Олонхо: бесценное сокровище якутского эпоса и где его найти

С каждым годом мир открывает для себя всё больше удивительных антикварных находок: древние манускрипты, полотна старых мастеров, изысканные украшения, военные реликвии и скульптуры. Россия также хранит в себе множество таких сокровищ. Сегодня я приглашаю вас познакомиться с одним из уникальных культурных памятников, дошедших до наших дней, и предлагаю совершить небольшое виртуальное путешествие в мир якутского героического эпоса.

Среди духовного наследия народов Якутии особое место занимает эпическое сказание Олонхо, корни которого уходят в VIII век. Удивительно, но эта масштабная поэма, состоящая из 7-10 тысяч стихотворных строк, на протяжении столетий передавалась и продолжает передаваться изустно, от сказителя к сказителю, заучиваясь наизусть. Хранителей этой традиции называют олонхосутами.

Искусство одного актера сквозь века

Исполнение Олонхо от начала до конца — это всегда сольное выступление одного человека. Олонхосут не просто декламирует текст, он вживается в роли, становясь проводником мудрости предков. Это не театр одного актера в привычном понимании, а глубокая, талантливая нарративная традиция, где один голос ведёт слушателей через века, воплощая целый мир персонажей. В этом и заключается уникальная сила якутского эпоса.

Через призму Олонхо можно постичь традиционную культуру, религиозные и философские воззрения целого народа. В центре повествования — подвиги богатырей (боотуров), сражающихся за родную землю, благополучие соплеменников, мирный труд и счастливое будущее потомков. Их главные противники — богатыри из племени злых чудовищ, абаасы. Важно отметить, что эпос воспевает не только мужскую доблесть, но и отвагу женщин-богатырок, готовых пожертвовать жизнью ради защиты Отечества. Эти героини, наделённые неземной красотой и магическими способностями, часто выступают помощницами главных героев и находятся под покровительством богинь.

Мир духов в Олонхо неотделим от мира людей, поэтому центральной темой для сказителей всегда была борьба со Злом, неизменно завершающаяся торжеством добра и человеческого духа. Большое внимание в эпосе уделяется природе, которая выступает не просто фоном, а живым помощником и священной сущностью, достойной почитания. Богатыри и богатырки предстают как первопредки, чьи поступки являются эталоном высокой морали и нравственности.

Три мира и древняя история

В мифологических образах Олонхо запечатлелась древнейшая история якутов, особенно племени Айыы аймага, считающегося священными прародителями людей. Также эпос предлагает свою уникальную модель мироздания, разделённого на три сферы:

- Верхний мир (мир богов)

- Средний мир (мир людей)

и

- Нижний мир (обитель тёмных сил).

Герои Олонхо — это люди, сильные духом и телом, которым на помощь приходят духи-покровители, говорящие животные и старцы-мудрецы. Одним из настоящих букинистических сокровищ считается книга, где детально описаны сюжеты и персонажи этого эпоса.

Долгое время Олонхо считали просто красивой сказкой, плодом народной фантазии. Однако учёные доказали, что это не вымысел, а глубокое эпическое наследие. Это не просто история о надежде и победе добра, а подлинное культурное достояние, ценность которого невозможно измерить.

Термин «олонхо» обозначает как эпос в целом, так и отдельные сказания, такие как «Ньургун Боотур Стремительный», «Эр Соготох», «Ала Булкун» и другие. Вместе они составляют богатейшее эпическое наследие якутского народа. Многие тексты были записаны и воссозданы на рубеже 1920-30-х годов основоположником якутской советской литературы Платоном Ойунским, который и сам в юности был известным олонхосутом.

На русский язык «Нюргун Боотур Стремительный» в записи Ойунского впервые перевели лишь в середине XX века. В СССР эта книга издавалась в 1960-1980-х годах. Она невероятно увлекательна, и я настоятельно рекомендую её найти и прочитать.

Хранилище памяти: Национальный художественный музей Якутии

Чтобы глубже погрузиться в мир Олонхо, стоит посетить Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия). Его коллекция включает не только произведения русского и зарубежного искусства, но и подлинные национальные раритеты: элементы традиционного костюма и быта, головные уборы и изделия, украшенные бисерной вышивкой по меху и ткани, предметы из бересты и конского волоса. Здесь хранятся уникальные костяные изделия XVIII века. Особого внимания заслуживает серия акварелей «Якутия в народном эпосе» 1945 года работы талантливого этнографа-краеведа Михаила Носова, который средствами живописи пересказал героический эпос на холсте!

На этих картинах можно увидеть Саху (Древо жизни или Мировое дерево), прародителей людей, животный мир, природу, а также быт и ритуальные танцы древних якутов.

Благодаря трудам М.

Обратите внимание: Поезда по всему миру встали из-за вируса. Самая зрелищная стоянка в Ухани.

М. Носова мир якутской культуры сохранён для потомков. Этот выдающийся человек создавал этнографические каталоги, которые до сих пор служат источником для исследований истории Якутии. Я обязательно расскажу о нём подробнее в отдельной статье. Сейчас же хочется отметить те антикварные сокровища, что он оставил после себя: помимо более 250 графических и 55 живописных работ, это записанные тексты Олонхо.

Собирая этнографические материалы по всей Якутии более 30 лет, Носов записывал легенды и сказания, которые с любовью слушали в каждой деревне. Поэтому его картины такие яркие и наполненные жизнью. По ним можно «читать» историю, видеть прошлое, понимать, во что верили и на что надеялись якуты, как они берегли Саху и ценили жизнь, поклонялись богам и любили природу.

Олонхо в графике и эстампе

Олонхо находит своё отражение и в графическом искусстве: чёрно-белая линия, монументальность, слияние человека и природы, прошлого и настоящего. В этом ключе интересны работы В. Р. Васильева, Э. С. Сивцева, В. С. Карамзина и А. П. Мунхалова. Художники-графики трансформируют героический эпос в эстетическое переживание, подчёркивая его культурно-историческую ценность через игру линий и красок.

Нельзя не упомянуть основоположника якутского эстампа — Элляя Сивцева, художника из народа. В его графике особое место занимают произведения о духовной культуре и хранителях древних традиций саха. Восхищение вызывают серии литографий «Гость» (1978), «Шаманы» (1988), а также серия офортов «Якутские национальные игры» (1969), где чувствуется глубокий национальный колорит и духовная связь с корнями. В триптихе «Сказители» (1966) через аллегорические образы и сюжеты эпоса рассказывается история народа («Прошлое»), поединок и победа богатыря («Борьба»), наступившие мир и покой («Счастье»).

Столетиями Олонхо передавался устно, а его уникальные тексты, записанные отечественными этнографами, сегодня хранятся в архивах по всему миру!

Часть этих записей находится в архиве Якутского научного центра Сибирского отделения РАН. Здесь сохранились ранние тексты Олонхо, записанные в 1930-1940-х годах участниками фольклорных экспедиций со слов самих сказителей. Архив содержит около 150 полных текстов эпоса и более 80 отрывков сокращённых версий.

Живая традиция

Исследователи-эпосоведы и сегодня продолжают поисковую работу, разыскивая олонхосутов, которые ещё хранят умение сочинять и пересказывать якутский эпос. К сожалению, таких людей становится всё меньше. Но надежда жива! Сегодня в Якутии много талантливых детей, которые с ранних лет знакомы с Олонхо и пробуют себя в роли сказителей. Традиция продолжается, и героический эпос живёт.

Олонхо имеет статус шедевра устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО, как и раритетные записи, очерки и дневники, посвящённые его истории.

Конечно, в мире, в том числе в мире антиквариата, ещё много не найденных сокровищ, скрытых в земных недрах или морских глубинах. Но есть и такие, как Олонхо, что сокрыты в глубине самобытной якутской души. Именно здесь можно отыскать одну из самых дорогих в мире «северных Илиад» и «сибирских Одиссей»! Не зря Олонхо считается подлинным нематериальным культурным сокровищем. А оно, как известно, бесценно!

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Где находится самая дорогая "северная Иллиада" в мире.