В качестве главной иллюстрации к этому рассказу на «Яндекс-Дзен» я выбрал фотографию из Музея поэта А.Т. Твардовского на хуторе Загорье. Возможно, заставку можно было подобрать иначе, но я, будучи ещё не слишком опытным автором, сразу решил выдвинуть на первый план этот значимый для меня кадр.
Это уже наша вторая поездка в Смоленскую область. Первую, состоявшуюся весной 2021 года, я озаглавил «Короткое, но насыщенное путешествие в Смоленскую область из Татарстана. Ельня, Петровичи, Клушино, Гагарин». Тогда мы провели в дороге чуть больше трёх суток. А вот эта, зимняя поездка, началась 29 декабря 2020 года в полдень и завершилась около одиннадцати утра 1 января 2021 года, уложившись ровно в трое суток или 71 час. На этот раз я не забыл зафиксировать показания спидометра.
Конечной точкой нашего маршрута был город Ельня Смоленской области, где проходит службу наш младший сын Идрис.
Как видно по фото, за эти три дня мы преодолели 2793 километра. Автомобиль был в движении 38 с половиной часов, что составляет больше половины всего времени, проведённого вне дома.
И вот, без минуты час дня 29 декабря, мы делаем прощальный снимок у машины с багажником, полным гостинцев для солдата, а также посылками от других родителей из Нижнекамска и Казани.
Дорога выдалась непростой. Столбик термометра показывал 6-8 градусов мороза. На трассе оставался снежный накат, который летел на лобовое стекло. При скорости выше 70 км/ч незамерзающая жидкость замерзала, причём это касалось как бюджетного варианта за 150 рублей, так и более дорогой от «Газпрома».
Из ярких впечатлений первого дня — лишь закат на новом мосту через Суру, который я не стал снимать. Моя супруга и верный компаньон в путешествиях Лилия в тот момент задремала, и будить её я не стал, прекрасно понимая, как утомительно быть пассажиром в долгой дороге. Водитель заранее видит повороты и готов к ним, а вот тому, кто сидит рядом, приходится нелегко.
Проехав по зелёной (разрешённые 110 км/ч) объездной Нижнего Новгорода, мы исполнили гражданский долг — позвонили по номеру 112, чтобы сообщить о мусоре на трассе и неисправных автомобилях, стоящих в неположенном месте.
Во время второй нашей поездки через Москву мы уже не планировали заезжать в центр, но в этот раз удержаться не смогли.
Предновогодняя Москва
Кремль в канун праздника выглядел особенно торжественно.
Вид Красной площади для нас не в новинку — бывая в Москве по работе, я иногда приезжал сюда в четыре-пять утра. Вот, например, фото октября 2018 года.
Лубянская площадь, где соседствуют здание ФСБ и «Детский мир».
Лобное место. Прошу прощения за качество снимков — было холодно, и всё делалось в спешке.
Воодушевление от первой подобной поездки хорошо передано в этом видео.
Дальнейший путь через Москву мы проложили по знакомому из прошлого раза маршруту. Свернули к Красной площади, сделали несколько кадров, после чего навигатор немного «поиграл» с нами, заставив покружить по улицам. В итоге мы всё равно выехали на Кутузовский проспект. Но голосовой помощник Алиса, найдя, как ей показалось, более короткий путь, направила нас на платную дорогу. Дело не в 260 рублях — две остановки для оплаты свели на нет всю экономию времени. Тем более что выезд на свободную в этот час трассу М-1 с ограничением 80-100 км/ч был абсолютно логичным.
Одна и та же трасса М-1 в Московской и Смоленской областях встретила нас по-разному. Покрытие и ширина идентичны, но в Московской области левую полосу, судя по всему, не чистили, и обгон приходилось совершать по снежной каше. После Москвы потеплело до -2...-3°C. Пару раз мы останавливались, чтобы передохнуть и долить «незамерзайку». А вот въехав в Смоленскую область, мы увидели кардинально иную картину: дорога, расчищенная вплотную к разделительному ограждению, позволила ехать быстрее и увереннее.
Свернув с М-1 в Сафоново, около половины шестого утра мы были в Ельне.
Ельня: город и гостиница
Отдельно стоит рассказать о гостинице. Для такого небольшого городка это просто «шесть звёзд». В чатах для родителей солдат многие жаловались, что в Ельне невозможно найти ночлег и советовали селиться в Дорогобуже. Полная чепуха! Гостиница «Центральная» на улице Энгельса, 41 — это обаятельный персонал, уютные номера и демократичные цены. Более того, мы планировали остаться на третью ночь, но передумали и уехали в четыре часа дня, и нам без проблем вернули деньги.
Вот холл гостиницы. Разве могла Лилия не сфотографироваться в такой уютной обстановке?
Немного поспав, мы отправились к сыну. У входа в войсковую часть стоит танк. И вот долгожданная встреча мамы с младшим сыном.
А это наш земляк из Нижнекамска получает посылку от родителей.
Казалось бы, можно отдохнуть и выспаться. Но нет, мы ведь заядлые путешественники, а спать можно и дома.
Немного истории
Е́льня — административный центр Ельнинского района Смоленской области с населением около 8700 человек. Город, награждённый орденом Отечественной войны I степени, 8 октября 2007 года удостоился почётного звания «Город воинской славы».Ельнинская операция, начавшаяся 30 августа 1941 года наступлением войск Резервного фронта под командованием Г. К. Жукова и завершившаяся 6 сентября освобождением города, стала важной частью Смоленского сражения.
(Историческая справка. Источник: Википедия)
Мы наметили обширную программу: музеи А.Т. Твардовского, М.И. Глинки, Ю.А. Гагарина и родину писателя Айзека Азимова.
Рационально выстроив маршрут, отправились в сторону Смоленска, первым пунктом которого стал музей Твардовского.
Хутор Загорье: музей А.Т. Твардовского
Мемориальный музей-усадьба А.Т. Твардовского находится в Смоленской области, Починковский район, хутор Загорье.
Я обожаю творчество Твардовского. В детстве у меня был сборник с поэмой «Василий Тёркин» и другими стихами, который я знал практически наизусть. Возле этого памятного камня я с чувством читал отрывки из «Тёркина», «Рассказа танкиста», «Печника».
А вот и сам музей.
Репринтное издание «Василия Тёркина», выпущенное к 65-летию Победы и столетию поэта, повторяет прижизненное издание 1942 года.
Дальше будет немного критичных наблюдений.
Смоленск и гастрономические разочарования
Следующим пунктом по плану был город-герой Смоленск.
Мы выехали из Загорья около часа дня. Пора было перекусить. На трассе Р-120 не оказалось абсолютно ничего. Для нас, избалованных гостеприимством и обилием кафе на Кавказе, это было дико. Там на каждом повороте тебя накормят так, что каждое блюдо хочется фотографировать. В Смоленск мы въехали голодными, если не считать лёгкого перекуса в Ельне около десяти утра.
Планы были амбициозные: увидеть Смоленскую крепость и памятный знак Города-героя.
Навигатор привёл нас в какой-то двор жилых домов, где никакой крепостной стены и в помине не было. Местные жители тоже ничем помочь не смогли.
Наш сын, как выпускник ветеринарного техникума, заведует в части... шучу, конечно, не рыбным хозяйством, а аквариумом. Мы нашли зоомагазин, купили корм, лекарства и новую декорацию для его подопечных.
Центр города стоял в пробках, погода была сырая и ветреная, под ногами — снежная каша. Решили, что осмотр Смоленска оставим до лучших времён.
Проложили маршрут домой. Навигатор вывел нас через райцентр Кардымово.
По дороге снова не было ни одной точки общепита. Мы бодро проехали Кардымово, но потом вспомнили, что солдата-то нужно покормить. Развернулись, вернулись в посёлок. Единственным местом, которое нам посоветовали, оказалась пиццерия «Пицца Мечты». Там мы купили для сына роллы, а для супруги — шаурму. Попробовал и то, и другое — было вкусно.
Как путешественник, делюсь деталями: название и адрес заведения я установил позже по платёжу в «Сбербанк Онлайн». Покормили мы сына в 15:32, хотя армейский обед, как известно, проходит по распорядку, у них он был в 14:00.
А теперь о грустном. Товарищи путешественники! Человек, избалованный кавказской, бурятской, калмыцкой, татарской кухней, в средней полосе России рискует остаться голодным в гастрономическом смысле.
Перед походом в музей Твардовского и поездкой в Смоленск мы зашли в самую популярную шашлычную Ельни. Нам подали бозбаш, который повар назвал турецким супом, хотя это классическое азербайджанское блюдо.
Дело не в названии, а в качестве. Картошка была холодной, мясо — тоже, а бульон имел непонятный цвет и неприятный слой жира.
Во время второго нашего приезда мы посетили ресторан, который зимой был закрыт. Готовка тоже оставляла желать лучшего, многие позиции в меню отсутствовали, при этом цены были «мишленовские».
В ту зимнюю поездку выручила предусмотрительность супруги: перед выездом она купила двух копчёных уток. Мы взяли с собой сало, казылык, кижуч собственного посола. У сына в части на Новый год тоже был праздничный стол, поэтому он взял с собой лишь немного угощения для товарищей. Так и жили, доедая утку уже на заправке после Москвы.
В общем, не стоит делать из еды культа, хотя я обязательно напишу отдельный рассказ о кулинарных впечатлениях от Бурятии, Камчатки, Владивостока, Калмыкии, Кавказа и казахской кухни. Жаль, что раньше я не фотографировал блюда, пока меня не научила этому моя соратница Лилия.
Вот, например, Ингушетия, блюдо жижиг-галнаш. В августе 2017 года эти две щедрые порции говядины с клёцками обошлись нам в 600 рублей.
Кстати, цены на Кавказе с тех пор несильно выросли, но туристов стало намного больше. Порции, правда, ощутимо уменьшились. Думаю, здесь дело не только в коммерции.
Но меня, кажется, занесло. Вернёмся к нашей поездке. Из Кардымова (да, оно склоняется, как пояснили в передаче «Говорим по-русски» на «Эхе Москвы») мы поехали обратно в Ельню и были вознаграждены вот этим прекрасным зимним пейзажем.
В своих путешествиях я видел многие великие реки: Уссури, Амур, Енисей, Обь, Кубань, Терек... А вот Днепр в тот раз «не брал».
Новоспасское: музей М.И. Глинки
На 31 декабря и 1 января у нас были грандиозные планы: музей Глинки, родина Азимова и музей Гагарина.
В 11:50 31 декабря мы уже были в Новоспасском.
Новоспа́сское — деревня в Ельнинском районе Смоленской области, известная как родовое имение композитора Михаила Ивановича Глинки. Его творчество оказало огромное влияние на всю русскую классическую музыку.
Музей М.И. Глинки — это настоящий восторг. Всё ухожено, красиво, экспозиция богатая. Как пояснила заведующая музеем Татьяна Михайловна, до пандемийных ограничений сюда приезжало очень много посетителей, проводились концерты и мероприятия.
Мы приехали, не особо надеясь попасть внутрь, но обошли территорию, которая сама по себе восхитительна.
Пока мы гуляли и фотографировали, нам из окна помахали и пригласили войти.
Экскурсию для нас лично провела заведующая музеем Татьяна Михайловна Чибисова — очень подробно и профессионально. Особенно запомнился рассказ о канарейках, которых любил композитор.
Взгляните на эту красоту и роскошь интерьеров.
Теперь, бывая в музеях, я с видом знатока обязательно спрашиваю: «Часы, наверное, английские?»
Рядом с музеем находится старинный храм.
Впечатлений было более чем достаточно, поэтому родину Айзека Азимова в Петровичах мы решили оставить на следующий раз.
На объездной дороге вокруг Ельни (да-да, у этого города с населением 8 тысяч человек есть отличная объездная, что вызывает лёгкую зависть у жителей мегаполисов) есть несколько памятных мест, где мы тоже сделали остановку.
Возвращаясь к теме гостиницы: мы оплатили три ночи, планируя встретить Новый год в Ельне, а первого января заехать в музей Гагарина. Но музей 1 января не работал, в гостинице кроме нас никого не было, и мы решили не обременять персонал своим присутствием. Как я уже упоминал, деньги за неиспользованную ночь нам вернули.
Вот мама прощается с сыном. На глазах слёзы, но она улыбается.
Этот снимок сделан в 16:40 31 декабря 2020 года. Вещи уже в машине, из гостиницы выписаны. В путь.
Дорога домой
Обратная дорога была не самой простой, но для зимы вполне приемлемой. Закончилась «незамерзайка», пришлось купить газпромовскую за 400 рублей.
В Москве навигатор завёл нас на Третье транспортное кольцо (ТТК). Для нас, «колхозников», привыкших к широким дорогам, это было испытанием. Самые длинные тоннели, в которых я бывал, — это Гимринский тоннель в Дагестане (длиной более 4 км) и тоннель в Грузии. Но там ты едешь прямо, а в ТТК — бесконечные съезды и въезды. Эти 40 минут показались вечностью.
Вырвавшись из объятий ТТК, мы отдышались, выпили кофе и двинулись дальше. «Алга» — что по-татарски значит «вперёд». Назад мы не сдаём.
Пряничный магазин в Покрове был уже закрыт — было около десяти вечера 31 декабря. В прошлую поездку мы даже высказали продавщице претензию по этому поводу, но особым радушием сотрудники этого магазина никогда не отличались.
Вот этот магазин на Ленина, 179, чтобы никто не обвинил в клевете.
Точно могу сказать, что в Петушках мы были в 22:30. Ждать полтора часа до Нового года не имело смысла, как и искать гостиницу. Поехали дальше. Около 23:30 устроили небольшой совет и решили ехать, невзирая на праздник.
Под Нижним Новгородом всё же не выдержали и остановились поспать. Но сон не шёл, и вскоре мы снова тронулись в путь.
В 10:20 1 января мы были на границе Татарстана. Приготовили паспорта, но их никто не спросил.
За всю поездку поймали лишь один штраф с камеры — и то первого января в Чувашии. Видимо, это была стационарная камера, про которую мы забыли.
Буду благодарен за ваши отзывы, в том числе и критические.
Мой соавтор и соратник по путешествиям — моя супруга Лилия Шамгунова.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Очень насыщенное и очень короткое путешествие в Смоленскую область из Татарстана. Ельня, музеи А.Т. Твардовского, М.И. Глинки.
