После некоторого времени, проведенного в Москве, я с удивлением осознал, насколько по-разному организована оплата проезда в пригородных поездах. В Петербурге и Ленинградской области сложилась парадоксальная ситуация, когда пассажирам фактически созданы все условия для бесплатного проезда. Северо-Западная пригородная пассаржирская компания, кажется, сознательно упускает значительные суммы, что, конечно, радует недобросовестных пассажиров. Простите, "зайцы", но эта статья — о проблемах, которые создает такая система.
Проблема номер один: отсутствие работающих касс
Недавняя поездка на электричке в воскресный вечер стала для меня наглядной иллюстрацией ситуации. Я отправлялся со станции «Платформа 69 км» возле поселка Сосново на Карельском перешейке — места, популярного среди дачников. Последний поезд оттуда уходит около десяти вечера, и пассажиров всегда много.
Помню, лет десять назад на этой платформе еще функционировала касса. Сейчас она закрыта наглухо. На мой вопрос о том, как теперь оплачивать проезд, местные жители назвали лишь два варианта: мобильное приложение или покупка билета у контролера прямо в вагоне.
Первый способ мне не подошел из-за предыдущего негативного опыта: при покупке билета через приложение контролер потребовал предъявить паспорт для проверки данных, а документа у меня с собой не оказалось.
Оставался второй вариант — наличный расчет с контролером. По правилам, если касса на станции отправления не работает, дополнительный сбор за оформление билета в поезде не взимается. В разговоре с попутчиком выяснилось, что в это время суток кассы закрыты на всех станциях данного направления. То, что электричка забита до отказа в воскресный вечер, никого не смущает.
Контролеры, начавшие обход с хвоста состава в Сосново, дошли до моего второго вагона лишь через час пути, когда мы уже приближались к станции Девяткино — ключевой точке пересадки на метро. До первого вагона они так и не добрались. Таким образом, пассажиры первого вагона оказались в странном положении: с одной стороны, они стали "легальными безбилетниками", поскольку физически не могли приобрести билет; с другой — им предстояло решать проблему с турникетами на выходе в Девяткино (там, к счастью, работает одна касса).
Отдельно стоит отметить вопрос безопасности: страшно представить, сколько наличных денег носят с собой контролеры в позднее время и почему они работают без охраны. Но это уже отдельная тема.
Минимальная оплата независимо от расстояния
Наблюдая за пассажирами, я заметил любопытную закономерность. Практически все покупали билеты не от станции фактического отправления, а от ближайшей остановки, платя таким образом минимальный тариф — всего 38 рублей, независимо от реально пройденного расстояния.
Интересно, как эту проблему решают в Москве. Там на платформах без касс установили специальные автоматы, выдающие талоны с указанием времени и места отправления. При проверке контролер требует этот талон и оформляет билет именно от той станции, где пассажир начал поездку. Отсутствие талона означает штраф или дополнительный сбор.
Среди петербургских пассажиров есть особая категория — те, для кого даже 38 рублей кажутся чрезмерной суммой. Эти "суперэкономные" покупают билеты через приложение исключительно ради пятипроцентной скидки!
Механизм прост: заранее в приложение вводятся паспортные данные и маршрут, а в момент появления контролера пассажир быстро нажимает кнопку оплаты. На мой вопрос о том, что делать при отсутствии интернета (электрички часто идут через лесистые районы), попутчики пояснили, что в таком случае нужно просто иметь при себе наличные.
Любопытно, что аналогичной лазейкой активно пользовались и москвичи, но ее быстро устранили. Теперь при покупке билетов через приложение на московские электрички требуется активация на станции отправления — либо через турникеты, либо с помощью специальных считывателей на платформах. В Ленинградской области ничего подобного нет.
Почему система "поощряет" безбилетный проезд
Позвольте мне теперь высказать несколько соображений, которые, возможно, вызовут раздражение у "зайцев", но которые важно озвучить. Речь идет не о морализаторстве "за все нужно платить", хотя этот принцип, безусловно, важен. Проблема гораздо глубже.
При такой неорганизованной системе оплаты перевозчик, а вслед за ним и региональные власти, формирующие заказ на перевозки, не получают объективной картины пассажиропотока. Например, моя электричка была переполнена уже с дальних станций маршрута, но по официальным отчетам может сложиться впечатление, что большинство пассажиров сели лишь на ближайших к городу остановках. Это создает риск сокращения маршрута или даже отмены таких рейсов.
За последние пять лет московская система оплаты проезда значительно усовершенствовалась. Я убедился, что когда правила игры понятны и прозрачны, люди готовы их соблюдать. Для многих заплатить 50, 100 или даже 200 рублей оказывается проще, чем постоянно избегать контролеров. По моим наблюдениям, в Москве "бегунов" обычно не более пяти процентов от общего числа пассажиров.
Конечно, каждый человек стремится к экономически эффективному поведению и хочет сберечь свои средства. Если система, как в Ленобласти, не создает никаких ограничений, естественно, что пассажиры будут покупать самые дешевые билеты. Виновать в этом пассажиров нельзя — проблема в организации работы перевозчика.
Перенятие эффективных решений у соседних регионов, плюс более четкая организация работы персонала могли бы принести значительные результаты. Это пошло бы на пользу и бюджету компании, и качеству транспортного обслуживания. Если кого-то мои рассуждения задели, прошу прощения.
