорядочные шведы с интересом смотрели то на меня, то на кондуктора.

— Тогда выходите на ближайшей станции, — кондуктор сделал строгое лицо, положенное по инструкции.

— Мы не можем.

— Почему?

— Потому что мы едем на работу и нам нужно добраться до конечной.

— Тогда покупайте билет.

— Этого мы тоже не можем.

— Почему?

— Потому что билет только в одну сторону на этот поезд стоит, как весь наш дневной заработок.

Кондуктор сдвинул форменную кепку на затылок и долго чесал лоб.

— Откуда вы?

— Русские. Из Санкт-Петербурга.

— Русские? — кондуктора явно осенило. Он поднял палец вверх и произнёс: «Есть идея! Моя племянница замужем за русским, сейчас я позвоню ему, это должно помочь...»

И он полез в нагрудный карман за телефоном. Позвонил. Обменялся приветствиями и эмоционально описал ситуацию. Шведский язык на слух довольно резок, отрывист, кажется, что человек ругается, а не разговаривает. Наконец кондуктор дал телефон мне.

— Здравствуйте, — прозвучала в трубке родная русская речь, уже тронутая шведским акцентом. Тембр был очень серьёзным.

— Здравствуйте.

— В чём дело? Почему вы не оплачиваете билет?

— Мы уличные музыканты и едем на работу. Стоимость билета в один конец слишком велика и сопоставима с нашим дневным заработком, поэтому покупка билетов лишает смысла всю поездку. А не работать мы не можем — мы на это живём.

— Аа, теперь понятно... Дайте, пожалуйста, трубку Йоргену.

— Снова вас, — я протянул телефон обратно кондуктору.

Кондуктор Йорген выслушал то, что говорил ему родственник. Постепенно его черты смягчились, суровые складки между бровей исчезли, глаза подобрели, а на губах появилась лёгкая улыбка. Он энергично кивал головой невидимому собеседнику. Закончил разговор и убрал телефон в карман.

— Всё в порядке! — сказал он, обращаясь к нам и широко улыбаясь. — Можете ехать до конечной.

Граждане Стокгольма хлопали глазами, пытаясь переварить происходящее. Мы облегчённо выдохнули. Как музыка, звучал для нас удаляющийся и затихающий голос кондуктора Йоргена:

Ваш билет, пожалуйста...

#реальные истории из жизни #истории #рассказ #истории из жизни #быль #философия #философия жизни #новелла #современная проза #воспоминания

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Стокгольмский синдром.